10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронный птс как получить

Электронный ПТС: как это работает?

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Н ынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!

Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Читать еще:  Тепловые расходомеры принцип действия

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».

Электронный паспорт транспортного средства

С начала июля 2018 года стало возможно получить электронный паспорт транспортных средств. До 1 ноября 2019 года будет действовать переходный период, а затем оформление паспортов транспортных средств в бумажном виде полностью прекратится.

Читать еще:  Что такое финишная балансировка

С приходом электронного ПТС автовладельцы также обязаны сначала оформлять договор купли-продажи (ДКП), и после регистрации автомобиля в Госавтоинспекции, получать свидетельство о регистрации транспортного средства. Электронный ПТС должен сделать предельно прозрачными все действия с траспортным средством и обеспечить правдивость его истории.

Процедура получения электронного ПТС

Способы получения электронного паспорта транспортного средства либо замена бумажного варианта возможны:

1. При покупке нового автотранспорта

Продажа новых транспортных средств в автосалоне будет производиться уже с ЭПТС, оформленными заводом-изготовителем. В договор купли-продажи будет вписываться номер электронного ПТС. Госавтоинспекция при регистрации ТС будет проводить оформление согласно сведениям из элетронного ПТС.

2. Если гражданин самостоятельно ввёз автомобиль через границу РФ

В данном случае следует оформить электронный паспорт транспортного средства в соответствующих организациях с получением СБКТС, который потребуется для прохождения таможни. К таким организациям, например, относятся испытательные лаборатории, которые имеют разрешение на проведение подобной деятельности, выданное Минпромторгом Российской Федерации.

3. При утере или порче бумажной версии ПТС либо по личной инициативе автовладельца заменить на ЭПТС

Собственник транспорта направляется в соответствующую организацию и получает электронный ПТС.

Принудительной замены бумажного ПТС на электронный нет. Автовладелец вправе самостоятельно решить этот вопрос. Пользование бумажными документами на транспортное средство, которые были получены ранее, не будет ограничено временными рамками.

Стоимость оформления ЭПТС

Срок оформления

В день обращения.

Достоинства ЭПТС

  • владелец вправе указывать иные данные о своём транспортном средстве в электронном ПТС;
  • в электронном ПТС можно указать неограниченное число предыдущих владельцев автомобиля в отличие от бумажного документа, который после определённого количества собственников требуется менять;
  • электронный паспорт транспортного средства защищен от утери и следовательно его не нужно восстанавливать;
  • информация об автомобиле, указанная в электронном паспорте, исключит возможность приобрести подозрительное или противозаконное транспортное средство;
  • внесение информации в электронный паспорт транспортного средства будет производиться только сотрудниками Госавтоинспекции, что исключает какую-либо фальсификацию.

Допускается ли оформление одновременно паспорта транспортного средства в электронном и бумажном виде?

Нет, транспортное средство может иметь только один вариант паспорта ТС.

Как получить выписку из электронного ПТС: инструкция

Выписка из ЭПТС не выходя из дома: как это сделать

А действительно, как получить выписку из электронного ПТС? Знаете ли вы это? А между тем существует несколько вариантов решения данной задачи. При этом затронутая тема важная, и, на наш взгляд, в будущем ее значимость будет только возрастать, так как с каждым годом автомобилей с бумажным ПТС будет все меньше (за последующие 7 лет доля транспортных средств с ЭПТС достигнет 70%), а значит, у автомобилистов будут все чаще возникать вопросы о том, как получить выписку с него. Тем более что с 1 ноября текущего года на все новые и вновь ввезенные автомобили должны перестать выдавать паспорта ТС на бумажных носителях.

Зачем вообще нужна выписка из электронного паспорта?

Прежде чем пояснить, как, уточним – зачем. Зачем нужна выписка? На данный момент она как минимум понадобится при покупке полиса ОСАГО, для предоставления страховщику. Важный этап в подготовке автомобиля перед выездом на дороги общего пользования (без него получить свидетельство о регистрации и новые номера, то есть оформить автомобиль, невозможно).

Ну, а далее, например в Госавтоинспекцию, отправлять выписку не потребуется, все необходимые данные из электронного паспорта будут получаться подразделениями автоматически.

Как сделать выписку с ЭПТС?

Итак, если ранее получить выписку из электронного ПТС можно было только при покупке автомобиля в дилерском центре или в случае внесения в этот документ сведений о собственнике автомобиля – выписка автоматически направляется на адрес электронной почты собственника (мейл указывается при покупке автомобиля), то теперь автовладелец может сделать выписку не только в любой момент, но даже не выходя из дома.

Итак, как это сделать быстро и просто? Для решения задачи по выписке с электронного паспорта транспортного средства можно воспользоваться несколькими способами доступа на новый портал. Первый – через активную учетную запись через портал госуслуг, второй – непосредственно через систему электронных паспортов транспортных средств, специализированный портал.

Как получить выписку через систему электронных паспортов транспортных средств?

Входим на портал системы электронных паспортов по данной ссылке: https://portal.elpts.ru/portal/index?1

Регистрируемся на нем. Из предложенных вариантов можно зарегистрироваться:

…в качестве физического лица по электронной подписи
…в качестве представителя юридического лица по электронной подписи

Далее система попросит выбрать один из двух вариантов плагина:

… который вам потребуется установить на ПК для работы с электронной подписью. Устанавливаете криптоплагин для создания электронной подписи (следуйте инструкции по установке: https://cpdn.cryptopro.ru/default.asp?url=/content/cades/plugin-installation-windows.html)

После авторизации на портале собственник автомобиля сможет сделать выписку из ЭПТС в любое удобное для него время.

Также на портале системы электронных паспортов можно проверить наличие электронных паспортов ТС как по VIN-номеру, так и по номеру ЭПТС:

Второй вариант авторизации – через портал госуслуг, об этом сообщается на АО «Электронный паспорт»:

«Для удобства автовладельцев – физических лиц авторизоваться на портале СЭП возможно через портал госуслуг или с использованием квалифицированной электронной подписи. С помощью портала СЭП пользователям стал доступным просмотр ЭПТС на свои автомобили, а также возможность самостоятельно оформить и получить выписку из ЭПТС».

Для авторизации требуется быть зарегистрированным на портале государственных услуг. Выполните следующие действия:

Подтвердите е-mail и мобильный телефон, нажав кнопку «Подтвердить» справа от поля ввода. Обратите внимание, что пароль должен содержать только латинские буквы, цифры и символы ±?*

|%@ и быть не менее 8 символов в длину.

Администратор предоставляет участникам возможность использования следующих сервисов портала:

сервис запроса статуса электронного паспорта ТС (шасси);

сервис просмотра списка электронных паспортов ТС (шасси);

сервис получения сведений из электронных паспортов ТС (шасси).

Для использования сервисов портала участник должен иметь усиленную электронную квалифицированную подпись либо быть авторизованным пользователем федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Сервис бесплатный для использования.

Читать еще:  Уаз патриот 2017 отзывы владельцев все минусы

Запрос статуса электронного паспорта ТС (шасси) осуществляется на основании VIN или номера электронного паспорта.

Кто может просматривать и получать данные о ЭПТС?

Просмотр списка электронных паспортов ТС (шасси) может производиться при условии, если вы являетесь текущим собственником транспортного средства (шасси транспортного средства) (или лизингополучателем), указанным в электронном паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства).

То же самое касается получения сведений из электронных паспортов ТС (шасси). Оно также возможно только для тех участников, которые являются текущими собственниками транспортных средств (шасси транспортных средств) (или лизингополучателей) и указаны в электронном паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства).

Электронный птс как получить

Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Пользователь вправе в любое время и по любой причине отказаться от получения информационных сообщений путем нажатия на ссылку, содержащуюся в каждом информационном сообщении.

Российские автовладельцы постепенно переходят на электронные паспорта транспортных средств. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года.
Внедрением ЭПТС занимается компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех. О том, что такое электронный ПТС, какие преимущества он обеспечивает и как его оформить – читайте в материале ниже.

Новый стандарт ПТС

Бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) в своем нынешнем виде, к которому мы привыкли, появился в 1993 году. До этого единственным документом на автомобиль был техпаспорт, который включал не только основную информацию о машине, но и регистрационные данные, а также отметки о техосмотре. Если, к примеру, машину угнали вместе с техпаспортом, автовладелец оставался без каких-либо документов на автомобиль. В связи с этим и появился новый стандарт, согласно которому каждый автовладелец получал три документа: паспорт транспортного средства (ПТС), который можно не возить с собой, свидетельство о регистрации и талон техосмотра.

Со временем ПТС оброс множеством дополнений и сегодня, помимо основной информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных, может рассказать об изменениях в конструкции машины, значительных повреждениях после аварий, уплате утилизационного сбора и так далее. Все это уже довольно сложно уместить на бумажном носителе формата А4.

Еще одним стимулом создания нового стандарта ПТС стало образование Евразийского экономического союза: новый паспорт должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Соответствующее соглашение было подписано в 2014 году. Разработчиком и оператором назначена компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех.

Обязательного обмена бумажного ПТС на его электронный вариант не предусмотрено – автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными паспортами, смогут продолжать ими пользоваться. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года, после чего бумажные ПТС на новые транспортные средства выдаваться не будут.

«В настоящее время в ходе оформления ЭПТС на единичные транспортные средства завершается настройка необходимых интеграционных процессов, и вскоре производители и импортеры автомобилей планируют перейти к массовому оформлению ЭПТС», – прокомментировал гендиректор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин.

На сегодняшний день в России оформлено уже более 300 электронных паспортов транспортных средств. А на днях впервые на российском авторынке по полной логической схеме смены собственника реализован автомобиль с ЭПТС.

Для чего вводят электронные ПТС

По своей сути электронный ПТС представляет собой запись в базе данных, в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные машины, сведения об авариях, ремонтах и так далее. Эта информация в электронной системе хранится в течение всего времени эксплуатации автомобиля, постепенно обновляясь.

Таким образом, по сравнению со своим бумажным двойником электронный ПТС имеет очевидное преимущество – его невозможно потерять. Кроме того, наличие детальной информации о транспортном средстве позволит сделать более безопасным процесс продажи или покупки автомобиля.

Переход на ЭПТС позволит также сэкономить затраты на покупку бланков для паспортов, их транспортировку и хранение, утилизацию испорченных бланков, закупку и последующее содержание оргтехники. Все это, по оценке Минпромторга, составит достаточно внушительную сумму – не менее 1 млрд рублей в год.

Это не только позволит сэкономить средства, но и поможет в разрешении одной из ключевых российских и мировых экологических проблем – вырубки лесов. По оценке АО «Электронный паспорт», отказ от бумажных ПТС снизит объем требуемого древесного сырья на 1325 тонн, то есть ежегодно сохранит более 5 тыс. деревьев.

Как оформить и получить электронный ПТС

Оформление электронных паспортов транспортных средств началось с июля 2018 года. Напомним, что до 1 ноября 2019 года будет действовать переходный период, а затем оформление ПТС в бумажном виде на новые автомобили полностью прекратится.

Итак, получить ЭПТС можно будет в следующих случаях. Во-первых, при покупке нового автомобиля. Новые машины в автосалонах будут продаваться уже с ЭПТС, оформленным заводом-изготовителем. Во-вторых, при самостоятельном ввозе автомобиля через границу России. В этом случае нужно оформить электронный паспорт в соответствующих организациях, например в испытательных лабораториях, которые имеют разрешение Минпромторга РФ на проведение подобной деятельности.

И наконец, получить электронный паспорт можно при утере или порче бумажной версии ПТС либо по желанию автовладельца.

При этом автовладелец может получить на бумаге выписку из своего электронного паспорта, в которой указывается: VIN машины или шасси; название модели, марка и категория машины, а также цвет ее кузова; номера основных узлов – кузова, двигателя, шасси; год выпуска; техническая информация о силовом агрегате; экокласс машины; максимальная масса; регистрационная территория. Прочие сведения хранятся только в электронном виде.

Еще раз отметим, что переход на электронные паспорта не является обязательным для автовладельцев. Оба формата предполагается использовать наравне, и бумажные паспорта будут постепенно выходить из обращения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: