0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уходит с российского рынка

Ford уходит из России

Они собирали самые популярные иномарки в стране. Теперь у компании серьезные проблемы

Фото: Carl Court / Getty Images

Американская компания Ford решила уйти с российского рынка. У компании упали продажи, из-за чего содержание трех заводов на территории России стало нерентабельным. Также Ford намерен отказаться от поставок своих авто в Россию. Автоконцерн уйдет только для массового потребителя — малотоннажные автомобили останутся. Речь идет о Ford Transit, производство которого локализовано в Елабуге. Выпуск легковых автомобилей продлится до июня, а купить последние машины Ford с российских заводов можно будет примерно до октября 2019 года.

Уход с российского рынка проходит в рамках масштабной программы компании по реструктуризации бизнеса. Ford еще в январе анонсировал, что намерен отказываться от убыточных для себя рынков, сосредоточившись на прибыльных направлениях. В общей сложности компания намерена срезать расходы на 11 миллиардов долларов в год, для чего объявила о масштабных сокращениях по всему миру. В одной только Германии американский концерн уволит пять тысяч человек. Сокращения также затронут Китай и Великобританию. Работники компании признают, что топ-менеджмент Ford встревожен ситуацией, что парализует всю работу концерна.

В США же компания недавно столкнулась с проблемами из-за своих внедорожников Explorer, владельцы которых жалуются на недомогание, мигрени и слабость после вождения. Национальное управление безопасности движения в США проводит расследование в отношении выпущенных в период с 2010 по 2018 годы Explorer. Первые результаты разбирательства подтвердили опасения: в некоторых режимах вождения автомобиль выделяет чрезмерное количество угарного газа, из-за чего страдают водитель и пассажиры автомобиля. Если опасения подтвердятся, компании грозит отзыв до миллиона автомобилей, что обернется убытками на сотни миллионов долларов.

По оценкам экспертов, загрузка производственных линий заводов Ford Sollers была на уровне 15 процентов, а это значит, что некоторые заводы не работали в полную смену. Например, еще в ноябре 2018 года сотрудники Всеволожского завода объявляли забастовку из-за низких зарплат и простоя производства, из-за чего средняя зарплата сотрудников упала с 52 тысяч рублей до 23 тысяч. В ноябре руководство компании и профсоюз смогли договориться о мерах поддержки рабочих в сложный период — им предоставили беспроцентные займы и повысили жалованье на период простоя.

В России производством автомобилей марки Ford занимались три завода: во Всеволожске (выпускают Ford Focus и Ford Mondeo), в Набережных Челнах (Ford Fiesta и Ford Ecosport) и в Елабуге (Ford Kuga, Ford Explorer и Ford Transit). Все они управлялись совместным предприятием американской Ford (доля в 50,01 процента) и российской Sollers (49,99 процента). Совместное предприятие было создано в 2011 году на паритетных началах, однако в дальнейшем контроль в компании перешел к американцам. В настоящее время ясна судьба завода только в Елабуге (он продолжит выпуск Ford Transit), а вот что будет с заводами во Всеволожске и Набережных Челнах — пока неизвестно.

Эксперты отмечают, что спроса на заводы Ford Sollers ожидать не стоит, а значит, нерентабельные производственные линии придется закрывать. На заводе во Всеволожске в настоящий момент работает около 2,7 тысячи человек. Согласно ноябрьскому соглашению профсоюза и компании, на заводе не может быть никаких сокращений до мая 2019 года. В Татарстане на двух заводах Ford работает более четырех тысяч человек, около трех тысяч приходится именно на Елабугу, как самый востребованный завод. Остается еще около тысячи сотрудников, которые рискуют остаться без работы. Однако уволенных сотрудников с двух заводов в Татарстане может приютить у себя «КамАЗ», о чем уже сообщили в госкомпании «Ростех», куда входит автоконцерн. Сам Ford уже объявил, что на выплаты уволенным сотрудникам потратит 200 миллионов долларов.

В России Ford начал работать еще в 1990 году, а первое представительство открыл в 1996-м (если не считать филиал в Санкт-Петербурге в 1907 году).
В нулевые Ford Focus стал настоящей легендой российского авторынка и не раз возглавлял рейтинги самых продаваемых иномарок. Последние успехи Ford приходятся на запуск третьей версии модели Focus — это 2010-2012 годы, тогда самая популярная модель американского автоконцерна попадала в список самых продаваемых автомобилей года в России, в последний раз — в 2013 году. С 2012 года продажи компании падали, а потеснить доступную большинству россиян Lada смогли корейцы Hyundai и KIA. Аналитики отмечают не самую грамотную политику концерна, состоявшую в стремлении диверсифицировать модельный ряд марки вместо того, чтобы сосредоточиться на самых прибыльных машинах.
Занять нишу Ford теперь вполне может недавно объявивший о возвращении концерн Opel, принадлежащий французской группе компаний Peugeot-Citroen (PSA).

10 причин развода: почему Форд нас оставил

Накануне СП Ford Sollers объявило о реструктуризации деятельности, в рамках которой на нашем рынке будут прекращены продажи легковушек американской марки. Разбираемся в причинах такого решения.

Ford стал первым иностранным автопроизводителем, начавшим в России сборку автомобилей по полному циклу.

Инвестировав 150 миллионов долларов он фактически с нуля построил завод в Ленинградской области.

Но спустя 19 лет компания объявила о фактическом уходе с рынка: в России «голубой овал» останется лишь в сегменте легкого коммерческого транспорта с семейством Transit.

Читать еще:  Уаз патриот без переднего кардана

1. Убыточность производства

Ford начал сборку первых Фокусов в далеком 2000-м году. Злые языки (и финансовые аналитики) и спустя пять лет говорили, что Ford несет только убытки от своей деятельности в России. Но американцы не сдавались и запустили во Всеволожске Ленинградской области производство второго поколения своей модели гольф-класса.

И второй Фокус буквально взорвал рынок, мгновенно став бестселлером. В российском отделении компании сделали его базовую комплектацию очень дешевой, что вызвало ажиотажный спрос. Очередь за некоторыми комплектациями растянулась на год, места в ней перепродавали, а топовые версии Ford был вынужден завозить из Европы. Казалось бы, дела налаживаются…

2. Модельный ряд и цены

Нынешние легковые Форды, мягко говоря, недешевы. Третье поколение Ford Focus стоит больше миллиона, при этом оно теснее конкурентов, не говоря уж о предшественнике, а исключительно хорошими ездовыми повадками никого не завлечешь в салоны. При этом С-класс как в мире, так и в России уступает позиции под натиском кроссоверов.

Тут бы отделу маркетинга Ford Sollers пересмотреть свою политику, но нет. Даже появление более-менее доступной Фиесты ситуацию не спасло. В В-классе правят Лады и парочка Kia Rio/Hyundai Solaris, которые дешевле.

Кроссоверы тоже не помогли. Очень маленький Ford EcoSport пришел в Европу и Россию с рынка Южной Америки. И тоже стоит в России более миллиона! В таких условиях продукция американской компании оказалась неконкурентоспособной даже с учетом локализации производства.

При этом компания не вывела на российский рынок купе Ford Mustang, как обещала. И сделала довольно странный шаг, убрав из России пикап Ranger. У нас многие рассматривали его не только в качестве рабочей лошадки, но и как более доступную альтернативу внедорожникам. Впрочем, оба этих продукта — нишевые истории.

3. Слишком большие инвестиции

Ford вторым после Volkswagen локализовал в России производство двигателей для своих легковых моделей. Но инвестированные средства так и не отбились, несмотря на то, что часть компонентов моторов делали у нас.

Причем от компании на этапе строительства моторного завода никто не требовал локализации производства силовых агрегатов. Видимо, американцы хотели сыграть на опережение.

4. Потеря госконтрактов

Высокие цены привели и к оттоку корпоративных покупателей, которые раньше выбирали Focus или Mondeo. Самой большой потерей для Форда стал, конечно же, практически полный отказ МВД от закупок. Полиция пересела на более доступные Солярисы и Октавии. Изредка можно встретить на дорогах полицейские Ford Explorer, но на них обычно разъезжает начальство. Среди чиновников мелкого и среднего ранга Mondeo ничего не смог противопоставить Тойоте Camry (также производится в России).

Отказались от Фордов и многочисленные таксопарки: предложение корейских компаний было более выгодным.

5. Этот страшный СПИК

В 2011 году для того, чтобы соответствовать новым требованиям по промсборке, Ford вступил в альянс с российской «Соллерс», создав совместное предприятие. СП начало активно развиваться: завод в Набережных Челнах перепрофилировали со сборки корейских SsangYong на фордовские модели, были построены аж три предприятия в особой экономической зоне «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан).

Суммарная мощность площадок составляет 300 тысяч автомобилей в год. Но в прошлом году в России было продано всего 53 234 автомобиля Ford. Это, конечно, на 6% больше, чем в 2017-м, но сравните с общим ростом рынка на 12,8%. К тому же ростом продаж «голубой овал» обязан исключительно Ford Transit — за последние три года его продажи выросли более чем в 3 раза, что сделало семейство лидером на нашем рынке среди иностранных брендов.

В этом году условия предоставления льгот, субсидий и компенсации утилизационного сбора для автопроизводителей вновь пересмотрены. Они должны заключить специальные инвестконтракты (СПИК). Эти контракты предусматривают более глубокую локализацию и дополнительные инвестиции. Проект СПИК у Ford был готов еще в прошлом году. Но американцы откровенно «забили» на него, кажется, уже тогда все решив для себя. Теперь «Соллерс», под контроль которой переходит СП, придется до середины лета успеть подготовить проект нового контракта, в котором будет присутствовать только Ford Transit.

6. Сокращение присутствия в Европе

Ford явно идет по стопам General Motors. Россия — не единственная страна, которая пострадает в результате действий руководства американского концерна. Европейское отделение приносит одни убытки, потому в Ford решили серьезно сократить присутствие здесь. Уже принято решение о закрытии одного из заводов в Германии, второй также находится под угрозой. Компания сократит рабочих и другой персонал.

Нельзя исключать и того сценария, что Ford полностью покинет рынок Старого Света. GM прекращение продаж Chevrolet и продажа Opel помогли справиться с кризисом. Ford рассчитывает на рынок Северной Америки и Китая. Также «голубой овал» объявил о масштабной программе электрификации модельного ряда. У нас электромобили никому не интересны, а в Европе конкурировать с Volkswagen или Tesla у американцев вряд ли получится.

7. Безработица

Сегодня на четырех заводах СП Ford Sollers работает несколько тысяч человек. Большая часть из них будет уволена. В компании говорят о том, что заключат соглашения с рабочими с выплатой дополнительных компенсаций. Но что делать людям потом?

Даже профсоюз всеволожского завода, который обычно устраивает забастовки ради повышения зарплат, в этот раз подготовил план спасения предприятия. Но он не был услышан. Правительство Ленинградской области в курсе сложившейся ситуации. Но пока, судя по всему, не знает, что делать с будущими безработными.

Закрытие трех заводов, конечно же, окажет непосредственное влияние и на смежников, которые занимались поставками автокомпонентов и металла на предприятия.

8. Уменьшение конкуренции

Конечно, легковушки Ford у нас сегодня покупают неохотно. Но компания была представлена сразу в нескольких сегментах — от компактного до больших кроссоверов. И если Fiesta, EcoSport или Focus с Mondeo спросом не пользуются, то у Куги с Эксплорером аудитория есть. Причем последний представляет собой одно из самых выгодных предложений в классе среднеразмерных кроссоверов.

9. Серый импорт

Многим официальным дилерам придется или закрываться или переквалифицироваться: большинство торгует исключительно легковыми моделями Ford. Так что стоит ждать расцвета «серого» и даже «черного» импорта. Машины будут ввозить окольными путями, не всегда самыми законными, а это значит, что цены на Форды вырастут. Причем это касается не только и не столько новых машин, как автомобилей с пробегом.

Читать еще:  Шланг гидравлический высокого давления

10. Остались без ярких новинок

Ford работает над рядом новинок, в том числе и для европейского рынка. Например, Fiesta превратится в компактный кроссовер, который заменит EcoSport. Такая машина при хорошем маркетинге и доступных ценах вполне могла бы составить конкуренцию Hyundai Creta!

Мы так и не дождемся четвертого поколения Ford Focus, которому в Европе поют дифирамбы, настолько удачной получилась модель. Не будет у нас продаваться и новое поколение Ford Explorer, которое построено на новой платформе с заднеприводным уклоном… Не говоря уж о куче всяких моделей, которые под брендом Ford продаются в Юго-Восточной Азии или Китае.

Какие модели автомобилей появятся в продаже

Автомобили марки Opel возвращаются в Россию. С 16 декабря российское подразделение компании начало предварительный прием заявок на две модели — кроссовер Grandland X и минивэн Zafira Life. В будущем в продаже появится еще и коммерческий фургон Vivaro. Opel ушел с российского рынка в 2015 году — тогда продажи этих машин упали почти на 90%. С тех пор автопроизводитель успел сменить прописку — в 2017-м он перешел от американской General Motors к французской PSA. Удастся ли Opel теперь закрепиться в России? Разбирались Владислав Викторов и Владимир Соколов.

Уход концерна General Motors из России в 2015-м году оказался чуть ли не самым масштабным. Не сумев оправиться после падения продаж на фоне кризиса, компания решила полностью увести с рынка одну из самых популярных у россиян марок — Opel, а вместе с ним и бюджетный Chevrolet, оставив в стране лишь премиальные модели. Теперь же Opel заведует французская группа Peugeot Citroen, которая еще весной объявила, что марка вернется в Россию. Впрочем, время для этого выбрано не самое удачное — на прошлой неделе в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» предупредили, что в будущем году продажи легковых авто упадут на 8%. И президент ассоциации Олег Мосеев сомневается, что в таких условиях Opel сможет добиться выдающихся результатов: «В самом General Motors эта марка всегда была убыточной. В итоге Opel уходил, как составная часть концерна GM, а возвращается как концерна PSA. На падающем рынке для того, чтобы вернуться, нужно значительно потратиться. Практически уверен, что там не будет каких-то значимых продаж».

Зачем французский концерн PSA возвращает в Россию марку Opel

Впрочем, и в самом Opel пока, судя по всему, и не ждут каких-то рекордов. На это отчасти указывает и то, что в России автомобили будут представлены лишь у 11 дилеров по всей стране. А судя по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи по всему миру у компании падают третий год подряд. И если еще в прошлом году она отпускала больше 800 тыс. автомобилей, то по итогам этого года цифра может едва перевалить за 700 тыс. Возвращение в Россию должно это исправить, считает независимый аналитик Андрей Кипрович: «Количество техники, которая выпущена Opel и продана на российском рынке, заслуживает уважения. Они зарекомендовали себя очень хорошо. Но когда посчитали прибыль, прослезились: нет новых марок, нет развития, азиатский рынок занят. Поэтому куда они направились? В третью развивающуюся страну — в Россию».

Радовать наших поклонников Opel будет переднеприводным кроссовером Grandland X, который в «базе» обойдется почти в 1,8 млн руб., а также фургоном Zafira Life — его стоимость начинается от 2,5 млн руб. В вопросе цены марка точно проигрывает своим конкурентам, отмечает главный редактор портала Авто Mail.ru Денис Смольянов. Но учитывая, что скоро в продаже появится еще один фургон, компания, похоже, делает ставку именно на коммерческий сегмент. «С коммерческой техники производители имеют довольно высокую маржу. Машины планируют собирать у нас, что позволит снизить цены. Выбор автомобилей тоже понятен, ведь Россия становится страной кроссоверов. Но для того, чтобы иметь нормальный спрос, нужно организовывать сборку в России и ввозить другие модели, в том числе маленькие компактные кроссоверы»,— отмечает Смольянов.

Удастся ли Opel восстановить былую популярность на российским рынке

К слову, ставку на коммерческие автомобили сделал и Ford, который в марте этого года ушел из России, и сейчас купить можно лишь фургоны и грузовички серии Transit. Что касается Opel, пока неясно, появятся ли на российском рынке другие модели для обычных водителей. Все будет зависеть от того, как марку встретят после четырехлетнего отсутствия.

Компания рассчитывает к середине 2020 годов получить 10% от общего объема продаж автомобилей за пределами Европы. Для этого уже через два года автопроизводитель хочет выйти на 20 новых рынков.

Более тысячи зарубежных компаний покинули Россию

Девальвация рубля стала бедствием для иностранного бизнеса

Ослабление рубля стало одной из причин закрытия автосборочных заводов в России. Фото Reuters

Ослабление рубля, а также другие негативные факторы привели к уходу с российского рынка более чем тысячи иностранных компаний за пять лет. Но есть и хорошие новости: иностранный бизнес не ушел весь, многие компании, наоборот, пытаются адаптироваться к экономическим тенденциям, некоторые из них рассматривают локализацию как способ снижения издержек. Правда, предприниматели уточняют: к обвалу рубля, который для России все же не редкость, приспособиться проще, чем к антироссийским санкциям и внутрироссийским реалиям ведения бизнеса.

За минувшие пять лет зарубежный бизнес заметно сократил свое присутствие на российском рынке: как показал опрос «НГ», проведенный среди представителей бизнеса, а также аналитиков, речь идет более чем о тысячи компаний.

«Но по большей части это не технологические европейские гиганты, которые как раз продолжают работать, а небольшие компании. Уход серьезных технологических брендов с нашего рынка скорее характерен для американских компаний, – пояснил аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. – Так, к примеру, в 2015 году из России ушла General Motors, закрыв здесь производство автомобилей марки Chevrolet и Opel. Но, кстати, Opel, который теперь принадлежит европейской группе PSA, опять намерен вернуться». По причинам, не связанным с девальвацией рубля, теперь уходят из России и другие автоконцерны.

Читать еще:  Сравнить патфайндер и паджеро 4

«В 2014 году на российском рынке было зарегистрировано 6 тыс. компаний с немецким участием, сейчас их 4661», – сообщили в Российско-Германской внешнеторговой палате (РГ ВТП). Но крупные игроки никуда не ушли, немецкий бизнес по-прежнему придерживается российского рынка и считает его очень перспективным, добавил руководитель департамента коммуникаций РГ ВТП Алексей Кнельц.

Причин сокращения иностранного присутствия несколько, одна из них – девальвация рубля. По сравнению с началом 2014 года рубль сейчас слабее по отношению к доллару примерно в два раза, а к евро – в полтора. Помимо этого, естественно, сказываются санкции и несовершенства российского бизнес-климата.

«Проблему волатильности рубля нельзя рассматривать в отрыве от других факторов – в первую очередь слабой конъюнктуры российской экономики в целом, политики импортозамещения, а также политики санкций и контрсанкций», – пояснили в Российско-Германской внешнеторговой палате. Также мешают вести бизнес в России бюрократизм и коррупция.

Во Франко-российской торгово-промышленной палате (CCI France Russie) уточнили, что, если говорить о французском бизнесе, то «с обвалом рубля и вытекающим снижением потребительского спроса французские компании уже сталкивались на протяжении 20 лет работы в России». «А санкции – это совершенно новое явление, правила постоянно меняются, при этом они разные для компаний из разных стран: для компаний из США они одни, а для французских компаний могут обернуться очень серьезными проблемами – и это не из-за позиции французских властей», – утверждают в CCI France Russie.

Девальвация рубля – проблема, но теперь далеко не единственная и не самая болезненная. «Уход компаний – следствие высокого налогового давления и крайне слабой институциональной среды, – поясняет начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. – С одной стороны, повышенные налоги и неопределенность фискальной политики не дают предпринимателям планировать прибыль, да и в принципе крайне негативно сказываются на рентабельности бизнеса. С другой стороны, крайне слабая институциональная среда значительно повышает страновые риски от владения в России собственностью или занятия бизнесом. По этой причине многие бизнесмены предпочитают либо уходить в тень, либо – чаще всего сейчас – просто закрыть бизнес до лучших времен».

Хорошая же новость состоит в том, что Россию покинул не весь иностранный бизнес, оставшиеся предприниматели ищут способы адаптации к российским реалиям.

«Мы наблюдаем и обратный тренд, когда в условиях слабой конъюнктуры немецкие производители оборудования локализуют производства в России, чтобы выпускать продукты для российского рынка под лейблом Made in Russia, – обратил внимание Алексей Кнельц. – Среди них, например, производитель насосов Wilo, построивший завод в Ногинске, компания Claas, выпускающая комбайны и сельхозтехнику в Краснодаре, автопроизводитель Volkswagen, который давно строит автомобили в Калуге».

«Сейчас очень многие немецкие компании открывают новые производства в РФ, – продолжил Кнельц. – Mercedes-Benz открыл завод в Московской области в апреле. Производитель химпродуктов Henkel буквально неделю назад открыл новое предприятие по производству строительных смесей в Ленинградской области. А дочернее предприятие компании «КНАУФ» «Новый дом» построило первый модульный отель в России и успешно реализует программу инновационного, модульного домостроительства».

О расширении присутствия сообщает и Франко-российская торгово-промышленная палата. «К примеру, несколько месяцев назад крупная французская группа, производитель сыров Savencia, заложила первый камень в основание завода в башкирском Белебее, французский Sucden расширил присутствие в Липецкой области, французская Orpea строит реабилитационную клинику в Сколкове и пример для читателей, любящих футбол: первая официальная академия «Пари Сен-Жермен» открылась в Москве. Это примеры из разных сфер, которые не так известны, как крупные проекты французской Total», – перечислил гендиректор CCI France Russie Павел Шинский.

Новостные сводки дают и другие примеры. Ранее сообщалось, что итальянский автопроизводитель Iveco хочет расширить свое присутствие в России, предполагаемые вложения оценивались экспертами как минимум в 100 млн евро. Датский производитель насосного оборудования Grundfos объявил о решении инвестировать 35 млн евро в усиление своего присутствия в России.

Как говорят представители иностранного бизнеса, локализация производства действительно решает многие проблемы, однако далеко не для всех компаний она целесообразна.

«Локализация частично позволяет снизить кадровые издержки. Построить и запустить завод в России сейчас выгоднее, чем до 2014 года, – поясняет Алексей Кнельц. – Получив статус локального производителя, иностранная компания может принимать участие в госзакупках на равных условиях с российскими производителями». «Однозначно локализация помогает и в снижении издержек, и в доступе к госзаказу, и в более тесной работе с клиентами, сроках поставки, сервисном обслуживании», – говорит Шинский.

«Тем не менее нужно понимать, что локализация производства – то есть строительство целого предприятия – целесообразна только в условиях большого и перспективного рынка, чей потенциал просматривается на десятилетия вперед», – уточнил Кнельц.

«С моей точки зрения, локализация не приводит к удешевлению производства. Международные компании могут иметь один завод, который будет обеспечивать продукцией весь мир, и плодить заводы в этом смысле означало бы для них размывать эффективность собственного бизнеса. Кроме того, необходимо учитывать роль таможенных платежей. С точки зрения таможенной нагрузки импорт компонентов может приводить к подорожанию продукции», – обращает внимание директор департамента промышленного и бытового оборудования «Грундфос» Сергей Захаров.

В то же время локализация помогает существенно сократить сроки поставки товара заказчику, добавляет он. «Если необходимая компонентная база находится в России, то товар можно будет производить под требования заказчика значительно быстрее, чем это было бы, если бы заказ отправлялся из-за границы», – говорит Захаров.

Однако, как замечают некоторые эксперты, вовсе не исключено, что воодушевляющие сообщения о новых или расширенных производствах скоро сменятся информацией об очередном бегстве иностранного бизнеса. Одной из причин этого может стать перевод хозяйственных споров в уголовную сферу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×