198 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ширина дороги одностороннего движения

Ширина дорожной полосы

Все вопросы, касающиеся обустройства дорог в Российской Федерации, расписаны в документе под названием ГОСТ Р 52399-2005. В частности, здесь имеются следующие пункты:

  • какую скорость можно развивать на участках дороги с тем или иным уклоном;
  • параметры элементов дороги — ширина проезжей части, обочины, ширина разделительной полосы для многополостных магистралей.

На нашем автомобильном портале Vodi.su в данной статье мы рассмотрим именно второй пункт — какая ширина полосы движения предусмотрена российскими стандартами. Также, довольно актуальные проблемы: можно ли как-то отстоять свою невиновность, если ДТП случилось на узкой трассе, не соответствующей стандарту? Можно ли как-то избежать ответственности либо добиться компенсации, если ваш автомобиль пострадал из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия в регионе проживания?

Определения понятия — «Полоса движения»

Проезжая часть, как известно, в большинстве случаев предназначена для передвижения автомобилей в обоих направлениях. Дорога для двухстороннего движения состоит как минимум из двух полос. Сегодня в России ведется активное дорожное строительство и скоростные магистрали с четырьмя полосами для движения в одном направлении не являются редкостью.

Таким образом, согласно правилам дорожного движения, полоса движения — это часть проезжей части, по которой транспортные средства движутся в одном направлении. Она отделена от других полос с помощью дорожной разметки.

Стоит также заменить, что во многих городах появились так называемые дороги для реверсивного движения, о которых мы уже писали на Vodi.su. На реверсивных дорогах движение по одной полосе возможно в обоих направлениях в разные периоды времени.

ГОСТ

По выше указанному документу в России определена следующая ширина полосы движения для дорог и магистралей различных категорий:

  • скоростные магистрали категорий 1А, 1Б, 1В на 4 полосы — 3,75 метра;
  • дороги второй категории (не скоростные) на 4 полосы — 3,75 м., на две полосы — 3,5 метра;
  • третья и четвертая категории на 2 полосы — 3,5 метра;
  • пятая категория (однополосные) — 4,5 метра.

Также в этом документе приводятся данные для ширины других элементов дорог. Так, на скоростных магистралях это следующие значения:

  • ширина обочины — 3,75 метра;
  • ширина краевой полосы у обочины — 0,75 м.;
  • ширина укрепленной части обочины — 2,5 метра;
  • разделительная линия на 4-полосных магистралях (без ограждения) — не менее шести метров;
  • разделительная линия с ограждением — 2 метра.

Кроме того, разделительная линия с ограждением или без него должна быть отделена от проезжей части краевой полосой безопасности, которая не может быть уже, чем 1 метр.

Отдельно стоит остановиться на таком моменте, как ширина полосы движения на городских дорогах. Очень часто она не совпадает с требуемыми значениями. Это объясняется тем, что центральные районы многих городов в России возводились еще в те далекие времена, когда автомобилей не было и в помине. Поэтому улицы здесь узкие. Если же речь идет о недавно построенных городских магистралях, то их ширина в обязательном порядке должна соответствовать требованиям ГОСТ.

Тем не менее, движение на дорогах уже 2,75 метров запрещено. Это относится как к городам, так и к междугородним поездкам. Это правило не распространяется на транспортные средства коммунальных служб или на машины для доставки товара. Такие узкие проезды могут быть и в спальных районах, но они не предназначены для сквозного движения.

Категории автомобильных дорог

В РФ категории и классификация автомобильных дорог рассматриваются в ГОСТ 52398-2005. Согласно ему, к скоростным магистралям первой и второй категории принадлежат автобаны, с не менее, чем 4 полосами для движения в одну сторону. На них также в обязательном порядке имеются многоуровневые развязки и многоуровневые пересечения с железными, дорогами, пешеходными или велосипедными дорожками. Пешеходные переходы только через мосты или подземные переходы.

На такой дороге вам вряд ли придется ждать на ж/д переезде, пока проедет поезд. Именно к данному классу будет отнесена скоростная трасса Москва-Санкт-Петербург, которую строят к ЧМ-2018. О ней мы уже писали на Води.су.

Читать еще:  Широкие колеса на ниву 2121

Дороги второй и всех последующих категорий не оснащаются разделительными ограждениями. Раздел обозначается с помощью разметки. Также пересечения с железными дорогами или пешеходными переходами на одном уровне. То есть это простые трассы регионального значения, разгоняться быстрее 70-90 км/час на них запрещается.

Нарушение ПДД на узкой дороге

Многие водители могут апеллировать к тому, что нарушили правила или совершили наезд на пешехода на дороге, ширина которой слишком маленькая. Согласно ПДД, если нарушение совершено на дороге шире, чем 2,75 метра, то доказать что-либо вам вряд ли удастся.

Совсем другое дело, когда из-за неудовлетворительной работы дорожных и коммунальных служб ширина проезжей части уменьшается. Например, зимой часто можно увидеть огромные отвалы снега и сугробы на обочине, из-за которых ширина уменьшается. Из-за этого во время совершения маневра водитель может выехать на встречную полосу, а за такое нарушение возможен штраф 5 тысяч или лишение прав на полгода (КоАП 12.15 ч.4).

В таком случае вы можете, к примеру, измерить ширину дороги, и если она окажется меньше 2,75 метров, то можно отделаться по статье 12.15 ч.3 — выезд на встречную полосу при объезде помехи. Штраф будет составлять 1-1,5 тыс. рублей. Ну а при желании можно заручиться помощью опытных автоюристов, которые не только докажут вашу невиновность, но и заставят коммунальные или дорожные службы компенсировать ущерб.

Но, несмотря на погодные условия и состояние дорожного покрытия, помните, что согласно ПДД водитель должен учитывать не только дорожную ситуацию, но и состояние проезжей части.

Ширина полосы движения по ГОСТ

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, какой должна быть ширина полосы автомобильной дороги в соответствии со стандартами.

Некоторые водители ошибочно считают, что существует единая цифра, которой должны соответствовать абсолютно все дороги. Однако на самом деле это не так. Существуют несколько факторов, влияющих на размеры полосы. Именно они и будут рассмотрены сегодня:

Ширина полосы за городом

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, – ГОСТ Р 52399-2005 “Геометрические элементы автомобильных дорог”. Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия – “в населенном пункте” и “вне населенного пункта”. И тут важно не запутаться.

ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.

Обратите внимание, размеры полос в ГОСТ варьируются в широких пределах (3 – 4,5 метра). Причем легковой автомобиль на такой полосе помещается без проблем, т.к. даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2-х метров.

Еще раз напоминаю, что указанные размеры не распространяются на городские улицы.

Ширина полосы движения в городе

Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”.

Таким образом, ширина полос в городах (2,75 – 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.

Что делать с полосами неправильного размера?

Обратите внимание, иногда на дорогах можно встретить полосы движения, ширина которых не соответствует стандартам. В это случае следует руководствоваться дорожной разметкой, нанесенной на проезжей части, а не теоретическими значениями. Ведь в случае ДТП сотрудники ГИБДД и судья будут смотреть на фактическое состояние проезжей части, а не на теоретическое.

Однако в некоторых случаях имеет смысл “разобраться” с неправильной разметкой на проезжей части.

Например, вне населенных пунктов мне довелось встретить полосу движения, которая постепенно сужалась и в итоге ее ширина составила около 1,5 метров. Естественно, автомобили на такой полосе не помещались и им приходилось частично выезжать на соседнюю.

Читать еще:  Шум в колонках от усилителя

Если Вам на практике встретилось что-то подобное, то проблему можно решить. Причем это не очень сложно. Для этого достаточно написать обращение в местную организацию, занимающуюся содержанием дороги. И самым сложным при этом является поиск этой организации, т.к. в каждом регионе используется собственное название.

Тем не менее, если у Вас возникли сложности на этом этапе, то просто напишите обращение в местную администрацию (администрацию города, района, префектуру и т.п.). В тексте обращения можно указать следующее:

Около дома 18 по улице Ленина в городе Москва нанесена сплошная линия разметки. При этом ширина крайней правой полосы (направление – в центр) составляет 2,24 метра и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.

Прошу исправить организацию дорожного движения на данном участке (нанести новую разметку).

Подобное обращение – это хороший способ исправить недостатки организации дорожного движения.

Ширина проезжей части дороги

Ширину проезжей части дороги принимают с учетом количества полос движения, скорости движения и вида транспортных средств. Для дорог IА, IБ, IВ установлено не менее 4 полос движения (3,75 м каждая), дорог II категории по две полосы (3,75м каждая) или по четыре полосы (3,5 м каждая), для дорог III (3,5м каждая) и IV категорий (3,0 м каждая)– по две полосы, для дорог V категории – одна полоса 4,5м.

При определении ширины проезжей части скорость легковых автомобилей принимают равной расчетной а грузовых – по наибольшей скорости грузового автомобиля. В зависимости от количества полос движения на дороге существуют три расчетные схемы.

Первая схема – движение автомобиля по одной полосе на однополосной проезжей части

, (4.24)

К – ширина колеи автомобиля;

y– зазор между серединой крайнего колеса и кромкой проезжей части;

Рис. 4.6 Расчетная схема v – скорость движения, км/ч.

(4.25)

или (4.26)

где а – ширина автомобиля;

Рис.4.7 Расчетная схема x – зазор между краем кузова и краем полосы со стороны встречного движения.

, (4.27)

Ширина двухполосной проезжей части составит:

(4.28)

Третья схема – обгон легковым автомобилем грузового автомобиля.

, (4.29)

, (4.30)

где Д – зазор между краем кузова и краем полосы

Рис.4.8 Расчетная схема движения со стороны обгона, м.

Ширина двухполосной проезжей части:

Ширину разделительной полосы (на дорогах IА, IБ, IВ, II категорий) принимают не менее 6м и 5м соответственно.

6. Уширение проезжей части на кривой в плане

При движении по кривой автомобили и автопоезда занимают более широкую полосу проезжей части, чем на прямом участке. Увеличение колеи на кривой в плане (l=в1) вызывает необходимость уширения проезжей части. Нормы уширения для двухполосных проезжих частей принимают по СНиП 2.05.02-85* в зависимости от

Рис.4.9 Расчетная схема радиуса кривой в плане и длины автомобилей и автопоездов

На рис. 4.9. в1 – ширина колеи на кривой в плане.

Уширение выполняют за счет внутренней обочины, после чего она должна быть не менее 1,5м для дорог I и II категории и не менее 1,0м для остальных категорий. Если это условие не выполняется, то необходимо уширить земляное полотно с внутренней стороны кривой.

7. Определение величины радиусов кривых в плане из условия обеспечения видимости в ночное время

(Ранее было показано, что радиус кривой в плане зависит от расчетной скорости движения и определяется по формуле )

В СНиП 2.05.02-85*установлены следующие минимальные радиусы кривых в плане в зависимости от расчетной скорости и допустимого значения коэффициента поперечной силы μ :

Таблица 4.3 Наименьшие радиусы кривых в плане, м

ШИРИНА ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ И ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ;

Даже при стремлении водителя ехать точно по прямому на­правлению автомобиль фактически движется по некоторой сильно растянутой синусоидальной траектории, причем отклонение от прямой тем больше, чем выше скорость и менее ровно покрытие.

Необходимая ширина полосы движения складывается из ширины кузова автомобиля и расстояний от кузова до края смеж­ной полосы и до кромки проезжей части (рис. 5.21):

Читать еще:  Супер клей и сода как клеить

, где

у1 – расстояние от внешней грани следа колеса до края проезжей части; b1– ширина кузова автомобиля; c1 – колея автомобиля (расстояние между внешними краями следа

наиболее широко расставленных колес), м; х1 – зазор от кузова до границы полосы движения.

Расстояние ух гарантирует безопасность автомобиля от заноса, который может произойти при съезде колеса с большой скоростью на обочину.

Рис. 5.21. Схема к определению зазора

между встречными автомобилями.

Зазор от автомобиля до края полосы движения х12) обу­словливается чисто психоло­гическим воздействием на води­телей моментов встречи и обгонов при движении автомобилей с большой скоростью.

Поскольку расстояния х и у зависят от индивидуальных особенностей водителей, их значения могут быть установлены только на основе большого числа наблюдений с использованием методов математической статистики, обеспечивающих удовлетворе­ние требований спокойного разъезда встречных автомобилей для большинства водителей. Такие наблюдения проводились неодно­кратно рядом исследователей (Д. П. Великанов, М. С. Замахаев, М. С. Фишельсон, Н. Ф. Хорошилов, В. Н. Иванов и др.). В основу норм проектирования СНГ положены данные Н. Ф. Хорошилова, предложившего для всех типов автомобилей эмпири­ческие формулы:

х=0,3+к ; у =

Коэффициент к = 0,1 при встрече автомобилей и 0,075 при обгоне.

Формулы предусматривают случай движения по проезжей части, сопрягающейся в одном уровне с прочными ровными обо­чинами. При наличии у кромки проезжей части возвышающегося бордюра водители, боясь наезда на него, не используют край покрытия на ширину, равную двум-трем высотам бордюра.

В настоящее время при расчетах ширины проезжей части дорог I-III категорий исходят из меньших скоростей движения, чем при обосновании требований к элементам плана и продоль­ного профиля. Это вынужденное решение, поскольку дорожная одежда является самой дорогостоящей частью дороги, а большие задачи дорожного строительства в СНГ требуют максимально экономного использования средств, выделяемых на дорожное хозяйство. Уширить проезжую часть всегда можно, в процессе последующей эксплуатации, тогда как реконструкцию дороги в плане и профиле часто бывает осуществить невозможно из-за последующей застройки придорожной полосы.

Назначение ширины проезжей части – задача технико-эконо­мическая. На дорогах с малой интенсивностью движения для снижения расходов на строительство устанавливают меньшую ширину полосы движения, сознательно предусматривая снижение скорости при редких встречах автомобилей.

В СНГ принимают следующие значения ширины одной по­лосы, в общем удовлетворяющие средним современным условиям движения по дорогам:

Категория дороги. ………… I и II III IV

Ширина полосы движения, м . 3,75 3,5 3,0

На дорогах V и IV категорий при интенсивности движения менее 200 авт./сут разрешается устраивать проезжую часть шири­ной 4,5 м, что предопределяет заезд автомобилями одним колесом па обочину при встречах и обгонах.

Устройство обочин по обе стороны проезжей части должно обеспечивать прочность краев покрытия и возможстоянки автомобилей. При ремонтах покрытий на обочинах складьь вают материалы, а иногда используют их для объезда. Минимально допустимой является такая ширина обочин, при которой габа­риты остановившегося на ней автомобиля не вдаются в пределы проезжей части. Для большинства типов автомобилей этому условию удовлетворяет обочина шириной 3,75 м, принятая для дорог 1 и II категорий.

Использование автомобилями ширины проезжей части зависит от состояния обочин. При неровных, грязных и скользких обочи­нах водители автомобилей избегают приближаться к краю проез­жей части, стремясь ехать ближе^к ее оси. Отсюда появилось ошибочное представление, что ширина полосы движения 3,5 м не обеспечивает возможности разъездов автомобилей без сниже­ния скорости. Поэтому обочины следует укреплять каменными материалами, но это, однако, выполняется пока еще в явно не­достаточных объемах.

Для отделения покрытия проезжей части от обочин на дорогах I—IV категорий устраивают краевые полосы шириной 0,75—0,5. Они четко обозначают край покрытия и способствуют повышению дисциплины движения.

Гл а в а 6. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: