Почему дизельное топливо дороже чем бензин
Почему дизельное топливо дороже бензина?
Если посмотреть графики цен на топливо за последние годы, можно заметить, что дизель дорожает быстрее, чем бензин. Если лет 10-15 назад ДТ стоило дешевле Аи-92, то сегодня 92-й и 95-й бензины стоят дешевле ДТ. Соответственно, если раньше легковые машины с дизельными двигателями покупали ради экономии, то сегодня о какой-то значительной экономии говорить не приходится. Страдают также владельцы сельхозтехники и грузового транспорта, которым приходится значительно переплачивать на АЗС. С чем же связано такое сильное подорожание? Почему дизель стоит дороже бензина?
Почему стремительно растут цены на ДТ?
Если говорить о самой технологии производства различных видов горючего, то дизель является побочным продуктом перегонки нефти и получения бензина. Правда, из одной тонны нефти бензина получается больше, чем ДТ. Но разница не слишком большая, чтобы существенно влиять на уровень цен. Заметим также, что дизельные двигатели являются более экономными, чем бензиновые. Возможно, это одна из причин, почему автомобили на дизеле по-прежнему пользуются спросом.
Тем не менее, факт подорожания на лицо и необходимо разобраться с причинами данного явления. И на эту тему написаны сотни статей в русско- и англоязычной литературе.
Причина первая: высокий спрос
Мы живем в условиях рыночной экономики, в которой есть два главенствующих фактора: спрос и предложение. Солярка сегодня очень популярна в Европе и США, где большинство легковых авто заправляют именно ею. И это несмотря на то, что во многих странах уже запланирован постепенный отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электричество.
Не стоит забывать и о том, что соляркой заправляют многочисленные виды грузовой и спецтехники. Например, мы можем наблюдать всплеск цен на ДТ во время проведения полевых работ, так как вся техника без исключения заправляется дизелем, начиная комбайнами и тракторами, и оканчивая грузовиками, перевозящими зерно на элеваторы.
Естественно, корпорации не могут не воспользоваться данной ситуацией и стараются получить максимальный доход.
Причина вторая: сезонные колебания
Помимо периода проведения полевых работ, цены на ДТ растут с приходом зимы. Дело в том, что в условиях зимних российских морозов все АЗС переходят на зимнее топливо «Арктика», которое дороже за счет добавок, не дающих ему замерзать.
Причина третья: экологические нормативы
В ЕС уже давно, а в России с 2017 года действуют более жесткие нормы по содержанию серы в выхлопе. Достичь максимального понижения вредных примесей в выхлопных газах удается разными путями:
- установка каталитических нейтрализаторов в систему глушителя, о которых мы уже писали на vodi.su;
- переход на гибридные автомобили типа Toyota Prius, требующие гораздо меньше топлива на 100 километров пути;
- разработка более экономичных двигателей;
- дожигание выхлопных газов за счет установки турбины и пр.
Ну, и конечно же, нужно изначально при производстве дизеля максимально очищать его от серы и другой химии. Соответственно НПЗ вкладывают миллиарды в усовершенствование оборудования. В результате все эти затраты и сказываются на возрастании стоимости ДТ на автозаправочных станциях.
Причина четвертая: особенности национальной конъюнктуры
Российские производители заинтересованы в получении максимального дохода. Благодаря тому, что дизель растет в цене не только в России, но и в целом по миру, местным корпорациям гораздо выгоднее отправлять ДТ огромными партиями миллионами баррелей нашим соседям: в тот же Китай, Индию, Германию. Даже в страны Восточной Европы типа Польши, Словакии и Украины.
Таким образом внутри России создается искусственный дефицит. Операторы АЗС зачастую вынуждены закупать ДТ оптовыми партиями (не сравнимыми с теми, которые отправляются за рубеж) в других регионах России. Естественно, все издержки на транспортировку оплачивает покупателей, то есть простой водитель, которому приходится платить за литр солярки по новому, более высокому прейскуранту.
Дизельное топливо — это высоколиквидный ресурс, который фигурирует в биржевых котировках. Цена на него постоянно растет, и эта тенденция продолжится в дальнейшем. Тем не менее, эксперты говорят, что дизельные двигатели еще долго будут популярны, особенно среди тех водителей, которым приходится далеко и часто ездить. Но также существует реальная угроза того, что объемы продаж малолитражных авто с дизельными ДВС упадут, так как вся выгода будет нивелирована высокой стоимостью ДТ.
Почему в России дизельное топливо дороже бензина
Сколько стоил бензин при СССР? Если посмотреть на фотографии советских времен, то на заправках бензин тогда стоил менее 8 копеек за литр, а солярка чуть более 3 копеек. При этом стакан томатного сока стоил 10 копеек, а литр молока 28, то есть бензин был в 4 раза дешевле молока. А вот ситуация на заправках сегодня — стоимость бензина от 42 до 51 рубля, дизтоплива — 44 рубля. Молоко же сегодня стоит от 60 до 100 рублей за литр. Как так получилось, что молоко стало стоить дороже бензина, а бензин дороже дизтоплива?
Для автомобилистов, чьи автомобили были оборудованы дизельными двигателями, экономия на топливе оказывалась значительной. Постепенно тенденции стали меняться и стоимость обоих видов горючего сравнялась. И вот теперь дизтопливо стало дороже бензина. Хотя себестоимость последнего намного выше солярки. В чем же дело?
Дизтопливо и бензин производят из нефти путем двойной обработки. Сначала сырьё разделяют в ректификационных колоннах, потом подвергают крекингу, то есть дроблению молекул. Процесс производства дизтоплива и бензина схож, но в целом солярку, как более дешевую фракцию, производить дешевле. Исходя из обычной логики цена на дизтопливо должна быть меньше, как это и было в Советском Союзе.
Но, с другой стороны, было бы ошибкой считать, что ценообразование упирается только в себестоимость продукта. На него гораздо больше влияют другие факторы, и главный из них, — спрос. Увеличение количества дизельных легковых машин сделало свое дело. Кроме того, дизтопливо перестало быть сезонным товаром для сельхозтехники, оно стало востребованным круглогодично.
Однако ведь и бензин требуется круглогодично, но почему же он растёт меньшими темпами? Всё просто! Нужно вернуться к процессу производства. Из одного барреля нефти, а это 159 литров, можно получить 102 литра бензина и только 30 литров дизтоплива, то есть в 3,5 раза меньше. Чтобы не было дефицита или переизбытка одного из продуктов, нужно чтобы потребление бензина было тоже в 3,5 раза больше. Однако соблюсти эту пропорцию нереально, дизельных моторов стало больше, а на что спрос, то и дороже — таковы законы рынка.
Прошлый год стал переломным в тенденции перехода на дизель. Европейские автопроизводители, и не только они, стали массово отказываться от дальнейшей разработки дизельных двигателей, и снимать их с производства. Правда, всё это происходит под флагом борьбы за экологию. Наиболее вероятно, что дальнейшее опережение роста цен на солярку замедлится, но и дешевле бензина она всё равно не станет, иначе снова начнется рост потребления дизтоплива, и процесс повторится.
К сожалению, отказ от производства дизельных моторов для легкового транспорта является необходимой мерой, и не зависит от того, под каким предлогом он вводится. Ведь лучшей альтернативы дизельной сельхозтехнике пока нет. А дорогая солярка означает, что будут дорогими молоко, помидоры, огурцы и мясо. Мало того, из-за легковушек дизтопливо стали производить по другим, более строгим технологиям — стали удалять из него избыток серы, а это привело к увеличению себестоимости.
Но если все перечисленные механизмы понятны, просты и логичны, то следующая причина чисто российская. Она напоминает плевок в колодец, из которого всё равно придётся напиться. Она выражается в продаже дизтоплива за границу, особенно в Китай. Здесь солярка постепенно вывела бензин из оборота.
В 2018 году вывоз дизтоплива из страны побил новый рекорд. Предыдущий был в 2015 году и составлял порядка 51 миллиона тонн. Прирост объемов вывоза за год составил 10%, хотя производство дизеля, по данным Минэнерго, выросло всего лишь на 2%.
Если проанализировать эти действия, то получается, что страна испытывает дефицит на данную продукцию и приобретать её по оптовым ценам для АЗС всё труднее. В результате владельцы автозаправок вынуждены искать поставщиков в различных регионах страны, даже в тех, которые расположены слишком далеко. Это добавляет к закупочным ценам расходы на транспортировку, поэтому итоговая стоимость зашкаливает.
Таким образом, ради короткого рубля для нефтяников и бюджета, рост цен на дизтопливо только подогревается. А значит придется платить все больше не только за продукты, но и, вообще, за любые товары, ведь при коммерческих перевозках используется именно дизтопливо.
А Вы знали, почему солярка стоит дороже бензина?
Доброго времени суток, всем автомобилистам. Наверняка Вы еще застали советские времена, когда солярка стоила намного дешевле бензина. Ну, а если не застали, уже поняли, о чем сегодня пойдет речь. И как не удивительно, это правда, цена на дизельное топливо в то время сильно отличалась от того же бензина. А тогда почему сейчас все наоборот? Разбираемся в этой статье.
Почему в последнее время цены на солярку резко поползли вверх?
Если затрагивать саму технологию производства дизельного топлива, то солярка является лишь продуктом перегонки нефти для получения бензина. Вот только из одной тонны нефти получается несколько больше бензина, нежели солярки. В советские времена всё было иначе, ДТ получалось больше чем бензина в среднем на 100 литров. Разница в количестве производимой продукции незначительна, поэтому рост цен должен быть минимален. Дизельные двигатели пользуются спросом среди населения за счет своей экономичности. Что тоже влияет на изменение цен.
Эксперты различают 4 основных причины высокой цены ДТ, среди которых:
Высокий спрос
Все знают, что мы проживаем в условиях рыночной экономии. И в ней есть два главных фактора: спрос и предложение. Дизельное топливо продолжает набирать стремительную популярность в США и странах Европы. С каждым днем, все больше и больше водителей переходят именно на этот вид топлива. И это не смотря на то, что ведущие страны постепенно отказываются от ДВС и переходят на электричество.
В коммерческой деятельности не обойтись без дизельного топлива. Им заправляют грузовики, трактора, экскаваторы и другую спецтехнику. Поэтому можно заметить, как цена на топливо изменяется в период сбора урожая. Предпринимателям попросту некуда деваться, вот и приходится переплачивать. Естественно производителям это только на руку. Можно же получить максимум выгоды за незначительный срок.
Время года
Рост цен отмечается не только во время проведения полевых работ, но и с приходом зимы. В зимнее время года, некоторые регионы переходят на новый вид топлива «Арктика». Специальные присадки, которые не дают замерзать топливу, и являются причиной увеличения цен.
Экологические требования
Жесткие экологические требования запрещают превышать допустимое количество серы в выхлопе. И для снижения выбросов в автомобилях используют следующие методы:
- устанавливают катализаторы в глушитель авто;
- разрабатывают экономичные ДВС;
- используют турбины, за счет чего происходит дожигание выхлопных газов.
НПЗ в свою очередь вкладывают огромные деньги на усовершенствования оборудования и разработку новых видов топлива, совместимых с современными авто. Инвестиции должны окупаться, поэтому производители и повышают цену на дизель.
Появление искусственного дефицита
Большую часть топлива, Россия поставляет за границу. Поэтому, владельцы АЗС должны искать поставщиков, которые готовы поставлять достаточное количество дизельного топлива на заправочную станцию. И не всегда эти компании находятся где-то по близости. А кроме этого, его же еще нужно транспортировать, что тоже требует своих затрат. Вот так и растет цена на солярку в нашей стране.
Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.
А Вы знали, почему солярка стоит дороже бензина?
Доброго времени суток, всем автомобилистам. Наверняка Вы еще застали советские времена, когда солярка стоила намного дешевле бензина. Ну, а если не застали, уже поняли, о чем сегодня пойдет речь. И как не удивительно, это правда, цена на дизельное топливо в то время сильно отличалась от того же бензина. А тогда почему сейчас все наоборот? Разбираемся в этой статье.
Почему в последнее время цены на солярку резко поползли вверх?
Если затрагивать саму технологию производства дизельного топлива, то солярка является лишь продуктом перегонки нефти для получения бензина. Вот только из одной тонны нефти получается несколько больше бензина, нежели солярки. В советские времена всё было иначе, ДТ получалось больше чем бензина в среднем на 100 литров. Разница в количестве производимой продукции незначительна, поэтому рост цен должен быть минимален. Дизельные двигатели пользуются спросом среди населения за счет своей экономичности. Что тоже влияет на изменение цен.
Эксперты различают 4 основных причины высокой цены ДТ, среди которых:
Высокий спрос
Все знают, что мы проживаем в условиях рыночной экономии. И в ней есть два главных фактора: спрос и предложение. Дизельное топливо продолжает набирать стремительную популярность в США и странах Европы. С каждым днем, все больше и больше водителей переходят именно на этот вид топлива. И это не смотря на то, что ведущие страны постепенно отказываются от ДВС и переходят на электричество.
В коммерческой деятельности не обойтись без дизельного топлива. Им заправляют грузовики, трактора, экскаваторы и другую спецтехнику. Поэтому можно заметить, как цена на топливо изменяется в период сбора урожая. Предпринимателям попросту некуда деваться, вот и приходится переплачивать. Естественно производителям это только на руку. Можно же получить максимум выгоды за незначительный срок.
Время года
Рост цен отмечается не только во время проведения полевых работ, но и с приходом зимы. В зимнее время года, некоторые регионы переходят на новый вид топлива «Арктика». Специальные присадки, которые не дают замерзать топливу, и являются причиной увеличения цен.
Экологические требования
Жесткие экологические требования запрещают превышать допустимое количество серы в выхлопе. И для снижения выбросов в автомобилях используют следующие методы:
- устанавливают катализаторы в глушитель авто;
- разрабатывают экономичные ДВС;
- используют турбины, за счет чего происходит дожигание выхлопных газов.
НПЗ в свою очередь вкладывают огромные деньги на усовершенствования оборудования и разработку новых видов топлива, совместимых с современными авто. Инвестиции должны окупаться, поэтому производители и повышают цену на дизель.
Появление искусственного дефицита
Большую часть топлива, Россия поставляет за границу. Поэтому, владельцы АЗС должны искать поставщиков, которые готовы поставлять достаточное количество дизельного топлива на заправочную станцию. И не всегда эти компании находятся где-то по близости. А кроме этого, его же еще нужно транспортировать, что тоже требует своих затрат. Вот так и растет цена на солярку в нашей стране.
Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.