548 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличается делитель от демультипликатора

Устройство автомобилей

Многоступенчатые коробки передач

Многоступенчатыми являются коробки передач, у которых число передач превышает шесть. Все многоступенчатые коробки передач являются многовальными, так как число валов в них больше трех. Как правило, такие коробки получаются в результате совмещения основных трехвальных коробок передач с дополнительными передачами, увеличивающими число ступеней вдовое.

Дополнительную (повышающую) передачу называют делителем ( мультипликатором ). Делитель сокращает интервалы между передачами основного ряда таким образом, что при его включении получается передаточное число, находящееся между двумя передаточными числами соседних передач основной коробки передач, т. е. он уплотняет ряд передаточных чисел и незначительно расширяет их диапазон (на 20…25 %).

Это позволяет устанавливать делитель перед основной коробкой передач, так как нагрузка на нее увеличивается незначительно и это не требует каких-либо конструктивных изменений. Уменьшение интервалов между соседними передачами улучшает тягово-скоростные свойства и топливную экономичность автомобиля.

Дополнительную коробку передач с понижающей передачей ( демультипликатор ) применяют при необходимости значительного повышения сил тяги на колесах. Они устанавливаются за основной коробкой передач, что позволяет снизить нагрузку на ее валы и зубчатые колеса.
Так как при этой схеме через зубчатые колеса основной коробки передач передается незначительный крутящий момент, то может быть уменьшена ее масса и габаритные размеры.
Управление такой коробкой передач облегчается, так как водитель большую часть времени переключает ступени основной коробки передач и реже включает прямую или понижающую ступени дополнительной коробки передач.

Многоступенчатая коробка передач КамАЗ

Многоступенчатая коробка передач автомобилей марки «КамАЗ», оборудованная делителем (рис. 1) состоит из основной трехвальной пятиступенчатой коробки передач А и делителя Б. Делитель состоит из картера, первичного 1 и промежуточного 10 валов, пары зубчатых колес 3 и 9, синхронизаторов 5 механизма 4 переключения передач.

На переднем конце первичного вала 1 эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самопроизвольное выключение передач делителя.
На шлицах перемещается инерционный синхронизатор 5 с блокирующими пальцами.

Ведущее зубчатое колесо 3 вращается на двух игольчатых подшипниках. Смазывание подшипников зубчатых колес первичного и вторичного валов основной коробки передач осуществляется принудительно с помощью маслонагнетающего кольца 2.
Из кармана, выполненного на внутренней стенке картера, масло самотеком поступает на кольцо, которое по наклонным сверлениям первичного вала 1 делителя нагнетает его в каналы первичного 6 и вторичного 7 валов коробки передач.

Ведомое зубчатое колесо 9 устанавливается на шпонке на промежуточном валу 10. Механизм 4 переключения передач делителя крепится на картере.

При включении прямой передачи синхронизатор 5 перемещается назад по ходу автомобиля и соединяет между собой первичный вал 1 делителя и первичный вал 6 основной коробки передач.
При включении повышающей передачи синхронизатор перемещается вперед и соединяет первичный вал 1 делителя с ведущим зубчатым колесом 3. Крутящий момент передается через ведущее 3 и ведомое 9 зубчатые колеса на промежуточный вал 10 делителя, который жестко связан с промежуточным валом 8 основной коробки передач.

Привод управления делителем – полуавтоматический пневматический. Его описание приведено здесь.
Последовательный ряд передаточных чисел при разгоне автомобиля получается путем включения делителя между передачами в основной коробке передач.

Многоступенчатая коробка передач КрАЗ

На автомобиле КрАЗ-260 основная коробка передач совмещена с дополнительной коробкой передач (рис. 3). Эта коробка передач восьмиступенчатая многовальная, так как кроме трех валов в основной коробке передач А имеется еще два вала в дополнительной понижающей коробке передач (демультипликаторе) Б.
Иногда такие коробки передач называют мультипликаторными коробками передач.

Основная коробка передач А – четырехступенчатая трехходовая с инерционными синхронизаторами всех передач переднего хода. Особенностью ее является наличие шестеренного масляного насоса 15, имеющего привод от промежуточного вала и осуществляющего подачу масла ко всем зубчатым колесам, включая и демультипликатор.
Привод управления коробкой дистанционный.

Двухступенчатый демультипликатор Б управляется с помощью самостоятельного дистанционного пневматического привода. Первичным валом демультипликатора является вторичный вал 2 основной коробки передач. Вторичный вал 8 демультипликатора передним концом устанавливается в расточку первичного вала соосно с ним.
Промежуточный вал 10 демультипликатора имеет два зубчатых колеса, находящихся в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами первичного и вторичного валов.

Включение прямой или понижающей передачи осуществляется дисковыми синхронизаторами 6 и 11. Малый синхронизатор 11 выравнивает угловые скорости валов 2 и 8 и включает прямую передачу, а большой синхронизатор включает пониженную передачу. Перемещение синхронизаторов осуществляется воздухом, поступающим в одну из полостей пневматического цилиндра 7.
Подача воздуха происходит только при выключенной передаче в основной коробке передач. Механизм, блокирующий подачу воздуха в цилиндр, находится в воздухораспределителе 3, который устанавливается на крышке картера и связан с механизмом переключения передач основной коробки передач.

Читать еще:  Формула для нахождения кпд

Последовательный ряд передаточных чисел в такой коробке передач получается прохождением всех передач прямого хода с включенной пониженной передачей в демультипликаторе, а затем этих же передач с прямой передачей.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОР И ДЕЛИТЕЛЬ: ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИЯ

Демультипликатор продлевает срок службы КПП, из-за того, что равномерно повышает мощность, за счет уменьшения нагрузки. Проще говоря, делитель увеличивает количество передач в 2 раза, и тем самым увеличивает силу тяги транспортного средства. Включается он с помощью кнопки на рычаге, либо тумблера, таким образом, выбирается низший или высший ряд переключения передач.

Как я уже говорил выше, демультипликатор и делитель чуть различаются. Делитель имеет прямую и повышенную передачу, а демультипликатор как раз наоборот, прямую и понижающую. Демультипликатор и делитель могут устанавливаться вместе. Если коробка 4-х ступенчатая, то будет уже 16 передач, потому что, как делитель удваивает передачи, так демультипликатор. Прямая передача коробки переключения передач — это режим, при котором обороты двигателя передаются без увеличения или снижения, то есть крутящий момент передается с мотора на оси колес напрямую. Коэффициент полезного действия при этом очень высок, потому что крутящий момент не проходит через промежуточный вал.

Повышающая передача, как многие знают, используется для экономии топлива, также из-за низких оборотов двигателя, на повышенной передаче, снижается износ двигателя и уровень шума, исходящий от мотора. Карданный вал вращается быстрее, коленчатого вала двигателя, при включении повышающей передачи.

При пониженной передаче, двигатель выдает высокие обороты на малой скорости. Такая передача нужна для получения более высокого крутящего момента, в случаях, когда мотору тяжело. Например, при долгом крутом подъеме, или при езде по бездорожью. На пониженной передаче мотор не будет перегреваться, при работе в жестких условиях. [2]

Рисунок 1 – Коробка передач с демультипликатором (Механизм переключения)

1, 5 – рычаги; 2 – серьга; 3 – вал коробки; 4 – фиксатор; 6 – демпфер;

Весь механизм демультипликатора состоит из рычага вала, вала вилки и вилки. Для переключения между рядами, используется пневматический привод механизма переключения. В сам привод входят: блок клапанов, пневмоцилиндр и соединительные шланги. Сжатый воздух к блоку подводиться из пневмосистемы автомобиля. В случае включения передачи пониженной и заднего хода, сжатый воздух поступает в пневмоцилиндр, и тем самым происходит включение. При включении оставшихся передач, сжатый воздух, поступивший в пневмоцилиндр, включает в демультипликаторе прямую передачу.

Демультипликатор, как и все детали коробки переключения передач смазывается маслом, которое залито в картер. Используется система смазывания смешенного типа: под давлением, разбрызгиванием и масляным туманом. Демультипликатор смазывается под давлением масляного насоса. [3]

Для управления демультипликатором и делителем транспортного средства, в большинстве случаев применяют либо автоматические или полуавтоматические системы переключения, без всяческих дополнительных рычагов переключения. Если нужны передачи повышенной проходимости, то для управления демультипликатором пользуются рычагом дополнительным, и при этом необходима обязательная полная остановка автомобиля, чтобы избежать нежелательных, крупных неисправностей трансмиссии. [4]

На коробках с демультипликатором строго запрещается:

-переключать с высшего диапазона передач на низший при скорости более 30 км/ч;

-вести движение на нейтральном положении рычага переключения передач;

-включать передачу заднего хода в движении, при неполной остановке.

В демультипликаторе переключение передач происходит автоматически, то есть высшая передача включается, когда рычаг управления коробкой переключаем из положения четвертой передачи в пятую, низшая передача – при переключении с пятой передачи на четвертую.

При управлении коробки передач с делителем, для переключения необходимо перевести тумблер управления делителем в нужное положение, затем после небольшой выдержки сцепления (1 секунда) необходимо отпустить педаль сцепления, и тем самым передача включится автоматически.

Рисунок 2 – Схема переключения передач делителем

Подводя итоги всего написанного, можно сказать, что использование демультипликатора и делителя в коробках переключения передач, как грузовых, так и автомобилей внедорожного типа, просто необходимо. Имея опыт в эксплуатации грузового автомобиля, могу сказать, что при работе трансмиссии в обычном режиме, мотор бы при перевозке тяжелых грузов просто перегревался, собственно, как и коробка, и что привело бы к отказу этих агрегатов. И ремонт двигателя и коробки некогда не обойдется дешево, и времени на это уйдет тоже немало. Поэтому делитель и демультипликатор сэкономят не только топливо, но помогут долго прослужить двигателю и трансмиссии, естественно при правильной эксплуатации автомобиля.

Читать еще:  Что такое gap страхование как отказаться

Список литературы

1. Демультипликатор // ru.wikipedia.org URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Демультипликатор (дата обращения: 12.03.2017).

2. Устройство передач демультипликатора // auto.today URL: https://auto.today/bok/5777-ustroystvo-peredach-demultiplikatora.html (дата обращения: 12.03.2017).

3. Механизм переключения передач в коробках с демультипликатором // http://carspec.info URL: http://carspec.info/mnogovalnye-korobki-peredach (дата обращения: 12.03.2017).

4. Делитель, демультипликатор и бесступенчатые коробки передач // http://www.chopper-bike.ru URL: http://www.chopper-bike.ru/view_invited_paper.php?id=228 (дата обращения: 12.03.2017).

5. Особенности организации станций технического обслуживания// Шакалов И.П., Прохорова Е.В. В сборнике: Образование, наука, производство Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2015. с. 1149-1151.

6. Применение аддитивных технологий в машиностроении и изготовление запасных частей для автомобилей// Матренин А.В., Прохорова Е.В. В сборнике: «Страна живет, пока работают заводы» Сборник научных трудов Международной научно-технической конференции. Ответственный редактор Овчинкин О.В. 2015. с. 215-217.

7. Быстросъемность основных узлов и агрегатов и ремонтопригодность транспортных средств// Прохорова Е.В., Севрюгина Н.С. Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2012. № 57. с. 97-103.

Кинематическая схема многоступенчатой коробки передач. Отличия делителя и демультипликатора. Понятие диапазона и плотности ряда передаточных чисел

Коробка передач предназначе­на для изменения сил тяги на ведущих колесах и скоростей движения автомо­биля путем увеличения или уменьшения передаточного числа.

Двухвальные коробки передач.

Такие коробки применяют для переднеприводных и заднеприводных (с задним располо­жением двигателя) автомобилей. Конст­руктивно их совмещают в одном блоке с двигателем, сцеплением, главной пере­дачей и дифференциалом. При поперечном расположении коробки передач применяется цилиндрическая главная передача. Шестерня главной передачи, выполненная за одно целое с ведомым валом коробки передач, располо­жена консольно. Привод поперечно расположенной ко­робки передач имеет некоторые особен­ности в связи втем, что необходимо совместить обычный способ переключения, когда выбор передачи происходит в результате поперечного перемещения рычага, а включение зубчатого зацепления в результате продольного перемещения. Двухзальные коробки передач имеют более простую кон­струкцию, низкий уровень шума и повышенный КПД на промежу­точных передачах. Одним из важных преимуществ таких коробок передач являются удобство компоновки, а также простота конструк­ции трансмиссии при заднем расположении двигателя переднеприводной и полноприводной конструкциях автомобилей.

Особенностями конструкции яв­ляются возможность включения четвертой передачи через муфту сво­бодного хода и обеспечение наката без выключения сцепления. Это дает возможность понизить частоту вращения коленчатого вала дви­гателя на единицу пройденного пути, а следовательно, уменьшить расход топлива и износ двигателя. Торможение двигателем осущест­вляется только на низших передачах. К недостаткам двухвальных коробок передач следует отнести отсутствие прямой передачи. Поэтому зубчатые колеса и подшипники и на высшей передаче работают под нагрузкой, что приводит к допол­нительному изнашиванию, повышению уровня шума.

Трех вальные коробки передач используют для легковых автомобилей, выполненных по классической схеме, грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности и автобусов.

Трех вальные коробки передач. При числе ступеней обычно не более шести управление коробкой может осуществляться при помощи одного рычага. Отличительной особенностью трех вальной коробки передач является наличие прямой передачи, на которой автомобиль движется большую часть общего пробега. На прямой передаче трех вальная коробка имеет более высокий КПД, чем двух вальная, работает менее шумно, так как в этом случае имеют место только гидравлические потери. На остальных передачах трех вальной коробки в зацеплении находятся две па­ры зубчатых колес, в то время как у двух вальных — одна. Это определяет бо­лее низкий КПД, но позволяет иметь на низшей передаче передаточное число UКП1=9 дальнейшего увеличения передаточного числа требуется применение много вальных коробок.

Многовальная коробка передач применяется для получения большого числа передач. Это четырех-, пяти-, или шестиступенчатаятрехвальная коробка передач со встроенной или совмещенной дополнительной повышающей или понижающей коробкой передач.

Повышающая дополнительная коробка передач называется делителем или мультипликатором. Расположенная перед коробкойпередач, она обычно имеет две передачи — прямую с передаточным числом U = 1 и повышающую с передаточным числом Uк 1, увеличивает число передач в 2. 3 раза и передаточные числа коробки передач, значительно расширяя их диапазон. Многовальные коробки передач используют на автомобиляхбольшой грузоподъемности, а также на автомобилях-тягачах, работающих с прицепами и полуприцепами.

Читать еще:  Что означают черные номера на машине

ДВС, дизельные, V- образные. Топливный насос низкого давления. Требования к техническому состоянию. Изменение технического состояния в эксплуатации. Износы, возможные повреждения, отказы, неисправности. Их признаки, причины, способы устранения. ТО и Р.

Дефекты и устранения: износы отверстий – постановка новой детали; обломы , трещины и износ головки – брак( если же забоины , риски, раковины – устраняют прилипиванием; дефекты крышки-демпфера так же); погнутость коромысла – правка в холодном состоянии. Так же после разборки насоса необходимо прочистить все от масел и инородных веществ, коррозию. Задиры зачищают шкуркой. Если есть возможность отверстие обрабатывают под ремонтный размер. Герметичность восстанавливают полной разборкой и сборкой с предварительной очисткой и склеиванием. Далее насос испытывают и проверяют его количественные показатели.

Бензонасос – наиболее важный и особо уязвимый элемент топливной системы автомобиля. Бензонасос приводится в действие электродвигателем постоянного тока. Бензонасосы бывают двух видов – погружные и подвесные. Если бензонасос вставлены в корпус и погружен в топливо – погружной бензонасос, охлаждение происходит за счет прокачиваемого топлива. Если насос расположен вне бака с топливом – подвесной бензонасос. На входе бензонасоса предусмотрена фильтрующая сетка, предназначенная для задержания крупных частиц, способных привести к выходу из строя бензонасоса.

Основными причинами выхода бензонасоса из строя могут быть:

некачественный бензин – наличие в нем мелких абразивных частиц;

неисправности в топливной системе автомобиля – работа бензонасоса с перегрузкой;

старый или забитый фильтр;

коррозия или механическое разрушение корпуса бензонасоса;

износ самого бензонасоса от времени.

Требования к бензонасосу:

максимальное рабочее давление;

производительность в рабочем режиме;

потребляемый ток (5-9 Ампер).

Советы по правильной эксплуатации бензонасосов:

меняйте фильтрующие сетки погружных бензонасосов;

следите за качеством используемого бензина, чистотой топливного бака;

не допускается попадание влаги в бензонасос;

не подвергать механическим воздействиям;

не доверяйте ремонт бензонасоса непрофессионалам

Демультипликатор

Демультипликатор — деталь коробки передач, расположенная на рычаге переключения мощности разделяющая так называемые “половинки” как например в > или т.н. ряды как например в > или то и другое как в КПП >.Переключение расположено на рычаге КПП.Все переключения ведутся через педаль сцепления.В ней больше зубчатых колёс, которые имеют меньшие размеры, а следовательно, меньшие моменты инерции и окружные скорости. Такая конструкция повышает срок службы трансмиссии при большой передаваемой мощности. Демультипликатор в конструкции автомобиля – дополнительная коробка передач, устанавливаемая после основной (обычно в одном блоке с ней), предназначенная для увеличения количества низших передач. Как правило, демультипликаторы имеют две ступени (передачи) – прямую и понижающую. Передаточное число понижающей передачи выбирается довольно большим, так что при ее включении все передаточные числа трансмиссии смещаются в диапазон ниже первой передачи основной коробки. В этом, кстати, состоит функциональное отличие демультипликатора от делителя. Функцию демультипликатора может выполнять раздаточная коробка.

См. также

Демультипликатор — устройство Коробки Переменной Передачи определяющая передаточное число передаваемое на трансмиссию и ведущие мосты автомобиля. Демультипликатор может быть как половинчатый > так и > или > Все переключения ведутся через педаль сцепления,за исключением КПП > и > устанавливаемые на магистральные тягачи производства Мексика,США,Канада. > > > > эти КПП в которых исключены меж передаточные синхронизаторы переключаются без участия педали сцепления. В коробке переменной передачи оснащенной демультипликатором больше зубчатых колёс, которые имеют меньшее передаточное число, а следовательно, меньшие моменты инерции и окружные скорости. Такая конструкция повышает срок службы трансмиссии и правильное распределение вращающего момента от двигателя автомобиля при большой передаваемой мощности. Демультипликатор в конструкции автомобиля – дополнительная коробка передач, устанавливаемая обычно после основной (в одном блоке с ней)но были модели автомобиле и с установкой демультипликатора перед основной КПП. Предназначенная для увеличения количества пониженных передач. Как правило, демультипликаторы имеют две ступени (передачи) – прямую и понижающую. Передаточное число понижающей передачи выбирается довольно большим, так что при ее включении все передаточные числа трансмиссии смещаются в диапазон ниже первой передачи основной коробки. В этом, кстати, состоит функциональное отличие демультипликатора от делителя. Функцию демультипликатора может выполнять раздаточная коробка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: