305 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тахограф на личный автобус

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Добрый день, уважаемый читатель.

Тахограф – специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель – предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов – приказ министерства транспорта Российской Федерации “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства”, приложение №2 “Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами”.

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

  • Троллейбусы;
  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами “Европейского образца”;
  • Военные транспортные средства;
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства;
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные телевизионные студии.

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, – это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон “О БДД” добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение – осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица –

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Установка тахографа на автобус: требования, виды, законодательная база

Дата публикации — 08.10.2018

Читать еще:  У каких машин двигатель миллионник

Тахограф – устройство, по функциям напоминающее черный ящик в самолете, оно устанавливается в автобусах и транспорте для грузоперевозок. Предназначено для отслеживания режима сна водителя, маршрута и скорости транспортного средства, мест и времени его остановок. Таким образом, это устройство повышает дисциплину труда, сохраняет жизнь и здоровье участников дорожного движения. В конце 2017 года вышел приказ об изменении правил установки тахографов на автобусы и типов приборов, допущенных к использованию.

Законодательная база, касающаяся установки тахографов на автобусы

9 ноября 2017 года был опубликован приказ Минтранса РФ №277 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 года №273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13.02.2013 года №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, о категориях и видах транспортных средств, оснащаемых тахографами, правилах использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах».

Новый закон указывает, какие типы автобусов удаляются из списка исключений на установку тахографов:

  • С 01.07.2018 года – автобусы категорий М2 и М3, используемые на пригородных маршрутах. К категории М2 относятся «маршрутки» и автобусы малой вместимости, М3 – большой вместимости.
  • С 01.07.2019 года – «маршрутки» и автобусы, обслуживающие городские маршруты.

То есть, с 01.07.2018 года монтаж бортовых самописцев обязателен для всех маршрутных такси и автобусов с количеством мест более 8, используемых в коммерческих целях на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах. В том числе, монтаж тахографов обязателен для автобусов, используемых для перевозки сотрудников компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью, при перегонке транспорта из одного пункта назначения в другой, для школьных или дошкольных автобусов.

В действующих законах указывается, что для установки на транспорт, эксплуатируемый в пределах РФ, с 01.01.2018 года может использоваться только цифровой тахограф с СКЗИ. Ранее используемые аналоговые шайбовые приборы теперь могут присутствовать только на транспорте с лицензией на международные перевозки.

Для какого транспорта установка бортового самописца не предусмотрена?

На автобусы, находящиеся в личном пользовании, установка тахографов законодательно не предусмотрена. Однако при остановке такого транспорта сотрудниками ГИБДД водителю придется доказывать, что техника не используется в коммерческих целях, то есть не совершает регулярных рейсов и за проезд не предусмотрена плата. Сделать это будет просто только в случае отсутствия пассажиров в салоне.

На какие автобусы установка тахографа не нужна:

  • мобильные исследовательские лаборатории;
  • телевизионные студии;
  • транспорт военных инспекций, а также органов, производящих оперативно-розыскные операции.

Принцип работы цифрового тахографа

Это цифровое устройство функционирует по принципу связи со спутником. Этапы его работы:

  • Включение прибора.
  • Вставка карты водителя в аппарат, идентификация прибором личности. Карта по функциональности сходна с привычными SIM-картами, но отличается повышенной степенью защиты. Существует несколько типов таких карт: для водителя, контроллера, мастера, компании.
  • Отслеживание скорости автомобиля, маршрута, остановок, благодаря системе ГЛОНАСС. Прибор также учитывает все попытки несанкционированного доступа к данным устройства и перерывы в электроснабжении. Вся информация записывается во внутреннюю память аппарата. Она может быть проверена инспектором ГИБДД. Раз в три месяца информация должна перекачиваться на сторонние носители и храниться в архиве компании-владельца автобуса в течение года.
  • При выключении двигателя или включении кнопки «Отдых» устройство переходит в нейтральный режим.

ГЛОНАСС – Глобальная навигационная спутниковая система, разработанная в СССР по приказу Министерства обороны. Сегодня эта система используется для руководства транспортными потоками.

Виды тахографов

Все бортовые самописцы по конструкции делятся на следующие основные виды:

  • Аналоговые, иначе называемые «шайбовыми», считаются устаревшими моделями, которые с начала 2018 года должны быть демонтированы и заменены на цифровые.
  • Устройства, соответствующие ЕСТР – Европейскому соглашению, регламентирующему работу водителей ТС, совершающих международные перевозки.
  • Цифровые приборы без СКЗИ. Такие устройства, не оборудованные модулем криптозащиты информации, в пределах России эксплуатироваться не могут.

Единственным разрешенным типом самописцев для автобусов, которые совершают городские, пригородные, междугородные и международные перевозки по территории РФ, является цифровой тахограф, оснащенный СКЗИ. Эта аббревиатура расшифровывается как «система криптозащиты информации». Иначе этот блок называется НКМ – «навигационный криптографический модуль». Он представляет собой энергонезависимый блок памяти с собственным программным обеспечением. Программная часть СКЗИ обеспечивает шифровку информации, которая поступает на тахограф от периферийных устройств. В блоке данные защищены специальной цифровой подписью, гарантирующей невозможность удаления или изменения поступающей информации. Срок службы СКЗИ – три года, но при поломке или изменении данных, необходимых для его активации, может потребоваться более ранняя замена.

Правила установки прибора

Устанавливать самописец имеет право только компания, имеющая лицензию ФСБ и допуск к осуществлению такой деятельности от Министерства транспорта РФ. Все сервисы, оказывающие услугу по монтажу тахометра, заносятся в специальный реестр. После монтажа устройства владельцу ТС выдают полный комплект документации, подтверждающей законность установки и соответствие характеристик модели требованиям технического регламента. Специалисты лицензированной компании осуществляют также калибровку прибора – корректировку измерительных коэффициентов. Эта процедура необходима в следующих случаях:

  • после первоначального монтажа;
  • при отклонении внутренних часов от реального времени более чем на 20 минут;
  • при нарушении пломбы;
  • после ремонта или установки шин с другой длиной окружности;
  • после изменения характеристик ТС;
  • каждые 2 года.

В соответствии с регламентом ФСБ и военной прокуратуры транспорт, оборудованный тахографами с СКЗИ, не имеет права покидать территорию РФ. Нарушение этого правила влечет за собой наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Приборы могут установить только для дальних поездок

Городские автобусы, на которых с 1 июля должны начать в обязательном порядке устанавливать тахографы, могут быть избавлены от этой необходимости. В рамках регуляторной гильотины предлагается убрать требование об оснащении тахографами автобусов, работающих в городском и пригородном сообщении, сохранив его лишь для междугородних и международных маршрутов. Автобусные перевозчики поддерживают эту инициативу. Но единства нет даже в рабочей группе, которая обсуждает этот вопрос. Эксперты считают, что перевозчики пытаются обезопасить себя от претензий надзорных органов и самих водителей, которые в последнее время успешно используют показания тахографов в суде для того, чтобы доказать переработку и получить за нее компенсацию.

На прошлой неделе на заседании рабочей группы по автомобильному транспорту в рамках регуляторной гильотины было предложено изменить постановление правительства, вводящее обязательное оснащение автобусов тахографами (аппаратами, обеспечивающими непрерывную регистрацию информации о скорости и маршруте движения, а также о режиме труда и отдыха водителей). Об этом “Ъ” рассказал президент Московского транспортного союза и сопредседатель этой рабочей группы Юрий Свешников.

Читать еще:  Фото марка 2 в 90 кузове

Как пояснил господин Свешников, это предложение опирается на европейский опыт: в Европе тахографы, как правило, не используются на автобусах, работающих на маршрутах протяженностью менее 50 км. Также, отмечает он, за автобусами на городских и пригородных маршрутах постоянно наблюдают городские диспетчерские, что делает тахографы избыточными. На таких автобусах уже установлено множество различных систем, в том числе аппаратура спутниковой навигации (АСН), система ЭРА-ГЛОНАСС и так далее. Господин Свешников рассказывает, что тахограф стоит порядка 56 тыс. руб., на нем раз в три года необходимо менять систему криптозащиты (20 тыс. руб.). К тому же, говорит он, существующие системы тахографии не всегда учитывают особенности режима труда и отдыха водителей городского транспорта: так, нормы труда и отдыха предписывают водителю сделать перерыв 15 минут через четыре часа, а потом — по 15 минут каждые два часа, что плохо согласуется с регулярным расписанием и пробками.

18 марта, поясняет Юрий Свешников, предстоит голосование по включению изменений в постановление правительства №382 в реестр изменяемых нормативно-правовых актов. По его словам, крайне важно, чтобы изменение произошло до мая, поскольку уже с 1 июля вступает в силу требование об обязательной установке тахографов на городские автобусы. Но в Минтрансе подчеркнули, что, по постановлению правительства от 30 марта 2019 года №382, транспортные средства категорий М2 и М3 (автобусы), осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, должны оснащаться тахографами. «Решений об отмене данного требования не принималось»,— напоминают в министерстве.

По ее словам, «более бессмысленных трат представить себе было нельзя». «Оснащение автопарка с 300 автобусами обошлось быть примерно в 15 млн руб. При этом стоит понимать, что сейчас все современные автобусы уже ими оснащаются. Через пять-семь лет весь автопарк будет обновлен, и здесь получаются двойные траты, если обязать всех установить тахографы сейчас»,— поясняет она. Кроме того, обязательное следование режиму труда и отдыха с контролем через тахографы может привести к казусным ситуациям, когда водитель просто будет высаживать пассажиров посреди дороги, предупреждает Татьяна Ракулова.

«Когда речь идет о здоровье и жизни пассажиров, а нередко и самих водителей автобусов, излишних мер безопасности быть не может. Тахограф — одна из них, дополнительный стимул для сотрудников и работодателей соблюдать режим труда и отдыха»,— считает генеральный директор АО «Мострансавто» Владислав Мурашов.

Как в ПДД закрепили режим труда и отдыха при управлении автобусами и грузовиками

«Вероятно, многие перевозчики из противников установки тахографов на городские автобусы не хотят брать ответственность только на себя за дорогостоящее оборудование, неправильно установленное в специализированной мастерской,— полагает эксперт НАПТА Тарас Коваль.— Считаю, что необходимо также ввести ответственность за установку тахографов мастерскими».

Глава ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин уточняет, что единства внутри рабочей группы по обсуждаемому вопросу нет. По его мнению, такой инициативой городские перевозчики пытаются защитить себя от надзорных органов и исков водителей. Он отмечает, что режим труда и отдыха на городском автотранспорте систематически нарушается: «водители фактически превратились в рабов, на некоторых предприятиях норма 700 км в день, что требует порядка 14–15 часов работы».

Тахограф — не панацея от всех бед, говорит эксперт: «если система внутри города позволяет систематически проверять информацию в диспетчерских пунктах, потребности в технических средствах нет, а если не позволяет — на помощь приходят тахографы». Но в России, поясняет он, контролеры годами не ходят на диспетчерские пункты, особенно в городе, тогда как пригородные и междугородние перевозки иногда проверяют. А ГЛОНАСС-приемник позволяет лишь контролировать положение транспортного средства, но не нахождение водителя за рулем.

Как владельцам автобусов и грузовиков подготовили ужесточения

Штраф трудовой инспекции за нарушение режима труда и отдыха водителя может составлять 500 тыс. руб., чего перевозчики опасаются. Также, отмечает он, водители уже научились использовать показания тахографа для защиты своих прав и требовать с предприятий оплату сверхурочных через суд: он приводит в пример водителя компании «Сельта», доказавшего свою правоту в суде в прошлом году, а также недавний аналогичный случай в Калуге. Господин Мирошин уточняет, что в Европе норма о расстояниях ниже 50 км применяется лишь для международных перевозок и там нет единого законодательства о тахографах: в Англии, Германии и Бельгии есть такой закон, в некоторых других странах — нет.

Наталья Скорлыгина, Дмитрий Шестоперов, Иван Буранов

Нужен ли тахограф на личный автобус?

Вопросы о том, нужен ли тахограф на личный автобус или автобус, который компания использует для доставки сотрудников на работу, возникают регулярно. Связано это с тем, что в законодательство в последнее время вносятся изменения, расширяющие список ТС, для которых установка самописца будет обязательна.

Оснащение автобусов и микроавтобусов цифровыми контрольными устройствами строго контролируется уже сегодня — а к моменту вступления в силу всех принятых законов и постановлений Правительства частота проверок только возрастёт. Потому нужно заранее разобраться, требуется ли установка бортового самописца в вашем случае, и при необходимости — выполнить все предусмотренные законом операции.

Назначение контрольных приборов

Цифровые тахографы — это устройства, которые устанавливаются на грузовом и пассажирском транспорте и фиксируют параметры его движения. Для этого прибор подключается к бортовой сети и датчику скорости. Устройство фиксирует включение двигателя, начало и прекращение движения, промежутки времени, в течение которых техника двигалась и т.д.

Ставится тахограф на автобус прежде всего для предотвращения переработок со стороны водителей. Нарушение режима труда и отдыха, установленного законодательно, провоцирует переутомление у человека, который управляет ТС. Все это приводит к увеличению риска аварийной ситуации, которая в случае с автобусом может стать причиной гибели или травмирования многих людей.

Чтобы исключить развитие событий по такому сценарию, Правительство постепенно расширяет перечень ТС, который нужно оборудовать тахографами. Сотрудники ДПС и Ространснадзора в ходе проверок могут контролировать показания прибора, а нарушение установленных законом требований наказывается штрафными санкциями.

Законы о тахографах для автобусов и микроавтобусов

Оснащение пассажирского транспорта контрольными цифровыми приборами регламентируется несколькими документами:

  • До недавнего времени необходимость переоснащения техники передалась МинТранса Российской Федерации № 36 (13 февраля 2013) и № 273 (21 августа 2013). Согласно этим нормативам, тахографы нужно было ставить на все коммерческие ТС категорий М2 и М3 (автобусы/микроавтобусы, у которых 8 и более мест для пассажиров). В список исключений попадала служебная техника, а также техника, задействованная в регулярных городских и пригородных перевозках.
  • Приказа МинТранса Российской Федерации № 227 (26 июля 2017) внес изменения в предыдущие документы. Согласно изложенных в тем требований, технику на пригородных маршрутах нужно оснастить самописцами к 1 июля 2019 года, а на городских – к 1 июля текущего, 2019 года.
  • Кроме того, нужно учесть требования постановления Правительства РФ № 195. Оно касается лицензирования пассажирских перевозок. Согласно этому постановлению, оснащение всех ТС тахографами становится одним из требований для получения лицензии на пассажирские перевозки.
Читать еще:  Снятие передней стойки киа рио

Обязательна ли установка тахографа на автобус?

Перечисленные нормативы касаются почти всех транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров. Согласно этим документам техника, которая относится к категориям М2/М3, имеет более 8 мест для пассажиров и используется на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах, должна оснащаться бортовыми самописцами.

Контрольные устройства нужно устанавливать и использовать как при выполнении регулярных рейсов, та и при нерегулярных пассажирских перевозках (по заказу либо договору найма/фрахта).

Если компания перевозит пассажиров только внутри Российской Федерации, то необходимо устанавливать контрольные приборы с модулем СКЗИ. Для эксплуатации тахографов ЕСТР необходима лицензия на международные перевозки.

Для компаний, которые уже имели лицензию на перевозку пассажиров, граничный срок оснащения бортовыми самопишущими устройствами — 1.07.2019 (дата «привязана» к установленному законом сроку оформления новой лицензии). Если ранее разрешения не было, то получить его (а значит – выполнить требование по оснащению ТС тахографами), нужно до начала перевозок.

Контрольные приборы для ТС, перевозящих сотрудников

До последних изменений в законодательстве в отношении этой категории ТС была своего рода правовая коллизия:

  • С одной стороны, по закону тахограф нужно было устанавливать.
  • С другой — перевозить пассажиров можно было без оформления лицензии.

Теперь же это противоречие полностью устранено: до 1 июля текущего года все компании и организации, которые используют автобусы для перевозки сотрудников, должны пройти процедуру лицензирования. Следовательно, до подачи документов в Ространснадзора вся техника должна быть оснащена контрольными устройствами.

Исключение составляет только перевозка сотрудников вне автомобильных дорог общего пользования – например, на одной строительной площадке, в карьере и т.д. В остальных случаях автобус, который выполняет рейсы для обеспечения внутренних нужд организации, оснащается самописцем.

Ставить ли тахограф на служебный транспорт?

Служебный транспорт – категория достаточно обширная, и именно к ней относится большая часть исключений. Если служебный автобус перевозит сотрудников по дорогам общего пользования, то он обязательно оснащается тахографом. Это – прямое требование законодательства и обязательное условие для получения лицензии.

В список исключений попадают ТС, которые принадлежат:

  • Вооруженным силам РФ.
  • Росгвардии.
  • ФСБ РФ и другим спецслужбам.
  • МВД и его подразделениям.
  • Скорой помощи и другим медицинским службам.
  • МЧС.

Во всех этих случаях оснащение техники тахографами может проводиться исключительно на добровольных началах (например, по инициативе руководителя подразделения).

Нужен ли тахограф на автобус в частной собственности?

Автобус, который находится в собственности частичного лица, и используется в личных целях — еще одно исключения. Все требования законов и других нормативов распространится только на технику, которая используется в коммерческой деятельности. Поэтому личный автобус тахографом оснащать не обязательно.

Сложность в этой ситуации состоит в том, что у сотрудников ДПС или других проверяющих органов могут возникнуть сомнения в некоммерческом характере перевозки (это касается как перевозки грузов, так и поездки с пассажирами).

Стоить заранее позаботиться об этом, и по правому требованию предоставить проверяющим подтверждения – например, чеки на покупку перевозимого груза. В случае с пассажирами обычно хватает устных свидетельств некоммерческого характера рейса.

Нужен ли тахограф на микроавтобус?

Для микроавтобусов действуют те же правила по оснащению тахографами, что и для полноразмерных автобусов:

  • При использовании в личных целях — контрольное устройство не требуется.
  • При выполнении коммерческих рейсов любого характера — самописец должен быть установлен обязательно.
  • При задействовании для личных нужд предприятия – прибор также устанавливается.

Нужно учесть, что эти правила распространяются та технику, у которой более 8 мест для посадки пассажиров. Так, например, для пяти- или шестиместных моделей (пассажирских или грузо-пассажирских) установка бортового самописца может быть необязательной.

Тахограф на пригородные и городские маршруты

Ранее использование ТС на пригородном маршруте (с установленной схемой движения, утверждённым графиком и протяженностью не более 50 км) допускалось без применения тахографа. Но с вступлением в силу приказа №277 перевозчиков обязали ставить контрольные приборы и на технику, выполняющие пригородные рейсы. Так что с 1 июля 2018 года выход автобуса, не оборудованного бортовым самописцем. На пригородный маршрут. Расценивается как нарушение.

То же касается городской рейсовых автобусов. Ранее движение по внутригородским маршрутам не предусматривало обязательного наличий цифровых контрольных устройств. Но с 1 июля 2019 года тахограф должен быть на каждом транспортном средстве, перевозящем пассажиров.

Штрафы за отсутствие контрольных приборов

Все штрафные санкции можно разделить на две группы. Первая группа касается нарушения правил лицензирования. Для получения лицензии необходимо установить тахографы на все ТС, внесенные в реестр, а перевозка пассажиров без разрешения наказывается:

  • Конфискацией ТС (обычно при повторном нарушении).
  • Штрафом для должностных лиц до 50 тысяч, и для юридических лиц до 400 тысяч.
  • Приостановкой деятельности компании на срок до 90 дней.

Если же лицензия оформлена, но ТС вышло в рейс без тахографа или с неисправным прибором, либо водитель нарушил правила использования устройства, то штрафы накладываются в соответствии с КоАП (статья 11.23):

  • Для водителя или иного лица, допустившего нарушение – от тысячи до 3 тыс. рублей.
  • Для ответственного сотрудника либо предпринимателя – 5-10 тыс. рублей.

Личный автобус — это одна из немногих разновидностей ТС такого типа, на которые не нужно устанавливать бортовые самописцы. Но это касается только его использования в личных целях. Если же технику вы планируете применять для коммерческих перевозок — в том числе по найму на нерегулярной основе – то ее нужно будет обязательно оснастить прибором соответствующего типа (СКЗИ или ЕСТР для международных рейсов).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: