369 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теплообменник маз ямз 238

Как собрать и установить теплообменник ЯМЗ: советы опытных водителей

Практически все двигатели, отличающиеся повышенной мощностью, работают при помощи масла. Масло существенно нагревается, поэтому в конструкции необходимо установить систему охлаждения для этого вещества. Во многих двигателях используется такое устройство, как жидкостно-масляный теплообменник ямз 236.

Назначение

Во время работы автомобильной системы нагреваются не только элементы конструкции, но и все жидкости, циркулирующие по контуру. Чем выше мощность двигателя, тем сложнее условия работы. Повышенные тепловые нагрузки увеличивают основную температуру жидкости, что ведет к ряду проблем. Они могут значительно повлиять на работу всей машины. Высокая температура жидкости корректирует химические и физические характеристики масла: меняется вязкость, увеличивается интенсивность выгорания, наблюдается ускорение разложения. Эти факторы снижают заявленные рабочие характеристики. Раскаленное масло не может обеспечить достаточный уровень смазки деталей, которые в этом нуждаются, и затрудняет охлаждение мотора. Последний фактор способен повлечь за собой поломку силового устройства из-за заклинивания его частей.

Во избежание появления разнообразных проблем в ДВС конструкторы ввели дополнительное устройство, отвечающее за охлаждение. Моторы, работающие на бензине, оснащаются такими элементами, как масляные радиаторы. Дизельные двигатели имеют в своей рабочей цепи жидкостно-масляный теплообменник. Такие силовые агрегаты разогреваются медленнее бензиновых аналогов, поэтому в них есть возможность использования водомасляных устройств.

Разница между радиатором и ЖМТ

Назначение этих конструкций схоже, но строение и принципиальная схема функционирования различны. Главное отличие состоит в работе системы охлаждения. Удаление тепла в устройстве радиаторного типа производится путем движения потов воздуха. Теплообменник ямз 236 старого образца охлаждается направляемым потоком жидкости, которая циркулирует внутри охлаждающей системы мотора.

Главное преимущество охлаждающего агрегата – удержание температуры на одном уровне, но не ниже уровня нагрева охладителя. Это обеспечивает снижение количества возникающих напряжений в различных элементах автомобильного двигателя, которые соприкасаются одновременно с жидкостью и с маслом. Выбранный режим обеспечивает более стабильную работу двигателя.

Другое преимущество элемента – мобильность и возможность установки практически в любом подходящем месте на поверхности двигателя. Система не требует длинных и сложносоставных трубопроводов, различных соединителей и комплектующих деталей. Радиатор ЯМЗ 650 требует свободного пространства для действия потока воздуха, поэтому установка вызывает дополнительные сложности, связанные с месторасположением системы и поиском нужных элементов.

Недостаток разработки заключается в сложности конструкции. Чем сложнее система, тем более частого и более тщательного ремонта она требует. В агрегате необходимо обеспечить полную герметичность. Даже при качественной первоначальной установке прокладки изнашиваются со временем, а крепления ослабевают. Это ведет к разгерметизации и необходимости капитального ремонта ЯМЗ 650.

Существует две основных модели охлаждающих агрегатов:

  • трубчатые (или кожухотрубные);
  • пластинчатые.

Первый вариант применяется чаще всего на силовых установках для КАМАЗ, второй вариант популярен среди моторных заводов. Эти два агрегата имеют существенные отличия, как в строении, так и в принципе работы.

Трубчатые модели

В трубчатом охладителе основа – корпус цилиндрической формы, выполненный из алюминия. Центр корпуса – деталь составного сечения, внутри которой установлен ряд трубок с тонкими стенками, расположенных параллельно. Снаружи трубок – кожух, разделенный особым способом на секции (например, для КАМАЗа число таких секций – 4). Разделение осуществляется стальными пластинами, размещенными поперечно. В определенной части корпус защищен подводящим коллектором, а в противоположной – отводящим. Установлены коллекторы при помощи специальных прокладок. В самом корпусе устроены фланцы, необходимые для монтажа конструкции, состоящей из масляных фильтрующих деталей и клапана термосилового назначения, расположенного рядом с каналами.

Теплообменник ямз 236не2 водомасляного строения монтируется сразу на двигатель. Коллекторы конструкции прикрепляются к магистралям системы охлаждения. Данный тип монтажа включает теплообменник ЯМЗ в работу в качестве части всей охладительной системы. Сквозь него проходит некоторое количество рабочей жидкости напрямую через сердцевину устройства, где путь увеличивается из-за установленных поперечных пластин. Эти пластины пересекают внутреннюю конструкцию из трубок 4 раза. Из-за этого значительно увеличивается скорость удаления излишков тепла.

Функционирование подобной системы происходит следующим образом:

  • насос нагнетает смазочное вещество в фильтры из полости картера, далее оно переходит в клапаны;
  • срабатывает термический клапан ЯМЗ 236 по достижению маслом температуры более 95 градусов;
  • частичный поток переходит в теплообменник ЯМЗ 238, где протекает по магистралям, окруженным охладителями.

Если вещество нагревается до 110 градусов, то система направляет на охлаждение поток целиком. Достижение температурной отметки в 115 градусов выводит из строя конструкцию. Загорается индикаторная лампа, которая сигнализирует о необходимости остановки и охлаждения мотора естественным путем.

Пластинчатые модели

Что касается пластинчатого аналога, то основа детали – корпус с набором гофрированных пластин, расположенных внутри. Пластины выполняют функцию теплопередающих деталей. Элементы закреплены так, что гофры создают два встречных потока, множественно пересекающихся. Первый поток – жидкость охлаждения. Второй – масляный. Тепловая энергия переходит к жидкости охлаждения. Процесс перехода обеспечивает снижение температуры и поддержание необходимого теплового уровня.

Читать еще:  Шкода октавия скаут технические характеристики

Данное устройство устанавливается на двигательный блок, но сам агрегат отдален от масляных фильтров и оборудован исключительно перепускным клапаном. Подобный тип конструкции существенно упрощает строение системы, а также облегчает ежегодное ТО и плановые замены запчастей. Простота обуславливается отсутствием необходимости в демонтаже составных деталей.

Обслуживание

Теплообменник ямз 238 де водомасляного типа нуждается в периодическом регулярном обслуживании и тщательном осмотре. Плановый ТО выявляет наличие протечек рабочей жидкости. Если утечка есть, то проблема устраняется путем замены прокладок и прочих герметизирующих элементов. Дополнительно проводится анализ работы клапанов теплообменника ЯМЗ.

Во время эксплуатации магистрали и клапаны могут засориться. Это приводит к повышенному сопротивлению потока жидкостей. Перепускной клапан срабатывает, из-за чего вещество движется в обход охладителю. Выявить засор просто. Загрязнение труб затрудняет снижение температуры, следовательно, масло не охлаждается. Загорается индикаторная кнопка. Исправить ситуацию можно, сняв механизм и промыв его. Если это не помогло, то следует заменить узел.

Демонтаж ЯМЗ 238

Демонтировать охлаждающее устройство можно самостоятельно. Для успешного самостоятельного разбора теплообменника ЯМЗ следует выполнить следующие действия:

  • открепить магистраль для подвода масла от корпуса турбокомпрессора;
  • снять с корпуса патрубок слива жидкостей;
  • демонтировать защитный экран;
  • отделить трубку подведения веществ;
  • отсоединить трубку подвода;
  • вынуть фильтрующие составляющие и само устройство.

Во время демонтажных работ следует обратить внимание на текущее состояние каждой детали ЯМЗ 238. Стальная поверхность запчастей должна быть ровная, не иметь механических повреждений и следов износа. Сколы, трещины, глубокие царапины и прочие дефекты должны отсутствовать. Если выявлены сильные загрязнения, то их следует очистить механическим путем. Масляные следы можно удалить при помощи любого обезжиривающего средства.

Если на устройстве ЯМЗ 238 заметен водянистый контур, но необходимо сделать промывку элемента слабым раствором кислоты (достаточно соляного раствора 5%). В первую очередь, нужно погрузить устройство в такую жидкость на 25-30 минут. Далее следует обработать поверхность химическим раствором бикарбоната натрия в концентрации 2-3%. Потом нужно снова промыть составные части. Завершающий этап – сушка всех элементов.

Установка

Собрать теплообменник ямз 650 и установить его в первоначальное положение достаточно просто, если знать последовательность.

В первую очередь, необходимо поставить кольцевые уплотнители в их первоначальное положение и зафиксировать элемент. Далее следует установить корпус теплообменника ЯМЗ. Затем поместить прокладку, заглушки и уплотнители. Последний этап сборки – монтаж патрубка с последующей затяжкой.

После сборки элемента необходимо выполнить его монтаж в автомобиль. Для этого:

  • установить все кольца в специальные выемки – канавки;
  • определить теплообменник урал ямз 236 на соответствующие направляющие;
  • зафиксировать все ботовые соединения;
  • закрепить термозащитный экран и сопутствующие элементы фильтрации;
  • смазать в точке монтажа сквозные отверстия агрегата и трубку для слива;
  • вдавить до отказа сливную трубку;
  • зафиксировать пластину на корпусе, ввернуть болт и закрутить его;
  • смазать кольца;
  • смонтировать один конец трубки в штуцер, а другой – в отверстие.

Выявление проблем в системе теплообменника ЯМЗ во время осмотра автомобиля на СТО чаще всего ведет к местному ремонту. Так, трещина устраняется при помощи подручных средств, например, сварки. Однако рекомендуется не ремонтировать детали, а полностью их заменить и продлить эксплуатационный срок службы автомобиля.

Важно приобретать детали у официальных поставщиков, чтобы быть уверенным в качестве полученного товара. Изготовление запчастей в заводских условиях отличается контролем производства на всех этапах. Тщательный анализ технологии и опытные данные позволяют оптимизировать детали и дорабатывать их в зависимости от условий эксплуатации.

2.11.3. Жидкостно-масленный теплообменник системы охлаждения двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10

Рис. 54 – Жидкостно-масляный теплообменник:
1 – клапан перепускной; 2 – уплотнение; 3 – корпус; 4 – шайба регулировочная; 5 – прокладка регулировочная; 6 – пружина; 7 – втулка; 8 – уплотнительное кольцо; 9 –фланец; 10 – прокладка; 11 – корпус; 12 – секции

Жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) предназначен для поддержания оптимального уровня температуры масла системы смазки двигателя и крепится к блоку цилиндров с левой стороны двигателя. Двигатели могут комплектоваться ЖМТ пластинчатого (см. рис. 54) или трубчатого типов (см. рис. 57).
ЖМТ пластинчатого типа могут быть с одним теплопередающим элементом (для шестицилиндровых двигателей) или с двумя теплопередающими элементами (для восьмицилиндровых двигателей). Указанные теплопередающие элементы имеют однотипную конструкцию и одинаковый принцип работы.
Конструкция ЖМТ с одним теплопередающим элементом показана на рис. 54. Теплопередающий элемент 12 пластинчатого типа крепится к корпусу 3 с уплотнением резиновым кольцом 2 и закрывается крышкой 11 с уплотнением паронитовой прокладкой 10. Охлаждаемое масло проходит внутри секции теплопередающего элемента, а охлаждающая жидкость – снаружи противотоком. В масляной полости корпуса установлен перепускной клапан 1, при открытии которого масло проходит в магистраль минуя теплообменник. Начало открытия клапана при перепаде давления 274±25кПа (2,8±0,25кгс/см²). Регулировка клапана обеспечивается установкой необходимого количества деталей 4 и 5.
На отводящем патрубке теплообменника установлен кран (рис. 55) или пробка (рис. 56) для слива охлаждающей жидкости.

Читать еще:  Страшные аварии на дорогах россии

Рис. 55 – Кран слива охлаждающей жидкости:
1 – кран; 2 – патрубок отводящий

Рис. 56 – Пробка слива охлаждающей жидкости:
1 – ввертыш; 2 – пробка сливная; 3 – патрубок отводящий

Рис. 57 – Трубчатый жидкостно-масляный теплообменник:
1 – корпус; 2 – теплопередающий элемент; 3 – крышка передняя; 4 – сетка защитная; 5 – уплотнительные кольца; 6 –прокладка; 7 – пробка сливная; 8 – крышка задняя; 9 – втулка

Конструкция ЖМТ трубчатого типа для восьмицилиндрового двигателя показана на рис. 57. Теплообменник состоит из корпуса 1, теплопередающего элемента 2, передней 3 и задней 8 крышек. На входе в трубки теплопередающего элемента установлена защитная сетка 4.
Теплопередающий элемент 2 и передняя крышка 3 уплотняются резиновыми кольцами 5.
Задняя крышка 8 уплотняется прокладкой 6. В задней крышке 8 устанавливается пробка 7 для слива охлаждающей жидкости из двигателя.
Теплообменник устанавливается на левой стороне блока цилиндров с обеспечением подвода и отвода масла через специальные каналы. При этом уплотнение стыка между ЖМТ и блоком цилиндров осуществляется резиновыми кольцами 5, установленными на втулках 9 (см. разрез А-А). Подвод и отвод охлаждающей жидкости осуществляется через патрубки крышек 3 и 8 теплообменника.
Для шестицилиндрового двигателя ЖМТ трубчатого типа имеет аналогичную конструкцию, но имеет меньшую длину и соответственно меньшую величину теплопередающей поверхности.

Теплообменник маз ямз 238

Система охлаждения двигателя (рис. 1) — жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты

Кроме того, система охлаждения включает водяной радиатор, охладитель наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” и дистанционный термометр, устанавливаемые на автомобиле.

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.

Из водяного насоса 1 жидкость поступает в поперечный канал 15 и далее по правому продольному каналу 4 в водяную полость правого ряда цилиндров, а в левый ряд цилиндров – через впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника 13, охлаждая масло в двух элементах, далее в левый продольный канал.

Для того чтобы охлаждающая жидкость проходила через жидкостно-масляный теплообменник, в переднюю крышку шестерен распределения запрессована заглушка 12.

Далее охлаждающая жидкость из водяных полостей цилиндров по направляющим каналам поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым поверхностям – выпускным каналам и стаканам форсунок и затем собирается в водосборных трубах 6.

При нагреве холодного двигателя каналы, соединяющие водосборные трубы с радиатором, перекрыты клапанами термостатов 9.

Охлаждающая жидкость циркулирует по тройнику с соединительными трубками 10 и перепускной трубке 11 к водяному насосу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

По достижении охлаждающей жидкостью температуры 80˚ С клапаны термостатов открываются, нагретая жидкость поступает в водяной радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 14, после чего снова идет к водяному насосу.

Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.

Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим работы двигателя.

Водяной насос

Водяной насос центробежного типа, установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала.

Конструкция водяного насоса приведена на рисунке 2. В чугунном корпусе 7 насоса вращается напрессованная на валик 4 крыльчатка 10, создающая поток охлаждающей жидкости.

Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках 3 с односторонним уплотнением.

Полость подшипников при сборке насоса заполняется смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87 на весь срок службы насоса без дополнительной смазки.

Уплотнение подшипниковой полости насоса осуществляется торцевым самоподжимным уплотнением.

Для контроля за герметичностью торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие «Б». Шкив привода 1 напрессован на валик насоса.

Водяной насос имеет маркировку на корпусе 236-1307010-Б1.

По ремонту водяного насоса смотрим статью «Ремонт водяного насоса МАЗ».

Техническое обслуживание системы охлаждения

Для обеспечения нормальной работы двигателя выполнять следующие требования:

1. Заполнять систему охлаждения рекомендованными специальными низкозамерзающими жидкостями или в исключительных случаях на непродолжительное время чистой мягкой водой.

2. Заливать охлаждающую жидкость через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой.

3. Следить за температурой охлаждающей жидкости, поддерживая ее в пределах 75 – 90ºС.

4. Во избежание появления деформаций головок и рубашки блока цилиндров охлаждающую жидкость в систему охлаждения прогретого двигателя доливать постепенно и обязательно во время его работы.

5. Если система охлаждения заполнена водой, то регулярно промывать систему охлаждения чистой водой с помощью специального промывочного пистолета, а при отсутствии его – сильной струей чистой воды, желательно пульсирующей.

Систематически удалять накипь из системы охлаждения.

6. При применении в качестве охлаждающей жидкости «Тосола» необходимо периодически следить за его цветом.

Читать еще:  Чистка форсунок непосредственного впрыска

Если «Тосол» приобретает красно-бурую окраску, то это свидетельствует о его агрессивности по отношению к конструктивным материалам деталей двигателя. В этом случае «Тосол» необходимо заменить, промыв перед этим систему охлаждения.

7. Следить за исправностью торцового уплотнения крыльчатки водяного насоса, имея в виду, что охлаждающая жидкость, просачивающаяся в подшипники водяного насоса, выводит их из строя.

О неисправности торцового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия (рис. 4) на корпусе водяного насоса, закупоривать которое нельзя.

Насос с неисправным уплотнением подлежит ремонту.

8. В случае нарушения температурного режима проверить исправность термостатов и их прокладок.

Температура начала открытия основного клапана термостата должна быть 80 ± 2ºС (указана на корпусе термостата).

Клапан должен открываться полностью, перемещаясь не менее на 8 мм от его седла. Неисправный термостат заменить новым.

9. Для исключения размораживания радиатора, при эксплуатации в зимних условиях система охлаждения двигателя при применении термостатов с дренажным клапаном должна быть заправлена только низкозамерзающей жидкостью.

Указанные термостаты имеют обозначение Т117-06 или ТС107-06М1, выполнены из нержавеющей стали (вместо латуни на ранее применявшихся термостатах) и устанавливаются на двигатели с марта 2007 г.

Удаление накипи из системы охлаждения

Накипь из системы охлаждения удалять раствором технического трилона Б (ТУ 6-01-634–71) в воде концентрации 20 г/л.

Трилон – порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагреве и кипячении.

Раствор трилона заливать в систему охлаждения.

После одного дня работы двигателя (не менее 6–7 ч) отработанный раствор слить и залить свежий.

Промывку продолжать в течение четырех–пяти дней. После окончания промывки в систему охлаждения залить воду, содержащую 2 г/л трилона.

При отсутствии трилона Б накипь из системы охлаждения допускается удалять раствором, состоящим из кальцинированной (стиральной) соды в количестве 0,5 кг на 10 л воды и керосина 1 кг на 10 л воды.

Раствор залить в систему охлаждения на 24 часа, из которых двигатель не менее 8 часов должен работать на эксплуатационном режиме, после чего слить раствор в горячем состоянии, а после охлаждения двигателя промыть систему охлаждения чистой водой.

Проверка уровня охлаждающей жидкости (воды) в систе­ме охлаждения.

Откройте (на охлажденном двигателе) пробки радиатора и заливной трубы подо­гревателя. Нормальный уровень жидкости (при открытом кране отопителя кабины) должен быть на уровне верхней кромки охлаждающих трубок радиатора.

В качестве охлаждающей жидкости применяют концентрированный низкозамерзающий Тосол-А (он ядовит), разбавленный мягкой и чистой водой в пропорции, за­висимой от климатической зоны эксплуатации автомобиля (см. таблицу).

Теплообменник маз ямз 238

ЖИДКОСТНО-МАСЛЯНЫЙ ТЕПЛООБМЕННИК ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236Б

Жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) устанавливается на двигатели ЯМЗ-236НЕ,НЕ2,БЕ,БЕ2 всех комплектаций, предназначен для поддержания оптимального уровня температуры масла системы смазки двигателя и крепится к блоку цилиндров с левой стороны двигателя.

Двигатели могут комплектоваться ЖМТ пластинчатого (см. рис. 49) или трубчатого типов (см. рис. 50).

Конструкция ЖМТ пластинчатого типа показана на рис. 49.

Теплопередающий элемент 12 крепится к корпусу 3 с уплотнением резиновым кольцом 2 и закрывается крышкой 11 с уплотнением паронитовой прокладкой 10. Охлаждаемое масло проходит внутри секции теплопередающего элемента, а охлаждающая жидкость – снаружи противотоком. В масляной полости корпуса установлен перепускной клапан 1, при открытии которого масло проходит в магистраль минуя теплообменник. Начало открытия клапана при перепаде давления 274±25 кПа (2,8±0,25 кгс/см2). Регулировка клапана обеспечивается установкой необходимого количества деталей 4 и 5.

На отводящем патрубке теплообменника установлен кран (рис. 49а) или пробка (рис. 49б) для слива охлаждающей жидкости.

Рис. 49. Жидкостно-масляный теплообменник:
1-клапан перепускной; 2-кольцо уплотнительное; 3-корпус; 4-шайба регулировочная; 5-прокладка регулировочная; 6-пружина; 7-втулка; 8-уплотнительное кольцо; 9-фланец; 10-прокладка; 11-корпус; 12-секции

Конструкция ЖМТ трубчатого типа показана на рис. 50. Теплообменник состоит из корпуса 1, теплопередающего элемента 2, передней 3 и задней 8 крышек. На входе в трубки теплопередающего элемента установлена защитная сетка 4.

Теплопередающий элемент 2 и передняя крышка 3 уплотняются резиновыми кольцами 5. Задняя крышка 8 уплотняется прокладкой 6. В задней крышке 8 устанавливается пробка 7 для слива охлаждающей жидкости из двигателя.

Теплообменник устанавливается на левой стороне блока цилиндров с обеспечением подвода и отвода масла через специальные каналы. При этом уплотнение стыка между ЖМТ и блоком цилиндров осуществляется резиновыми кольцами 5, установленными на втулках 9 (см. разрез А-А). Подвод и отвод охлаждающей жидкости осуществляется через патрубки крышек
3 и 8 теплообменника.

Рис. 50. Жидкостно-масляный теплообменник:
1 – корпус; 2 – теплопередающий элемент; 3 – крышка передняя; 4 -сетка защитная; 5 – уплотнительные кольца; 6 – прокладка; 7 -пробка сливная; 8 – крышка задняя; 9 – втулка

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: