0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем поливают дороги в москве

Нас травят реагентами каждую зиму. Разобрались, какими именно

С наступлением морозов на дороге становится опаснее, и в качестве борьбы применяются реагенты для разъедания льда и песок или щебень для лучшей фиксации шипов.

Правда, проблем от этого меньше не становится. Песок и щебень загрязняют дороги, а реагенты разъедают не только лед, но и резину и обувь, а также вредят окружающей среде.

Будьте осторожны! Смотрите, что это за белая крошка под ногами:

Какими бывают реагенты

По разновидностям в Москве распространены следующие смеси и растворы:

Песок + соль. Самая распространенная комбинация. Не требует специального оборудования

Хлорид натрия (или обычная соль). Дешево для коммунальщиков и опасно для пешеходов и водителей. Особенно сильно разъедает резину и обувь.

Хлористый кальций. Плавит лед быстро и без ущерба для экологии, при попадании в почву удобряет ее. Работает даже при минус 30. При этом способен вызвать аллергию у человека и ожоги лап у животных.

Хлористый кальций модифицированный. Устойчив к сильным морозам, разъедает все на своем пути — лед, резину, обувь, асфальт. Ядовит для животных

Соль + мраморная крошка или гранитный щебень. Абразивные материалы безопасны для человека и животных. Правда, их необходимо использовать правильно, иначе они закупорят ливневки, и весной на улице будут стоять лужи.

Реагенты также бывают двух типов:

Жидкие. Используются при температуре не ниже минус 5 градусов, потому что если поверхность уже успела покрыться слоем льда, то налитая сверху жидкость только усугубит дорожную ситуацию, ухудшив сцепление с дорогой.

Твердые. Менее прихотливы, подходят для использования при любой погоде.

Во всех типах используемых в России реагентов одним из основных компонентов является соль. Химикаты разной степени опасности для вещей, людей и животных – добавлять по вкусу.

Почему именно соль

Для борьбы со льдом соль используется с конца XIX века. Ледяная корка, вступая в химическую реакцию с натрием, за короткий промежуток времени тает превращается в лужу, которая не замерзает даже при температуре ниже минут 10.

Пару десятков минут, и проезжая часть становится абсолютно безопасной — шины не скользят, а из препятствий только слякоть, которая не провоцирует аварии и легко убирается грейдером.

Однако вместе с быстродействием у соли есть и большой недостаток. Еще в XIX веке отмечалось, что она разъедала копыта лошадей.

В настоящее время соль наносит вред шинам автомобилей, нашей обуви и лапам животных. Тем не менее, на улицах дворники разбрасывают зачастую именно её.

В некоторых городах уже задумываются об ограничениях использовании этого едкого компонента. Например, в 2019 году ее использование в Санкт-Петербурге ограничили — в Северной столице соль применяется точечно при резких колебаниях температуры.

Можно ли обойтись без реагентов?

Частично да, но для этого потребуется больше времени и денег.

В 2016 году в Санкт-Петербурге попытались свести использование реагентов к минимуму, сделав упор на очистку дорог и вывоз сугробов с тротуаров. Эффект был ожидаем — увеличились затраты и время работы.

«Это требует больше затрат и усилий, ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения», — говорили в 2016 году в комитете по благоустройству Северной столицы.

Спустя какое-то время соль вернулась на улицы Питера. В Москве даже таких экспериментов не делали, как разбрасывали тоннами химическую крупу – так и разбрасывают.

Как проблема с вредными реагентами решается в других странах

Все зависит от погоды. Наиболее распространенное решение — мраморная крошка, но в чрезвычайных ситуациях можно прибегнуть и к более эффективным решениям.

В Финляндии в Хельсинках зима 2019 года выдалась суровее, чем предыдущие, и расходы на защиту дорог увеличились.

Главный пункт борьбы со снегом в Хельсинки — вовремя чистить.

Все улицы делятся на три категории: главные дороги с активным движением, дорогие средней загруженности и небольшие улицы — преимущественно в жилых кварталах.

Дороги первых двух категорий очищаются каждый день до 7 утра, небольшие улицы — раз в три дня.

Своевременная чистка не всегда помогает, поэтому в Хельсинках также применяется соль. Правда, состав реагента изменен, чтобы он наносил окружающей среде меньше урона.

«Чтобы сохранить уровень засоления почв настолько низким, насколько возможно, рекомендуется использовать увлажненную соль», — говорит инженер-специалист по техническому обслуживанию в администрации Хельсинки Туомас Лаутаньеми.

Аналогичным методом снижают урон от соли в некоторых провинциях Канады (в Онтарио и Квебеке). Там используется соль на основе сока сахарной свеклы. За счет собственных кислот она тоже работает как реагент — в результате на растапливание льда требуется на 30% меньше соли.

Кроме того, сок сахарной свеклы делает раствор более плотным, поэтому соль лучше прилипает к асфальту и эффективнее растапливает лед.

Как выяснилось, полностью отказаться от реагентов невозможно. В таком случае, на чистку дороги уйдет гораздо больше времени, чем с ними.

Читать еще:  Среднее значение неравномерности вращения коленвала

Но можно свести их использование к минимуму или снизить урон с помощью изменения состава. Жаль, что у нас об этом не думают, продолжая посыпать дороги ядовитыми химикатами вперемежку с солью.

Не забудьте стряхнуть ноги перед домом.

(4.67 из 5, оценили: 33)

Чем посыпают московские тротуары и улицы?

— В этом году используем те же составы, что и в прошлом, — рассказал глава столичного департамента ЖКХ и благоустройства Андрей Цыбин. — Реагенты проходят экологическую экспертизу, все партии подвергаются химическому анализу, если нарушений нет — выдается разрешение на их использование.

Противогололедные составы — это многокомпонентная рецептура, причем для обработки дорог и тротуаров она разная.

Для пешеходных дорожек — щадящая и более дорогая, состоящая из формиата натрия или аналога муравьиной кислоты и мраморной крошки. Эти компоненты безвредны для экологии. Единственный минус тротуарного реагента — белый налет, который остается при растирании сапогами мраморной крошки об асфальт. Зато этим он обеспечивает идеальный противоскользящий эффект и легко смывается водой с сапог.

Что касается дорог, то здесь используют в зависимости от погоды разные фракции реагента, почти одинакового по составу: это растворы хлоридов кальция, натрия, магния и смягчающие их химические соединения. Когда на улице до -10 — поливают дороги жидким реагентом. Растворяя снег и лед, он разбавляется до состояния рассола. В мороз дороги посыпают твердым реагентом.

Как рассказал руководитель Центра химико-экологической общественной экспертизы Михаил Рейнов, соляные растворы, будь то тротуарная или дорожная химия, не могут вызвать термических ожогов или ухудшить здоровье. А основная причина, почему страдают собачьи лапы после прогулки, в том, что от обогревателей дома и из-за перепадов температуры на кожице лап образуются микротрещины. В эти микротрещины попадает соляной раствор и причиняет дискомфорт. Лучше выгуливать пса вдали от проезжей части или на надевать специальную обувь, а раз в день смазывать лапы жирным кремом.

По словам заведующего кафедрой на факультете почвоведения МГУ им. Ломоносова Дмитрия Хомякова, основной вред сапогам, лапам или автомобильным деталям приносит ненормированное использование реагента. Например, когда жидкий реагент не помог, улицы засыпают твердой фракцией, обилие соли приводит к засоленности почвы и вызывает коррозию металла. Предотвратить подобную практику может применение специальной техники с дозированным использованием реагента, а также повышенный контроль.

— В нашем мегаполисе, где зима длится по 6 месяцев, а снега выпадает втрое больше нормы, отказаться от применения реагента нельзя, — считает глава столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. — Безопасность и здоровье граждан важнее, потому, чтобы наледь на дорогах и тротуарах не стала причиной аварий и травм, с ней надо бороться. Минувшей зимой израсходовано на треть больше реагента, чем обычно, но к загрязнению почвы это не привело.

Если заметили скользкий участок дороги, обращайтесь в ОАТИ Москвы по телефону горячей линии: 8 (499) 264-96-81, или на сайт «Наш город».

Чем посыпают дороги зимой

Коммунальные службы всех городов мира борются со снегом. Но в нашей стране это отдельная история. Зачем посыпают дороги солью, противогололедным реагентом?

С наступлением холодного сезона автолюбителей беспокоит вопрос, чем посыпают дороги зимой, как эта химия влияет на состояние машины. Особенно эта проблема актуальна в мегаполисах, где средства для растапливания льда и снега используют очень активно. Например, коммунальные службы Москвы ежегодно закупают около 500 тысяч тонн реагентов на сумму порядка 6 млрд. рублей.

Зачем зимой дороги посыпают солью

Один из самых известных реагентов, которым зимой посыпают дороги от гололеда, – хлорид натрия. Это вещество имеет тот же состав, что и обычная соль, которую добавляют в пищу. Разница только в степени очистки от примесей.

На вопрос, зачем зимой дороги посыпают солью, есть простой ответ: «чтобы быстро бороться со снегом и льдом». Хлористый натрий, вступая в реакцию с замерзшей водой, повышает ее соленость. Смысл в том, что соленая вода не замерзает даже при — 15°C. Проезжая часть быстро очищается ото льда и снега, повышается безопасность движения. Высыпать несколько мешков соли намного быстрее, чем собирать тонны снега.

Вторая причина, зачем дороги посыпают солью в морозную погоду – экономическая целесообразность. Удалять снег с проезжей части механическим способом дорого. Приходится задействовать экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другую технику. Чтобы посыпать дорогу реагентом, достаточно одной машины. Надо просто обработать поверхность проезжей части, растаявший снег и лед стекает в кюветы и стоки. Экономится топливо и трудовые ресурсы.

Посыпают ли дороги солью сегодня

Соль в России сыпали на дороги еще в позапрошлом веке. Сохранились документы 1868, где поднимался вопрос отказа от этого метода борьбы с гололедом. Основная причина – вред для копыт лошадей. С тех пор ситуация мало изменилась, но сдвиги в лучшую сторону все-таки есть.

Какими реагентами посыпают дороги сегодня? Полностью отказаться от использования соли дорожно-эксплуатационные службы пока не могут. Все реагенты для растапливания льда содержат натрий хлорид в различных концентрациях.

В городах России используют разные химические вещества для борьбы с гололедом. Вопрос лишь в том, какой солью посыпают дороги зимой. Выбор зависит от климатических условий, плотности автомобильного потока на улицах и возможностей регионального бюджета. Рассмотрим пример Москвы.

Смесь песка и соли использовали на дорогах столицы с 60-х годов прошлого века. В 1992 году использование этого дешевого реагента ограничили, а в 2003 году отказались от него полностью. Хлорид натрия разъедает резину покрышек, вызывает коррозию металлических деталей автомобилей, разрушает обувь пешеходов. Песок добавляет грязи на улицах, забивает стоки ливневой канализации.

Читать еще:  Сравнить санта фе и туссан

Чем посыпают дороги от гололеда в Москве

Московские коммунальные службы используют несколько реагентов, рассчитанных на разные погодные условия. Различают жидкие и твердые вещества. Жидкость может использоваться как самостоятельное средство. Порошкообразные смеси разбрасывают на снежный накат и лед, чтобы растопить их, только в паре с растворами.

Жидкий реагент для любых улиц

Представляет собой водный раствор хлоридов натрия (до 6%) и кальция (до 23%). Жидкость наносят на чистое дорожное полотно как превентивную меру, чтобы выпавший снег не прилип к асфальту, и его легче было удалить. Сроки нанесения координируют по данным московского метеоцентра.

Твердый реагент для обычных дорог

Содержит хлористый натрий и кальций в соотношении 8:2. Смесь достаточно быстро плавит лед и снег при температуре до — 15°C. Распыляют на заснеженное или обледеневшее дорожное полотно только в паре с жидким средством.

Твердый реагент для скоростных трасс

Техническая соль составляет около 65% общего объема. Добавки: соль муравьиной кислоты, хлориды кальция и калия. Позволяет быстро расплавить лед при температурах до — 35°C. Используют с жидким составом преимущественно на МКАД и ТТК.

Твердый реагент для трасс в зоне зеленых насаждений

В составе этой сухой смеси доля хлорида калия увеличена до 25%. Это удобрение для растений. Распыляют вместе с жидким средством. Несмотря на повышенную экологическую безопасность, этот состав вызывает коррозию деталей автомобиля также быстро, как и другие реагенты.

Примеры из мировой практики

Разобравшись,чем посыпают дороги в Москве, интересно узнать, как дела в этой сфере у соседних государств. Конечно, надо делать поправку на климатические условия и общую техническую грамотность массы водителей.

Чем посыпают автомобильные дороги в Европе

Во многих странах Евросоюза официально запрещено использовать соли для обработки дорожного полотна. Западные функционеры и ученые просчитали, что вред от засаливания почв и коррозии автомобилей гораздо больше, чем выгода от увеличения скорости дорожного движения.

Каменная крошка. Вот чем посыпают дороги в Европе. Это экологически чистый материал, который можно использовать многократно. Отсев щебня или другую мелкую каменную фракцию наносят на снежный накат или лед. Весной крошку собирают, промывают и используют повторно.

Чем посыпают дороги в Финляндии

Северные соседи не особо оригинальничают. Автомобильные дороги в Финляндии посыпают каменной крошкой. Холодная погода способствует. Выпавший снег лежит всю зиму, поэтому разбрасывание крошки приходится выполнять только после сильных снегопадов, когда предыдущий слой скрыт толстым слоем снега.

Важность защиты автомобиля от воздействия реагентов на зимних дорогах

Проблема защиты от реагентов актуальна для любого водителя. Владельцам новых моделей европейского производства можно беспокоиться немного меньше. Совсем немного. Уверения производителей, что заводская защита обеспечивает абсолютную защиту кузова – маркетинговый ход. Все хорошо только в рекламе.

Даже оцинкованный кузов не застрахован на 100% от коррозии. Соль, растворенная в воде, – это электролит, который агрессивен к любому металлу. В цинковом покрытии есть микропоры, через которые соляное раствор добирается до стальных деталей кузова. Максимум – пять лет, и начнется процесс коррозии. Корейские и японские машины начинают гнить раньше. Антирекорды, как всегда, ставят российские и китайские авто. Образцы автопромышленности этих стран пасуют уже на второй-третий год.

Как защитить свой автомобиль от вредного воздействия реагентов

Коррозия начинается в местах повреждения лакокрасочного покрытия. Это первый барьер защиты металлических деталей. Часто ЛКП повреждается на дверцах, порогах, днище, в колесных арках от летящих из-под колес камешков.

Простейшее решение этой проблемы – установка локеров и брызговиков. Эти приспособления защищают внутреннюю часть арок, днище и нижнюю часть кузова от абразивного воздействия грязи, песка и камешков, вылетающих из-под колес при движении автомобиля.

Надежный способ, позволяющий защитить внешние части кузова автомобиля от коррозии, – ламинирование. Тонкая пленка наклеивается на «проблемные места»: пороги, дверцы, капот, промежуток между задней дверцей и колесной аркой.

Специалисты автосервисов советуют не менее двух раз за зиму выполнять профилактику коррозии. Если установлены локеры – проверить их состояние. Любые мелкие царапины ЛКП необходимо зачистить от грязи и обработать полиролью. Глубокие сколы зачищают более тщательно и обрабатывают составом против ржавчины. При необходимости проблемное место лучше подкрасить.

Осматривать нужно не только видимые части автомобиля. Обязательно исследуйте на наличие повреждений антикоррозионное покрытие днища. Если пренебречь этим советом, можно упустить момент возникновения очага ржавчины. Бороться с этой напастью намного сложнее, чем предупредить ее.

Чтобы качественно осмотреть днище, его надо тщательно очистить. На многих автомойках моют только кузов. Доплатите, чтобы ваш автомобиль вымыли полностью, или пользуйтесь автоматической мойкой (там эта услуга включена «по умолчанию»). Зимой днище машины нужно содержать в чистоте.

Если уделять должное внимание, независимо от того, чем посыпают дороги зимой в вашем городе, вы сможете защитить свой автомобиль от коррозии. Помните: любую проблему легче предотвратить, чем решать ее. Счастливого пути и ровных вам дорог.

Экспертиза «КП»: Чем посыпают столичные дороги

Корреспондент «КП» опытным путем выяснил, чем коммунальщики поливают столичные дороги, насколько эффективны и чем опасны реагенты Фото: Евгения ГУСЕВА

Об уличных реагентах среди москвичей бытует не меньше мифов, чем о легендарном метро-2. Почему-то люди уверены, что городские коммунальщики специально выбирают самые едкие, опасные и неэффективные составы. Они, якобы, только грязь разводят, а лед не убирают.

Я на практике решил проверить, как работает дорожная химия. Столичные коммунальщики любезно одолжили мне реагенты, которыми обрабатывают проезжую часть.

Для эксперимента я взял с собой еще соль и песок. Интересно, классические приемы борьбы со льдом хуже или лучше современных?

Читать еще:  Яндекс навигатор скачать бесплатно windows

Фото: Евгения ГУСЕВА

С ЛЕЙКОЙ ПРОТИВ ГОЛОЛЕДА

Найти заметенный участок дороги оказалось не просто — после первого снегопада дворники за полдня выскребли всю Москву. На мое счастье, они забыли про стоянку посередине Ленинградского проспекта, около метро «Динамо». Тут и лед уже есть, и сугробчики лежат по краям.

Сначала устраиваю тестовый заезд и торможу при скорости 40 км в час безо всяких реагентов. Антиблокировочная система моего «Опеля-Мокка» в ужасе скрежещет. Шипованная резина цепко вгрызается в лед — машину почти не ведет. Финишная линия отмечена двумя дорожными конусами.

Фото: Евгения ГУСЕВА

А дальше — экспериментируем с реагентами.

Первым делом я поливаю дорогу из садовой лейки жидкими реагентами. Снег, как в сказке про 12 месяцев, начинает таять на глазах. Разве что подснежники не выросли.

Фото: Евгения ГУСЕВА

На соседнем участке — не хуже деревенского сеятеля — рассыпаю пищевую соль. Зачерпывая рукой из бумажной пачки, я горстями кидаю на парковку. Белые кристаллы тут же теряются на фоне снега. Лед начал таять очень медленно, только через 15 минут я заметил результат.

Перехожу к третьему участку, тут будет лежать песок. С ним все просто — сыпь, пока не кончится.

Последний заснеженный кусок парковки я обработал твердыми реагентами. Маленькие белые кристаллы размером 3-5 мм, как и соль, пришлось раскидывать руками. Эффект на лицо — снег и лед вокруг крупинок быстро начинают таять. Через пару минут скользкая корка стала похожа на дуршлаг.

Дальше я принялся нарезать круги по парковке, тормозя при скорости 40 км в час на участках с новым реагентом.

ИТОГ: Результаты оказались в пользу современных составов. Лучше всего себя показал жидкий реагент. А вот от соли толку не было совсем.

КАКИЕ БЫВАЮТ РЕАГЕНТЫ

В Москве используют пять разных видов противогололедных материалов.

«КР2тв» — им посыпают только тротуары. В состав входит пищевая соль, мраморная крошка и соль муравьиной кислоты (экологичный материал, не вредит природе).

— Соль и муравьиная кислота нужны, чтобы плавить снежную кашу, — рассказал «КП» замруководителя Департамента ЖКХ Москвы Владимир Ефимов. — Крошка потом создает шершавый белый слой на асфальте. Мы специально используем в городе мягкий мраморный щебень — раньше был твердый гранитный, но он застревал в эскалаторах метро и портил механизмы.

«ХКНж» — жидкий реагент для улиц. На 5-6% состоит из пищевой соли, на 22-23% из хлористого кальция (натуральный материал, который быстро плавит снег), остальное — вода.

— За два часа до снегопада мы обрабатываем все дороги Москвы жидким реагентом, — поясняет Ефимов. — Он не позволяет снегу прилипнуть к асфальту. Если выпадает больше 5 сантиметров осадков, подметаем и поливаем дороги еще раз. Состав работает при температуре до минус семи градусов, дальше начинает замерзать. В сильные холода мы комбинируем жидкие и твердые реагенты. Пользоваться одними твердыми реагентами практичеки нельзя — в сухую погоду их просто сдует.

«ХКНтв» — твердый реагент для обычных улиц. На 80% состоит из пищевой соли и на 20% из хлористого кальция.

— Хлористый кальций всем хорош, только он «работает» максимум три часа, а потом начинает замерзать, — говорит Ефимов. — Поэтому мы используем еще и обычную соль — она «включается» после первого компонента и «работает» много часов.

Реагент можно использовать, пока температура не опустится ниже минус 15 градусов.

«МРтв» — твердый реагент для скоростных магистралей. На две трети состоит из пищевой соли, остальное: соль муравьиной кислоты, хлористый кальций и хлористый калий (это вообще удобрение для почвы).

— Дорогой, но эффективный и экологичный реагент, — рассказал Ефимов. — Его обычно используют на дорогах типа МКАД и ТТК. Там надо растопить снег и лед как можно быстрее. Работает при самых низких температурах.

«МРКтв» — твердый реагент для скоростных магистралей с озеленением. Самый дорогой из тех, что используют в Москве. Состав похож на «МРтв», только здесь в два раза больше экологичного хлористого калия.

— Мы используем этот материал на дорогах, проходящих через зеленые зоны, — комментирует Ефимов. — Он самый безопасный для растений и почвы. Увы, реагент на треть дороже, чем другие составы. Использовать его по всему городу слишком дорого.

Соль, песок — применялись в городе с 19 века до 2001 года. Самые дешевые реагенты. К сожалению, недостатки перевешивают их пользу.

Чистая соль быстро отравляет почву. Раньше за сезон на 1 кв. метр асфальта высыпали 3 кило соли. Большая часть ее потом оказывалась на земле.

— В сухую погоду соль выступала кристаллами на дороге и превращалась в пыль, — объясняет Ефимов. — Весь воздух оказывался в ней. Кроме этого, соль оседала на троллейбусных проводах, разъедая их.

Песок самый экологичный. Но он моментально забивает все водостоки. Сейчас песок используют только на междугородних трассах.

ВОПРОСЫ-РЕБРОМ

Откуда на дорогах грязь?

Каждую зиму горожане задаются одним и тем же вопросом: снег белый, реагенты тоже белые, так почему каша на тротуарах коричневая?

— Грязь почти на 80% состоит из нефтепродуктов, — рассказали «КП» в Департаменте транспорта. — Это выхлопы автомобилей, частички покрышек. Остальное — земля с газонов. Реагенты, которые мы используем, размывают масляную пленку на асфальте, поэтому снег тут же темнеет.

Главная задача современных реагентов — не плавить снег, а оставлять его рыхлым. Тогда техника сможет спокойно смести сугробы к обочине. Без реагентов снег начнет замерзать, создавая на проезжей части ледяной накат.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector