12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Термин опасность для движения

ПДД 1.2 — Основные понятия

В Правилах используются следующие основные понятия и термины

Автомагистраль — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Автопоезд — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Велосипедист — лицо, управляющее велосипедом.

Велосипедная дорожка — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1

Велосипедная зона — территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаком 5.33.1 и знаком 5.34.1 .

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Гибридный автомобиль — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.

Главная дорога — дорога, обозначенная знаками

по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Дневные ходовые огни — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Населенный пункт — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками:

Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения России (РФ).

Обучающий вождению — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.

Обучающийся вождению — лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.

Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Опасность для движения — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Опасный груз — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Опережение — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Организованная перевозка группы детей — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

Организованная транспортная колонна — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

Организованная пешая колонна — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Островок безопасности — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью под эстакадных или под мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Пешеходная дорожка — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .

Пешеходная зона — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаком 5.33 и знаком 5.34 .

Пешеходная и велосипедная дорожка (вело-пешеходная дорожка) — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками:

Определение момента возникновения опасности — вопросы компетенции

Достоверность определения момента возникновения опасности для движения транспортного средства (далее — «ТС») является важнейшим исходным данным, необходимым для правильного решения вопроса о технической возможности у водителя предотвратить ДТП. В связи с этим очевидно, что вопрос о том, в какой момент развития дорожно-транспортной ситуации (далее — «ДТС») возникает опасность для движения водителя ТС, является ключевым при расследовании дел о ДТП.

Читать еще:  Спровоцировал дтп и скрылся

Момент возникновения опасности на практике определяется следствием, (судом) в постановлении (определении) о назначении экспертизы в качестве исходных данных, а не экспертом (хотя, в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» (Постановление Минтруда РФ № 37 от 21.08.98 с изменениями, внесенными постановлением Минтруда РФ от 21.01.2000 г. № 7) определение момента возникновения опасности для движения указано как одна из должностных обязанностей эксперта-автотехника.

ПДД дают определение понятия опасность для движения:
Это ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Такая ситуация может возникнуть из-за технической неисправности ТС, неожиданного появления на пути движения автомобиля людей, животных, резкого торможения движущегося впереди ТС и различного рода других препятствий. При этом во внимание должна браться та «опасность», которую водитель в состоянии был обнаружить.

Вопрос о моменте возникновения опасности для движения в каждом конкретном случае должен решаться с учетом особенностей дорожной обстановки, видимости и обзорности с места водителя, интенсивности движения, поведения участников движения и т.д. Судебные дела по расследованию ДТП являются наиболее сложной категорией дел, поэтому требуют дополнительной квалификации следователей и судей. Большое количество судебных решений и приговоров обжалуется и отменяется ввиду того, что судебное разбирательство проведено односторонне и неполно. Изменения, внесенные в ст. 264 УК РФ в сторону смягчения только ухудшили данную ситуацию. Уголовная ответственность по этой статье, а именно по ее первой части, наступает, когда в результате ДТП причиняется по неосторожности тяжкий вред здоровью. В связи с этим квалифицированные следователи выезжают для осмотра места ДТП в основном только тогда, когда человек погибает на месте. В остальных случаях на место ДТП, в основном, выезжают сотрудники ГИБДД, которые оформляют протокол осмотра места происшествия некачественно (иногда не составляя его, ограничиваются составлением схемы), не фиксируют все следы происшествия. Когда же встает вопрос о возбуждении уголовного дела, то доказательства оказываются утраченными, и восстановить их порой бывает просто невозможно. Поэтому, в большинстве случаев с целью определения момента возникновения опасности для движения необходимо проанализировать скорость и направление движения, взаимное расположение на дороге ТС, других объектов дорожной обстановки, режим работы светофорных объектов и т.п. То есть провести исследование на основе технических данных и учета объективных закономерностей функционирования системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС).

Однако многие юристы выдвигают ряд аргументов, якобы доказывающих, что исследование момента возникновения опасности для движения ТС выходит за пределы компетенции эксперта. Следует заметить, что ни один из них не касается вопроса о том, требуются или нет специальные знания (не юридические) при исследовании момента возникновения опасности для движения ТС. При положительном ответе на этот вопрос все эти аргументы теряют смысл, поскольку согласно действующему законодательству судебная экспертиза назначается именно тогда, когда требуются специальные знания. Поэтому исследование момента возникновения опасности для движения ТС на основе специальных знаний эксперта не может выходить за пределы его компетенции. Подтверждением данной концепции служат следующие обстоятельства:

1. Оценка конкретной обстановки, в том числе и момента возникновения опасности для движения ТС, целиком зависит от водителя, поскольку только от водителя ПДД требуют соответствующих действий в этот момент. Оценивая обстановку в момент возникновения опасности, водитель использует свои специальные знания и учитывает технические возможности ТС. Именно поэтому, наряду со многими другими вопросами, эксперт-автотехник при производстве автотехнической экспертизы должен дать техническую оценку правильности действий водителя с точки зрения водительского ремесла и требований безопасности движения, в частности, оценку правильности и своевременности примененных в данных конкретных условиях приемов управления, в том числе снижения скорости или остановки ТС. В этой связи не ясен смысл доводов отдельных экспертов и юристов, когда они для обоснования выхода эксперта за пределы своей компетенции при исследовании МВО для движения, ссылаются на очевидное обстоятельство, что водитель оценивает складывающуюся ДТС до происшествия, а следователь, суд, эксперт – после происшествия. Тем самым ставится под сомнение сама возможность и целесообразность научных исследований в самых различных отраслях деятельности человека.

2. Техническая оценка своевременности и правильности действий водителя, даваемая экспертом, ни при каких условиях не может подменить принципиально отличную от нее юридическую оценку, которую дают только следствие или суд. Заключение эксперта о моменте возникновения опасности для движения или о технической возможности или невозможности предотвращения ДТП еще не означает виновность или невиновность водителя. Оценка действий водителя по определению МВО для движения, даваемая экспертом, может и не совпадать с юридической оценкой, подобно тому, как это иногда наблюдается по другим вопросам, касающимся практики производства судебных автотехнических экспертиз. Такое соотношение технической и юридической оценок МВО для движения вполне естественно и объясняется тем, что техническая оценка эксперта-автотехника значительно уже по своему содержанию, чем оценка юридическая. В связи с этим неправомерно полагать, что если эксперты связывают МВО для движения с границами улиц, дорог и перекрестков или с разметкой проезжей части, то тем самым они выходят не только за пределы своей компетенции, но и устанавливают момент, с которого возникает правовая ответственность для водителя. Определяя, например, техническое состояние автомобиля или скорость движения автомобиля (в случае превышения ее), эксперт тем самым не устанавливает виновность или невиновность водителя. Таким образом, давая техническое заключение о МВО для движения ТС, эксперт не выходит за пределы своей общей компетенции и не входит в юридическую оценку действий водителя.

3. П. 10.1. ПДД требует от водителя принятия мер к снижению скорости движения ТС вплоть до полной его остановки именно в момент возникновения опасности для движения, которую он в состоянии обнаружить, а не в какой-то другой момент. Поэтому можно считать недоразумением утверждение, что момент, когда возникла опасность для движения и момент, когда водитель должен был начать реагировать , понятия различные. Именно поэтому лишено смысла утверждение, что опасность с точки зрения ПДД может быть, но водитель может ее не заметить по объективным причинам. Опасность для движения, обнаружить и оценить которую водитель не имеет возможности, при экспертных исследованиях и расчетах во внимание не принимается, как не имеющая практического смысла и значения.

4. Анализ причин назначения дополнительных и повторных экспертиз по делам о ДТП показывает, что большинство из них назначаются в случаях, когда на вопрос о технической возможности предотвращения ДТП эксперт отвечает, что вот с этого момента водитель имел, а вот с этого момента водитель не имел технической возможности для предотвращения ДТП. Данное обстоятельство означает, что подобные выводы не удовлетворяют следствие или суд, и они не могут принимать во внимание данные неконкретные теоретические умозаключения при принятии решения по конкретному делу о ДТП. Неверно также считать, что при столкновении автомобилей на перекрестке только следствие или суд может сделать вывод о том, мог или не мог водитель автомобиля, двигающегося по главной дороге, воспринять движение другого ТС без замедления или с замедлением. Суд вправе спросить эксперта: «Что такое замедление?» Характеристика и практическая оценка такого параметра, как замедление, требует специальных (не юридических) знаний и опыта. Таким образом, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что исследование МВО для движения ТС, с позиций требований п. 10.1. ПДД, входит в компетенцию эксперта-автотехника, так как требует специальных, а не юридических знаний. При этом имеется в виду только техническая сторона вопроса. Разумеется, что следователь или суд должны оценить научную обоснованность, достоверность вывода эксперта о МВО для движения ТС. Это также означает, что МВО для движения ТС может быть указан в постановлении или в определении о назначении экспертизы, что во многих случаях и наблюдается в судебно-экспертной практике. Однако и в этом случае, согласно ст. 57 УПК и ст. 86 ГПК РФ, за экспертом остается право поставить на разрешение экспертизы дополнительный вопрос о соответствии объективно-техническим данным МВО, указанного в постановлении или определении и дать по нему заключение, если в процессе исследования механизма ДТП им установлено такое несоответствие.

Котов А.В. — эксперт-автотехник АНО «МЦСЭ»

ОПАСНАЯ ОБСТАНОВКА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ

Под опасной обстановкой понимается такая дорожная обстановка, при которой водитель должен немедленно принять необходимые меры для предотвращения происшествия или уменьшения тяжести его последствий (имеется в виду дорожная обстановка, которая может быть обнаружена с места водителя транспортного средства).

Обычно опасная обстановка возникает, когда расстояние между транспортным средством и препятствием невелико, а расположение и характер движения препятствия в этот момент свидетельствуют о том, что оно попадает в опасную зону или что вероятность его попадания в эту зону резко возрастает.

Нецелесообразно рассматривать как опасную всякую дорожную обстановку, создающуюся при движении транспортного средства, если при бездействии водителя возможно происшествие.

Так, появление пешехода на проезжей части на расстоянии, во много раз превышающем остановочный путь транспортного средства, нельзя рассматривать как возникновение опасной обстановки, так как за время сближения с транспортным средством пешеход может изменить характер своих действий и, что в подавляющем большинстве случаев имеет место, остановиться, чтобы пропустить транспортное средство. Поэтому немедленное снижение скорости или изменение направления движения в момент, когда водитель мог обнаружить пешехода, было бы в этом случае неоправданным. Если же к моменту, когда расстояние между транспортным средством и пешеходом минимально (но водитель еще может предотвратить наезд), последний продолжает движение в опасном направлении, возможность наезда резко возрастает. Такую обстановку води гелю следует оценить как опасную и немедленно применить торможение.

Читать еще:  Чей двигатель стоит на лифан х 60

Не возникает опасной обстановки и при приближении к закруглению дороги, если к началу маневра водитель имеет возможность плавно снизить скорость до величины, обеспечивающей безопасный поворот. Очевидно, нет необходимости немедленно снижать скорость, как только водитель может обнаружить закругление на большом расстоянии от транспортного средства: в течение некоторого времени движение с прежней скоростью будет безопасным.

Момент, когда возникает опасная обстановка, т. е. момент, когда следует принимать необходимые меры для предотвращения происшествия, определяется водителем в зависимости от дорожной обстановки, требований правил движения, его опыта, позволяющего ему предусмотреть дальнейшее развитие дорожной обстановки. Очевидно, в одной и той же ситуации один водитель примет меры раньше, другой — позже, но если при этом обеспечивается безопасность движения, не создается помех для других участников движения, не оказывается отрицательного влияния на техническое состояние транспортного средства и не снижается без необходимости эффективность его использования, их следует признать правильными.

Под моментом возникновения опасной обстановки (если препятствие находится в поле зрения водителя длительное время) следует понимать гот крайний момент, когда водитель еще может предотвратить происшествие, не прибегая к таким экстренным мерам, в результате принятия которых не исключается возможность возникновения происшествия.

Следовательно, опасная обстановка может возникнуть и в том случае, когда расстояние до препятствия превышает остановочный путь транспортного средства, поскольку остановочный путь определяется из условия экстренного торможения, что в определенных условиях не обеспечивает безопасности движения. Так, экстренное торможение на закруглении при движении транспортного средства с высокой скоростью по скользкой дороге может привести к происшествию в результате заноса. В такой ситуации опасная обстановка возникает уже в момент, когда водитель еще может остановить транспортное средство путем плавного торможения, исключающего занос.

Обычно опасная обстановка возникает, когда водитель может видеть препятствие, однако нередко она возникает до того, как препятствие появляется в поле зрения водителя (например, при ослеплении водителя светом фар встречного транспортного средства, при ограничении обзорности другими транспортными средствами в момент приближения к пешеходному переходу с оживленным движением и т. п.).

АВАРИЙНАЯ ОБСТАНОВКА

Под аварийной следует понимать такую дорожную обстановку, в которой водитель не располагает технической возможностью предотвратить происшествие. Аварийная обстановка возникает, если водитель мог обнаружить препятствие на расстоянии, превышающем остановочный путь, но не принял своевременных мер для предотвращения наезда, или если он мог обнаружить препятствие на расстоянии меньше остановочного пути.

Аварийная обстановка создается тем участником движения, который своими не соответствующими требованиям Правил движения действиями лишает себя или водителя другого транспортного средства технической возможности предотвратить происшествие. В некоторых случаях аварийная обстановка может возникнуть и независимо от действий участников движения (например, если внезапно возникает неисправность транспортного средства и т. п.).

ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ

В термин «опасность для движения» в экспертной практике, исходя из требований Правил движения, вкладывается два понятия.

а) Под опасностью для движения понимается такая ситуация, при которой для предотвращения происшествия (или уменьшения тяжести его последствий) водитель должен принять меры к снижению скорости или остановке транспортного средства (ст. 33 Правил движения).

Опасность для движения может возникнуть при появлении препятствий, разъезд с которыми не обеспечивает безопасности движения, внезапном возникновении неисправностей транспортного средства, исключающих возможность безопасного движения, смещении груза за габариты транспортного средства, опасном поведении пассажиров и т. п.

Понятия «опасность для движения» и «опасная обстановка» не идентичны: опасность для движения (когда предотвращение происшествия возможно лишь путем торможения) представляет собой частный случай опасной обстановки (когда для предотвращения происшествия в некоторых случаях может быть применен маневр). Так, если в темное время суток на расстоянии, позволяющем водителю при избранной скорости совершить безопасный объезд, может быть обнаружено какое-либо неподвижное препятствие, возникает опасная обстановка. Ее нельзя рассматривать как опасность для движения, так как, применив маневр, водитель может продолжать движение, не снижая скорости. И лишь когда безопасный объезд этого препятствия невозможен (например, мешают встречные транспортные средства), возникает опасность для движения, и для предотвращения происшествия необходимо применить торможение транспортного средства. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что из формулировки ст. 33 Правил движения можно сделать вывод о недопустимости маневра для предотвращения происшествия.

б) Под опасностью для движения (или повышенной опасностью для движения) понимаются также такие препятствия или особенности дорожной обстановки, которые создают на данном участке дороги особенно большую вероятность возникновения происшествия или возможность происшествия с крайне тяжелыми последствиями. Водитель должен особенно внимательно наблюдать за дорожной обстановкой и своевременно принять меры для предотвращения возникновения опасной или аварийной обстановки.

Опасность для движения (в этом смысле) возникает при движении транспортных средств в сложной дорожной обстановке, предусмотренной ст. 154 Правил движения.

Однако ‘требования ст. 33 не распространяются на эти случаи, так как очевидно, что нет необходимости применять торможение при преодолении опасного участка, если избранная водителем скорость и дорожная обстановка на этом участке обеспечивают безопасность движения транспортного средства.

ПОМЕХА ДВИЖЕНИЮ

Исходя из требований ст. 4 Правил движения, под помехой движению следует понимать препятствия, вынуждающие водителей транспортных средств, пользующихся правом беспрепятственного проезда, снижать скорость, останавливаться, маневрировать;’

К помехам относятся неподвижные препятствия на проезжей части (различные предметы, транспортные средства, остановившиеся в местах, где остановка запрещена, открытые люки на проезжей части и т. п.), движущиеся транспортные средства, водители которых не пользуются преимущественным правом проезда, пешеходы, находящиеся в местах, где, согласно Правилам движения, в данный момент быть им не положено, и т. п.

Нецелесообразно какие-либо препятствия рассматривать как помехи движению транспортных средств, если водители их, согласно требованиям Правил движения, в сложившейся обстановке не пользуются правом проезда.

При хороших видимости, обзорности и наличии у водителя времени, достаточного для принятия необходимых для предотвращения наезда или столкновения мер, помеха может не создавать опасной обстановки. Так, при остановке транспортного средства на проезжей части при неограниченных видимости и обзорности опасная обстановка, как правило, не возникает, так как водители движущихся транспортных средств имеют возможность заблаговременно принять необходимые меры для ее предотвращения. В то же время всякая помеха создает возможность возникновения происшествия, так как нельзя исключить, что водитель движущегося транспортного средства по какой-то причине (невнимательность, внезапно возникшая неисправность транспортного средства и т. п.) не примет соответствующих мер. Поэтому ст. 4 Правил движения запрещает создание помех движению независимо от того, возникает при этом опасность для движения или нет.

При ограниченных видимости и обзорности и возникновении помехи на близком расстоянии от приближающегося транспортного средства может создаваться опасная или аварийная обстановка.

БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРВАЛ

Под безопасным интервалом понимается расстояние между избранной водителем полосой движения транспортного средства и препятствием, исключающее возможность контакта с этим препятствием в результате обстоятельств, которые водителю следовало учитывать (например, незначительное самопроизвольное смещение полосы движения транспортного средства в сторону препятствия, возможное смещение самого препятствия, смещение груза или пассажиров за габариты транспортного средства, открытие двери или внезапный выход водителя из объезжаемого транспортного средства и т. п.).

Если произошло столкновение транспортных средств или наезд, вопрос о величине безопасного интервала, который должен был быть избран водителем, не имеет смысла, так как если столкновение или наезд не явились результатом обстоятельств, подлежащих самостоятельному исследованию (например, внезапное перемещение препятствия, которое водитель не мог предусмотреть, возникновение неисправности, вызвавшей значительное смещение полосы движения транспортного средства в сторону препятствия, неосторожный выход пассажира из стоявшего транспортного средства в сторону проезжей части и т. п.), сам факт столкновения или наезда свидетельствует об ошибке водителя при выборе интервала.

В экспертной практике необходимость в определении величины безопасного интервала возникает всякий раз, когда требуется установить, можно ли было пропустить транспортное средство или освободить полосу его движения.

Величина безопасного интервала между движущимися транспортными средствами определяется по эмпирическим формулам[1]. Интервал в 1 м между транспортным средством и неподвижным препятствием можно считать безопасным.

Под безопасным интервалом понимается также расстояние между полосой движения транспортного средства и ограничивающим обзорность препятствием, когда водитель имеет возможность предотвратить наезд на пешехода, вышедшего из-за этого препятствия со скоростью, на которую водитель должен был рассчитывать. Величину интервала определяют, исходя из условия равенства вероятного времени движения пешехода в поле зрения водителя до полосы движения транспортного средства и остановочного времени (см. стр. 84).

ОПАСНАЯ ЗОНА

Под опасной зоной следует понимать то пространство около движущегося транспортного средства, нахождение препятствия в котором может привести к возникновению происшествия. Впереди транспортного средства опасная зона распространяется на расстояние, начиная с которого водителю необходимо принимать меры для предотвращения наезда на данное препятствие (остановочный путь, безопасная дистанция). Границы опасной зоны определяются также шириной полосы движения транспортного средства и величиной безопасного интервала.

Если водитель обнаруживает, что препятствие может попасть в опасную зону, ему следует соблюдать особую осторожность и принимать немедленные меры для предотвращения происшествия в случае, когда это препятствие не успевает выйти за ее пределы к моменту сближения с ним транспортного средства.

Определение момента возникновения опасности для движения

Опасная ситуация – это дорожно-транспортная ситуация, характеризующаяся следующими факторами:

— движением транспортного средства;

— наличием источника опасности (препятствия) на полосе движения транспортного средства;

— прогнозируемой возможностью предвидения последствий при непринятии необходимых мер в ответ на возможность восприятия опасности;

Вопрос о том, в какой момент развития дорожно-транспортной ситуации у водителя транспортного средства возникает опасность для движения, в ряде случаев является ключевым вопросом расследования уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях.

Указанная проблема зачастую возникает при назначении автотехнической экспертизы. На разрешение экспертов в большинстве случаев ставится вопрос о наличии либо отсутствии у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие, к примеру, столкновение транспортных средств или наезд на препятствие. Правильное решение этого вопроса предопределяется достоверностью определения момента возникновения опасности для движения.

Читать еще:  Спецсигналы на авто штраф

Момент возникновения этой опасности определяется следствием и указывается в постановлении о назначении экспертизы в качестве исходных данных. При этом у следователей нередко отсутствует понимание, что же такое опасность для движения и когда она возникает?

Во второй части пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации указывается, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки транспортного средства. Однако, Правила не дают определения опасности для движения и не называют момент, в который она возникает.

Под опасностью для движения следует понимать реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и собственности участников дорожного движения. Эта опасность может возникать только объективно, независимо от ее субъективного восприятия водителем. Под моментом возникновения опасности понимается момент, начиная с которого водитель мог и должен был принимать предусмотренные Правилами дорожного движения меры к предотвращению ДТП.

Опасность для движения, создаваемая одним из его участников, возникает у другого участника движения не позднее того момента, когда первый создает второму помеху для движения. В такой ситуации следует установить, когда второй участник движения имел объективную возможность обнаружить опасность.

В некоторых случаях, с целью определения момента возникновения опасности для движения, необходимо проанализировать скорость и направление движения, взаимное расположение на дороге транспортных средств и других объектов дорожной обстановки, режим работы светофорных объектов и т. д., т. е. провести исследование на основе технических данных учета объективных закономерностей функционирования системы водитель – автомобиль – дорога – среда. Такая необходимость существует, если в дорожно-транспортной ситуации имело место:

1. Изменение скорости и (или) направления движения объекта. Например, пешеход, переходящий проезжую часть, приостанавливается, а затем начинает перебегать ее либо поворачивает назад. В этом случае необходимо путем математического моделирования проверить, мог ли пешеход дойти до полосы движения транспортного средства к моменту его проезда, и создавал ли пешеход помеху транспортному средству при неизменном темпе и направлении движения.

2. Выезд транспортного средства, водитель которого не имел преимущества, на полосу движения другого транспортного средства. К примеру, со второстепенной дороги на главную. В подобной ситуации следует определить, где транспортное средство могло быть остановлено водителем – у границы перекрестка, стоп-линий, разделительной линии и т. д. – при условии соблюдения безопасности движения, с учетом скорости, дорожных условий и других технических факторов.

3. Опасность была связана с отказом какой-либо системы транспортного средства. Например, тормозной системы, рулевого управления или электрооборудования. В таком случае необходимо проверить, в какой момент развития дорожно-транспортной ситуации могла возникнуть неисправность: до, в момент или после дорожно-транспортного происшествия.

4. Объект появился в поле зрения водителя транспортного средства из-за другого объекта. К примеру, пешеход из-за другого автомобиля. В данной ситуации следует установить, мог ли водитель первого транспортного средства обнаружить пешехода в момент начала его движения от края проезжей части.

5. Водитель обнаружил объект после происшедшего ослепления. Например, увидел пешехода, приближающегося к полосе его движения. При таком условии необходимо определить, мог ли водитель транспортного средства остановиться до места наезда путем принятия мер к экстренному торможению в момент ослепления.

Опасность для движения считается возникшей в тот момент, когда водитель был в состоянии и имел объективную возможность обнаружить, что:

1. Пешеход вышел (выбежал) на полосу движения транспортного средства (для случаев, когда пешеход до наезда не менял темп и направление движения).

2. На полосе движения транспортного средства находятся неровности и разрушения проезжей части, неподвижные объекты.

3. По полосе движения транспортного средства идут пешеходы (едет велосипедист, гужевая повозка и т. д.) во встречном или попутном направлении.

4. По полосе движения транспортного средства движется встречное или попутное транспортное средство с меньшей скоростью.

5. В процессе обгона обгоняемое транспортное средство начинает совершать поворот налево.

6. Следовавшее впереди транспортное средство в процессе его обгона начинает экстренное торможение.

7. Встречное транспортное средство в непосредственной близости начинает совершать поворот налево.

8. Транспортное средство, движущееся в попутном направлении по смежной полосе, в непосредственной близости от другого транспортного средства. движущегося без изменения направления движения, начинает совершать перестроение на его полосу.

9. Транспортное средство, водитель которого не имел преимущественное право на движение, выезжает на перекресток.

10. Водитель другого транспортного средства не имеет возможность выполнить требования Правил дорожного движения, что может привести к возникновению происшествия (например, не успевает занять свою полосу движения при обгоне, освободить левую сторону проезжей части, предотвратить выезд на перекресток на запрещающий сигнал транспортного светофора и т. п.).

11. Встречное транспортное средство начало выезжать на линию, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений движения, на левую сторону проезжей части.

12. Транспортное средство, с которым возможно столкновение, движется в неуправляемом состоянии (с заблокированными колесами, с заносом, с технической неисправностью, лишающей водителя возможности управления им и т. п.).

13. Водитель ослеплен светом фар встречного транспортного средства.

14. Отказали фары транспортного средства.

15. Открылся капот или крышка багажника движущегося впереди транспортного средства.

16. Отказал или стал неэффективным орган управления транспортным средством (например, тормозная система или рулевое управление).

17. Сигнал светофора после желтого света переключился на красный.

18. Пассажир физически вмешался в процесс управления транспортным средством.

Следует обращать особое внимание на установление момента возникновения опасности, создаваемой детьми. Ими принято считать лиц в возрасте до 12 лет. Дети по своим психофизиологическим особенностям не могут адекватно ориентироваться в дорожной обстановке и принимать безопасные решения. Часто потенциальную опасность представляет уже само нахождение ребенка вблизи проезжей части. Определяя момент возникновения опасности, следует учитывать поведение ребенка (стоит спокойно или делает попытки перебежать проезжую часть, смотрит на приближающееся транспортное средство или нет и т. п.), его возраст, применяя при оценке дорожных ситуаций с участием детей правило «особой осторожности». Подобным образом следует устанавливать момент возникновения опасности относительно лиц престарелого возраста, лиц, выполняющих работу на дороге, находящихся в состоянии сильного опьянения, определяемого по их поведению (шатается, падает и т. п.), животных.

В связи со сказанным можно считать, что опасность для движения возникла в тот момент, когда водитель имел объективную возможность обнаружить на проезжей части или вблизи нее:

— ребенка дошкольного возраста без сопровождения взрослых, независимо от его поведения (стоит, идет, смотрит на транспортное средств или нет и т. п.). При этом ребенок находится на таком расстоянии от полосы движения транспортного средства, на котором не исключается возможность оказаться на этой полосе за время сближения с ним;

— ребенка, который стоит перед проезжей частью, намереваясь ее пересечь, и смотрит на встречное данному автомобилю транспортное средство, ожидая его проезда;

— группы детей, некоторые из которых пробежали проезжую часть, а остальные готовятся к этому;

— ребенка, вышедшего на проезжую часть и не смотрящего в сторону приближающегося транспортного средства;

— детей, увлеченных игрой (катанием на коньках, санках, велосипедах и т. п.), которые могут оказаться на полосе движения данного транспортного средства;

— ребенка, бегущего к проезжей части, особенно если он не замедляет бег и не смотрит в сторону приближающегося транспортного средства;

— лица престарелого возраста, вышедшего на проезжую часть;

— лиц, выполняющих работу на проезжей части и не обращающих внимания на приближающееся транспортное средство;

— лица, вышедшего на проезжую часть, по поведению которого видно, что он не контролирует свои действия (шатается, падает, пытается остановить проходящий транспорт и т. п.);

— необычной ситуации (скопление людей, транспортных средств, подача водителю световых, звуковых, других сигналов и т. п.).

Следует отметить, что опасность для движения не совпадает с действиями детей при следующих обстоятельствах:

— дети дошкольного возраста в спокойном состоянии находятся за пределами проезжей части;

— дети дошкольного возраста находятся под присмотром взрослых. В непосредственной близости от полосы движения транспортных средств действия взрослых должны исключать возможность попадания ребенка на полосу движения транспортных средств (взрослые удерживают детей за руку и т. п.).

Все перечисленные случаи возникновения опасности для движения в момент, когда для предотвращения происшествия водитель должен был немедленно принять меры к экстренному торможению, являются типичными и основаны на следственной и экспертной практике. Вместе с тем вопрос о моменте возникновения опасности для движения в каждом конкретном случае должен решаться с учетом особенностей дорожной обстановки, видимости и обзорности с места водителя, интенсивности движения, поведения участников движения и т. п.

Следует иметь в виду, что иногда устанавливать момент возникновения опасности нет необходимости. Это происходит в том случае, когда водитель технически исправного транспортного средства своими действиями сознательно нарушил требования Правил дорожного движения и поставил себя в условия, при которых происшествие становится вероятным, а порой и неизбежным. Такая ситуация возникает, когда, например, столкновение транспортных средств происходит на левой стороне проезжей части в результате разворота одного из транспортных средств в неразрешенном месте (через двойную сплошную линию разметки); наезд на пешехода происходит на левой стороне движения в результате движения по ней транспортного средства (против разрешенного направления). Сюда же следует отнести наезд на разделительной полосе, тротуаре и т. п. Этот список может быть продолжен.

Приведенные рекомендации помогут следователям решать вопрос о возникновении опасности для движения при расследовании конкретных уголовных дел.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector