1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что сыпят на дороги зимой

Реагенты для дорог — что используют?

Мы уже не раз писали на нашем автомобильном портале Vodi.su о том что, зима — это сложное время для автомобилистов по целому ряду причин:

  • увеличивается расход топлива и масла;
  • трудно завести двигатель в мороз;
  • необходимость перехода на зимнюю резину;
  • нужно уметь управлять автомобилем на скользких дорогах.

Еще одна немаловажная проблема — антигололедные реагенты, которыми посыпают дороги для борьбы со льдом и снегом. Из-за этих химических материалов страдает лакокрасочное покрытие, быстрее проявляется коррозия, изнашиваются шины.

Что же такое сыпят коммунальщики на дороги зимой? Разберемся с этим вопросом в этой статье.

Самое первое, что приходит на ум — соль. Однако посыпание обычной поваренной солью улиц обойдется слишком дорого, поэтому применяется техническая модифицированная соль. Полное название данного состава — жидкий раствор хлористого натрия модифицированного . Именно его сегодня и используют в столице.

Главные преимущества данного вещества:

  • расход на 30-40% меньше, чем технической соли;
  • способность топить лед в сильные морозы — минус 35 градусов;
  • им можно посыпать как автомобильные магистрали, так и тротуары.

Для того, чтобы расход был еще более экономичным, используют не просто этот реагент, а делают различные смеси:

  • гравийная крошка;
  • песок;
  • щебенка (отсев гранитного щебня, то есть самая мелкая фракция);
  • мраморная крошка.

Согласно многочисленным экологическим экспертизам, данные составы не влияют негативно на окружающую среду. Но любой водитель и пешеход подтвердит, что весной, когда все начинает таять, из-за всей этой крошки образуется очень много грязи, которая потом смывается ливнями в реки и озера. Кроме того, ею забиваются ливневые стоки.

Есть и определенные негативные моменты, к примеру непродолжительный срок действия (3 часа), поэтому его распыляют по несколько раз в день.

Другие реагенты

Бишофит (хлористый магний) — вместе с ним применяют самые разные элементы (бром, йод, цинк, железо). Стоит сказать, что бишофит считается намного более эффективным, чем соль, потому как не только вызывает таяние льда, но и впитывает образующуюся влагу. Он не оставляет пятен на одежде или на ЛКП, однако может вызывать быструю коррозию. Этот реагент успешно используется не только в Москве, но и в других регионах, например в Ростове-на-Дону, Воронеже, Тамбове.

Стоит, правда, отметить, что от разработанных на основе хлористого магния реагентов, например Биомаг, решили отказаться, так как анионы магния в больших количествах скапливаются в почве, вызывая ее засоление и гибель насаждений. Кроме того, из-за фосфатов, входящих в состав данного средства, на поверхности дороги образуется тонкая масляная пленка, из-за которой ухудшается сцепление колес с поверхностью.

Техническая соль (галит) — та же обыкновенная соль, но с низким уровнем очистки. Ее пласты образуются там, где когда-то протекали реки, были большие озера или моря, но, в результате геологических и климатических преобразований на планете, исчезли со временем.

Песчано-солевую смесь начали использовать еще в 1960-х годах.

Однако с начала 2000-х в Москве от нее отказались из-за таких негативных последствий:

  • разъедает лакокрасочное покрытие автомобилей;
  • наносит существенный вред одежде и обуви пешеходов;
  • соль, вместе с талым снегом, впитывается в землю или смывается в реки, приводя к засолению почвы.

Из плюсов можно выделить высокую эффективность и дешевизну — на сегодняшний день это самый доступный реагент.

Хлористый модифицированный кальций — кальциевая соль. Тоже применяется в виде раствора, благодаря чему расход значительно уменьшается.

В больших городах от этого средства отказались, потому что:

  • у него ограниченный срок действия, после чего растворяется и притягивает влажность;
  • плохо сказывается на здоровье — может вызывать аллергические реакции;
  • портит резиновые изделия, шины, обувь, может вызывать коррозию.

Скажем также, что постоянно ведутся поиски наиболее эффективных веществ, влияние которых на экологию, здоровье людей, лакокрасочное покрытие было бы минимальным.

Так, в качестве эксперимента используют в некоторых регионах состав Биодор, представляющий собой смесь солей калия и магния, а также специальных добавок для минимизации вредного воздействия.

Нас травят реагентами каждую зиму. Разобрались, какими именно

С наступлением морозов на дороге становится опаснее, и в качестве борьбы применяются реагенты для разъедания льда и песок или щебень для лучшей фиксации шипов.

Читать еще:  Эмаль по ржавчине hammerite

Правда, проблем от этого меньше не становится. Песок и щебень загрязняют дороги, а реагенты разъедают не только лед, но и резину и обувь, а также вредят окружающей среде.

Будьте осторожны! Смотрите, что это за белая крошка под ногами:

Какими бывают реагенты

По разновидностям в Москве распространены следующие смеси и растворы:

🔘 Песок + соль. Самая распространенная комбинация. Не требует специального оборудования

🔘 Хлорид натрия (или обычная соль). Дешево для коммунальщиков и опасно для пешеходов и водителей. Особенно сильно разъедает резину и обувь.

🔘 Хлористый кальций. Плавит лед быстро и без ущерба для экологии, при попадании в почву удобряет ее. Работает даже при минус 30. При этом способен вызвать аллергию у человека и ожоги лап у животных.

🔘 Хлористый кальций модифицированный. Устойчив к сильным морозам, разъедает все на своем пути — лед, резину, обувь, асфальт. Ядовит для животных

🔘 Соль + мраморная крошка или гранитный щебень. Абразивные материалы безопасны для человека и животных. Правда, их необходимо использовать правильно, иначе они закупорят ливневки, и весной на улице будут стоять лужи.

Реагенты также бывают двух типов:

🔘 Жидкие. Используются при температуре не ниже минус 5 градусов, потому что если поверхность уже успела покрыться слоем льда, то налитая сверху жидкость только усугубит дорожную ситуацию, ухудшив сцепление с дорогой.

🔘 Твердые. Менее прихотливы, подходят для использования при любой погоде.

Во всех типах используемых в России реагентов одним из основных компонентов является соль. Химикаты разной степени опасности для вещей, людей и животных – добавлять по вкусу.

Почему именно соль

Для борьбы со льдом соль используется с конца XIX века. Ледяная корка, вступая в химическую реакцию с натрием, за короткий промежуток времени тает превращается в лужу, которая не замерзает даже при температуре ниже минут 10.

Пару десятков минут, и проезжая часть становится абсолютно безопасной — шины не скользят, а из препятствий только слякоть, которая не провоцирует аварии и легко убирается грейдером.

Однако вместе с быстродействием у соли есть и большой недостаток. Еще в XIX веке отмечалось, что она разъедала копыта лошадей.

В настоящее время соль наносит вред шинам автомобилей, нашей обуви и лапам животных. Тем не менее, на улицах дворники разбрасывают зачастую именно её.

В некоторых городах уже задумываются об ограничениях использовании этого едкого компонента. Например, в 2019 году ее использование в Санкт-Петербурге ограничили — в Северной столице соль применяется точечно при резких колебаниях температуры.

Можно ли обойтись без реагентов?

Частично да, но для этого потребуется больше времени и денег.

В 2016 году в Санкт-Петербурге попытались свести использование реагентов к минимуму, сделав упор на очистку дорог и вывоз сугробов с тротуаров. Эффект был ожидаем — увеличились затраты и время работы.

«Это требует больше затрат и усилий, ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения», — говорили в 2016 году в комитете по благоустройству Северной столицы.

Спустя какое-то время соль вернулась на улицы Питера. В Москве даже таких экспериментов не делали, как разбрасывали тоннами химическую крупу – так и разбрасывают.

Как проблема с вредными реагентами решается в других странах

Все зависит от погоды. Наиболее распространенное решение — мраморная крошка, но в чрезвычайных ситуациях можно прибегнуть и к более эффективным решениям.

В Финляндии в Хельсинках зима 2019 года выдалась суровее, чем предыдущие, и расходы на защиту дорог увеличились.

Главный пункт борьбы со снегом в Хельсинки — вовремя чистить.

Все улицы делятся на три категории: главные дороги с активным движением, дорогие средней загруженности и небольшие улицы — преимущественно в жилых кварталах.

Дороги первых двух категорий очищаются каждый день до 7 утра, небольшие улицы — раз в три дня.

Своевременная чистка не всегда помогает, поэтому в Хельсинках также применяется соль. Правда, состав реагента изменен, чтобы он наносил окружающей среде меньше урона.

«Чтобы сохранить уровень засоления почв настолько низким, насколько возможно, рекомендуется использовать увлажненную соль», — говорит инженер-специалист по техническому обслуживанию в администрации Хельсинки Туомас Лаутаньеми.

Аналогичным методом снижают урон от соли в некоторых провинциях Канады (в Онтарио и Квебеке). Там используется соль на основе сока сахарной свеклы. За счет собственных кислот она тоже работает как реагент — в результате на растапливание льда требуется на 30% меньше соли.

Кроме того, сок сахарной свеклы делает раствор более плотным, поэтому соль лучше прилипает к асфальту и эффективнее растапливает лед.

Как выяснилось, полностью отказаться от реагентов невозможно. В таком случае, на чистку дороги уйдет гораздо больше времени, чем с ними.

Читать еще:  Схема системы охлаждения пежо 406

Но можно свести их использование к минимуму или снизить урон с помощью изменения состава. Жаль, что у нас об этом не думают, продолжая посыпать дороги ядовитыми химикатами вперемежку с солью.

Не забудьте стряхнуть ноги перед домом.

(4.67 из 5, оценили: 33)

Реагенты на дорогах зимой в России

Хочу высказать свое мнение об этих реагентах. Сразу скажу, что оно отрицательное, и мне есть с чем сравнивать. Отрицательное оно только для тех регионов, где зимой стабильно-отрицательная температура.

И так, что нам дают реагенты и соль? По-идее, они должны убирать «скользкость» с тротуаров, проезжей части и тд. Реагент должны кидать на ЛЕД (а не на свежий Снег. ), после того, как он отработает, он вывозится и все. При необходимости, процедуру повторяют. Причем все должно делаться в определенных концентрациях.

Как это происходит на практике — ходят дворники/техника и посыпают «на глаз» этот реагент. Естественно, его никто никуда не вывозит — он остается лежать на дороге(ну могут на газон выкинуть, сгребсти). В результате таких действий (а именно рандомного и бесконтрольного применения реагентов и соли, которые просто посыпают с первым выпавшим снегом) ничего хорошего не происходит. Появляется химозная каша из-за которой разъедается обувь, машины, лапы животных, , а под ней образуется лед. У машин еще снижается видимость, т.к. эта химия забрызгивает фары, стекла, и нужна тонна омывайки, чтобы это все смыть. (а если зимой -25, например, то это все, ГГ). Падает видимость, ходить и ездить по этой каше невозможно. Также мы этим всем дышим(особенно весной, лично у меня месяц после того, как все лужи высохнут дикий сухой кашель по ночам из-за этой хрени). А лед то как был, так и остается(да даже еще хуже получается!). Так а зачем тогда сыпать эту хрень?

Лично я считаю, что снег нужно просто убирать, оставляя снежный накат. У нас в Инте снег просто убирают, где ну очень скользко — просто песок, или что-то подобное. если у вас нормальная зимняя обувь/резина — то скользко вам не будет. ДТП от этого тоже больше не будет(если соблюдать скоростной режим, а не гонять по 200 км/ч). Также делают в Финляндии, насколько я знаю.

Конечно, кто-то скажет, что просто убирать снег — это дорого. Но на самом деле, применение реагентов даже ДОРОЖЕ!(по крайней мере так, как посыпают обычно в России). Ведь сюда входит и закупка этой самой соли, и более частый ремонт дорожного полотна! Да-да! Ведь концентрация этой соли рандомна, и с выпадением нового снега падает до 0,000000. Из-за чего соленая вода, попадая в поры асфальта, там замерзает и ломает его изнутри! Да, снежный накат тоже будет давить на асфальт, но таких значительных повреждений не будет.Каждый год дороги приходят в 3.14зд. очень плохое состояние, и тт вина не только в нарушении технологии укладки асфальта, а именно в соли!

Все это делается для отмывания денег с ремонтов, с реагентов, увеличить спрос на то, что эти реагенты портят.

В общем, хотите закидывайте меня минусами, но это просто мое мнение. Пишите, что думайте по этому поводу, поправляйте меня, где не прав) Буду рад любой адекватной критике, ведь в споре рождается истина!:D

Зимние дороги: холодное обливание

Зима — как война. С дорог поступают оперативные донесения о погибших и раненых, «убитых» и впавших «в кому» автомобилях. Откуда столько жертв, ведь от дорожников поступили сводки о горах заготовленных реагентов! Пескосоли не хватило.

Ситуацию комментирует руководитель Межрегионального центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев.

Реагенты

Крепко засолены

Дефицита песка и соли, слава богу, нет. Просто, разбрасывать их по проезжей части, хоть двойными дозами, — пустые хлопоты. После того как по посыпанному участку проедет примерно 500 автомобилей, до 80% смеси рассеивается, летит на обочины — и под колесами снова скользко. Потому-то европейские и североамериканские страны отказались от засолки дорог еще полвека назад: неэффективно!

И вредно. После оттепели песок попадает в ливневую канализацию, забивает ее, и приходится чистить (а это большущие затраты — людские, временные, финансовые). Тот, что не смоется и останется на асфальте, в конечном счете, превращается в пыль. Между тем, по данным международных экологических организаций, именно пыль (частицы диаметром 10 микрон и меньше) составляет ровно треть — 33% состава смога в городах. Теперь прикиньте: до недавнего времени на зимние дороги одной только Москвы высыпали до полумиллиона тонн песчаной смеси.

Аж провода горят

Эти данные общедоступны и общеизвестны. Спрашивается, почему до сих пор в большинстве регионов дороги солят? Ответ: так привычнее. Но главное, проведенная работа оценивается по объемам созданных запасов, а они впечатляют (сотни тысяч тонн!), и начальникам в головы не придет ругать «заготовителей».

Читать еще:  Снять машину с учета перед продажей

А надо считать издержки — последствия ДТП и заторов машин, убытки из-за опозданий с доставкой пассажиров и грузов, страховые выплаты, затраты на весеннюю очистку от песка дорожного полотна и коммуникаций, выплаты по больничным листам пострадавшим в авариях.

Это потери очевидные, но существуют и малоизвестные. Скажем, специалисты служб городского транспорта пришли к мнению, что засоленность дорог вызывает испарение агрессивных веществ, они осаждаются на проводах питания электротранспорта и ускоряют их порчу вплоть до обрыва. Питерские экологи уже давно бьют тревогу: городской воздух перенасыщен пылью, что ведет к большим бедам. А хранители старины напрямую связывают необходимость пескоструить памятники (их иначе не очистить) с зимней антигололедной профилактикой.

Реагенты

Дешевле, да лучшее

На Западе потери считают в деньгах. Скажем, в США знают, что зимние неприятности наносят ущерб на сумму около 20 млрд долларов, а дорожные компании могут разориться на компенсациях по медицинским страховкам. Дешевле применять лучшие технологии и материалы, конкретно — жидкие реагенты.

Про них в России знают и уже начинают использовать в некоторых городах, масштабно — пока только в Москве. И как бы ни роптали вечно недовольные, снежно-гололедное начало нынешней зимы прошло для автомобилистов столицы сравнительно благополучно: улицы «едут», и не намного хуже, чем летом.

Посыпать — в последнюю очередь

Суть прогрессивной технологии: гололеду и снежному накату не дают образоваться. Превентивная мера — за час до снегопада полить асфальт солевым раствором (в его базовом составе 22% хлористого кальция и 6% хлористого натрия), тогда выпавший снег будет таять. Конечно, образуется неприятная жижа — ее нужно сгрести и поскорее вывезти. Когда же осадки продолжаются целый день, раствор теряет «боевую» концентрацию. Поскольку проливать им уже образовавшийся наст бессмысленно (он не будет «работать»), поверх снега приходится сыпать твердые реагенты — гранулированные смеси солей.

Жидкие реагенты различаются по составу, каждый рассчитан на определенную температуру воздуха — в зависимости от нее меняют пропорции хлористых кальция, натрия и калия. При самых сильных морозах замешивают некоторые другие компоненты, например, хлористый магний, а при температуре до —30 град используют чистый кальций. В качестве реагента можно использовать и сахар, однако он, как и другие вещества, дополняющие или заменяющие базовый состав, удорожает растворы. Хотя, когда припрет, поливают и сиропом.

Реагенты

Прогулки по рассолу

Кстати, о деньгах. Все привыкли, что новые технологии дороже предыдущих. В данном случае наоборот. Раньше в течение зимы на улицы столицы ежесезонно высыпали примерно 500 тыс. тонн песчано-соляной смеси. А позже, когда отказались от песка и разбрасывали только соль — ее требовалось 350 тыс. тонн. Для раствора же достаточно 120–130 тыс. тонн твердых веществ. Дело в том, что пескосоль расбрасывается в расчете по 250 гр. на квадратный метр, в растворе всего — по 50 гр. соли. При этом эффективность жидкого реагента в 3–4 раза выше. Поэтому «растворная» технология сократила затраты и снизила экологическую нагрузку на почву и растительность в разы.

Насколько безопасна новая технология для человеческого организма? А для обуви и колес? Об этом наши коммунальные службы ничего не скажут — не изучали. Могли бы ответить некоторые мировые шинные производители — в свое время они исследовали вредоносность российской зимней «каши». Но изучали ее сугубо в корпоративных интересах — чтобы сделать стойким состав резиновой смеси. Однако полученные данные никому не предложили.

Единственное можно сказать: жидкие реагенты относятся к разряду умеренно раздражающих веществ, что соответствует третьему классу опасности. То есть они настолько же вредны, насколько вредна пищевая соль. Что уже неплохо: на асфальт попадает очищенный материал. А вот в песчано-соляную смесь добавляют что ни попадя, в том числе всякую дрянь из промышленных отвалов, а в ней бывают очень едкие включения, тяжелые металлы и даже радиоактивные вещества.

Визуально-тактильное сравнение можно вынести после прогулок по улицам. У москвичей если и остаются следы на брюках и обуви, то незначительные. После шатания по шурге в Санкт-Петербурге (улицы которого только посыпают) на высохших штанах образуются обширные белесые разводы, а ткань на ощупь — как картон.

Не только в Москве

Новая технология поддержания в порядке зимних автодорог требует соблюдения нескольких условий:

Дорожные службы должны получать точный метеопрогноз, хотя бы за несколько часов до снегопада.

Необходимо правильно дозировать концентрат при создании растворов (в Москве для этого закупили современное оборудование).

Самое сложное — оперативно вывозить с улиц шургу, образовавшуюся после снегопада.

Если наутро после вечернего снегопада улицы вас встретят «кашей», а тем более слоем снега или гололедом, имеете право последними словами ругать метеорологов, выдавших неверный прогноз, или дорожников, опоздавших выполнить требования регламента.

Уже этой зимой Минтранс РФ наметил использовать «проливочную» технологию на трассе «Дон», в Краснодаре и Саратове. На очереди Санкт-Петербург и Ульяновск.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector