Гидрокрекинговое масло или синтетическое
Гидрокрекинговое масло – что это такое?
На рынке смазочных материалов для автомобилей очень много разных продуктов: трансмиссионные жидкости, минеральные, полусинтетические и синтетические масла с различными степенями вязкости. Не так давно появилось и гидрокрекинговое масло – что это такое? Дело в том, что большинство автовладельцев привыкли делить все масла на синтетические, минеральные и полусинтетические, поэтому слово в названии “гидрокрекинговое” часто вставит в тупик. Давайте определим, оно хуже или лучше остальных, почему так называется и вообще, стоит ли его использовать или лучше остановиться на выборе старой и доброй синтетики.
Что такое гидрокрекинг?
Гидрокрекинг – это технология производства продукта, которая отличается от технологий изготовления минеральных и синтетических масел. Есть говорить точнее, то речь идет о способе изготовления масляной основы. Суть технологии проста: из обычного минерального масла удаляется сера, азот и кислород, что позволяет приблизить молекулярную структуру продукта к структуре синтетической смазки.
Как известно, основа не является конечным продуктом. Она только определяет некоторые свойства масла, а полноценным оно становится только в сочетании с уникальным пакетом присадок, которые производители добавляют к основе. Однако именно базовая основа определяет срок службы и другие ключевые параметры смазки.
Немного истории
Итак, мы уже немного поняли, что это – гидрокрекинговое масло. Это продукт, изготовленный по специальной технологии, которая отличается от стандартной. Но каковые особенности технологии?
Начнем с того, что ранее в двигателях успешно применялись минеральные масла, которые были сильно зависимыми от температуры. То есть при низких температурах минеральная основа густела, из-за чего масляный насос не мог эффективно прокачать смазку по всей системе. Это приводило к быстрому износу мотора. В результате возникла острая необходимость в создании нового и более эффективного масла с вязкостью, которая бы сильно не зависела от температуры окружающей среды.
Развитие технологий привело к созданию синтетических масел, которые сначала использовались в авиадвигателях и позволяли запускать их даже в сильные морозы. Позже синтетические основы стали использоваться и для изготовления автомобильных масел. Если говорить простыми словами, то синтетическое масло копирует минеральное, однако при этом молекулярная структура такого масла равномерна, что влечет за собой улучшение эксплуатационных и технических качеств.
Главное отличие синтетического масла от минерального – стабильная вязкость в широком температурном диапазоне. То есть эти продукты во время понижения температуры сохраняют свою вязкость, и двигатель даже зимой легко заводится. При сильном нагреве такое масло также выдерживает большие нагрузки и не теряет свою вязкость. Можно также отметить и увеличенный срок службы “синтетики”, ведь она слабее подвергается окислению, а ее присадки практически не выпадают в осадок. Однако сложность изготовления продукта влечет за собой сильное повышение стоимости по сравнению с минеральными маслами.
Более дешевыми маслами являются продукты на полусинтетической основе – это некая смесь синтетического и минерального масла в определенной пропорции.
Особенности гидрокрекинга
Теперь пришло время понять, что это – гидрокрекинговое масло. Оно также имеет синтетическую основу (максимально приближенную к ней). Сама технология гидрокрекинга появилась в США в средине 70-х годов. Благодаря ей производителям удалось приблизить молекулярную структуру минерального масла к синтетическому. То есть, гидрокрекинг предполагает обработку нефтяной минеральной основы до такой степени, что ее молекулярная структура становится такой же, как у синтетической основы. То есть, к синтетической смазке максимально близко приближено гидрокрекинговое масло. Что это именно так подтверждает практика использования автовладельцев.
Если сравнивать минеральную основу с основой, созданной по гидрокрекинговой технологии, то последняя окажется чище. У нее улучшенные свойства. Но справедливо заметить, что это гидрокрекинговое масло будет уступать продуктам на синтетической основе по эксплуатационным и техническим характеристикам. Впрочем, есть один существенный плюс – простота изготовления и более низкая стоимость на рынке.
Гидрокрекинговое масло или синтетическое – что лучше?
Получается, что гидрокрекинговое масло гораздо лучше минеральной или полусинтетической основы, однако хуже синтетической. Впрочем, по многим параметрам оно сравнивается с “синтетикой”, но при этом отличается дешевизной.
К тому же, сейчас граница между синтетическими и гидрокрекинговыми смазками постепенно стирается. На многих маслах изготовители перестают писать слово “гидрокрекинговое”, а все чаще употребляют “изготовленное по синтетической технологии”. Возможно, это делается в рекламных целях, т.к. многие владельцы автомобилей до сих пор не знают, что это такое – гидрокрекинговое масло. Если посмотреть ассортимент многих производителей, то такое масло обнаружится практически у всех крупных брендов. Но чисто технически “синтетика” побеждает.
Почему синтетическое масло часто принимают за гидрокрекинговое и наоборот?
Как уже было сказано выше, производители особо не стремятся акцентировать внимание потребителя на том, каким способом была произведена основа – гидрокрекинговым или стандартным. Даже “Американский Институт Нефти” прировнял синтетические масла к гидрокрекинговым. Именно поэтому многие крупные бренды просто пишут на упаковке, что продукт изготовлен на основе синтетических технологий. Некоторые указывают, что масло является синтетическим, а иногда пишут, что основа была получена с помощью HC-синтеза. В общем, если на упаковке написано, что смазка была изготовлена по синтетический технологии (или с помощью HC-синтеза), то это, скорее всего, означает, что внутри находится именно гидрокрекинговое масло.
В чем отличие гидрокрекингового масла от обычного?
Как вы уже поняли, главное отличие заключается в способе изготовления. Что касается молекулярной структуры, то между “синтетикой” и гидрокрекинговым маслом отличий практически нет. Оба продукта можно назвать синтетическими, однако настоящая “синтетика” стоит дороже и “живет” дольше. То есть хорошее синтетическое масло можно менять через 15 (а некоторые и через 20-30) тысяч километров, т.к оно достаточно стойкое к нагрузкам. А вот гидрокрекинговую смазку производители рекомендуют менять не более чем через 10 тысяч километров пробега. С учетом качества бензина на российских заправках, замену лучше производить через каждые 7-8 тысяч километров.
Меньший срок службы – это главный недостаток данного масла. Его очевидный плюс мы уже рассматривали выше – это цена, обусловленная упрощенным способом изготовления. Это позволяет снизить себестоимость и выставить меньшую цену за канистру.
Гидрокрекинговое масло или синтетическое – что лучше выбрать?
Советы относительно выбора масла давать сложно, ведь для каждой модели и марки автомобиля подходит свой уникальный продукт. Если один автомобиль “полюбит” гидрокрекинговую смазку, то это не значит, что второй подобный транспорт тоже на нем будет эффективно работать. Поэтому уточняйте в инструкции к автомобилю, какие именно смазки лучше всего использовать.
Но если обобщить, то полноценное синтетическое масло лучше за счет более высокого срока службы. Некоторые эксперты также говорят, что хорошие смазки на синтетической основе создают более прочные защитные пленки на парах трения двигателя, и гидрокрекинговые масла им уступают по этому параметру. С этим, конечно, можно спорить. Однако не встретишь обратного мнения, в котором бы утверждалось, что гидрокрекинговая смазку лучше настоящей “синтетики”. Поэтому вывод таков: синтетическое масло хоть и дороже, но оно все равно лучше. Гидрокрекинговые смазки находятся где-то посредине между “синтетикой” и “полусинтетикой”. Вернее, не посредине, а ближе к “синтетике”.
Отзывы
На различных автомобильных форумах у пользователей не складывается однозначное мнение по поводу гидрокрекингового масла. Отзывы о нем встречаются как положительные, так и отрицательные. В частности, покупателей смущает тот факт, что гидрокрекинговое масло – это минеральное переработанное масло с улучшенной молекулярной структурой. Поэтому у многих автовладельцев есть недоверие к продуктам, полученным гидрокрекинговым способом. Они продолжают использовать полноценную синтетику и не решаются рисковать.
Другая аудитория довольна качеством работы гидрокрекинговых масел. Многие владельцы вообще не боятся его использовать и спокойно льют через 7-8 тысяч километров пробега. Такие водители отмечают, что подобные масла гораздо лучше полусинтетических, ведь последние не регламентируются по соотношению “минералка/синтетика”. То есть в таком масле может быть 90% минерального масла и 10% – синтетического. Поэтому в любом случае лучше использовать гидрокрекинговую смазку, чем заливать в мотор “полусинтетику”.
Заключение
Часто можно встретить мнения по поводу популярного гидрокрекингового масла “Тойота” 5W30. Отзывы о нем имеют положительный характер, так что не стоит особо бояться использовать эти продукты.
Отметим, что это не рекомендация, а просто мнения пользователей на различных автофорумах. В целом, можно рекомендовать владельцам автомобилей использовать масла, созданные на базе гидрокрекинговых технологий. Это позволит сэкономить деньги. Однако при этом менять смазку нужно чаще.
Что такое гидрокрекинговое моторное масло?
При выборе автомобильного масла для своего авто многие владельцы сталкиваются с дилеммой, какому из вариантов отдать предпочтение — синтетике, «минералке» или полусинтетике.
Но оказывается, данным набором выборе не ограничивается. Есть еще так называемые гидрокрекинговые масла.
В чем их особенности? Каковы характеристики и преимущества? Какие гидрокрекинговые масла популярны сегодня? Эти и ряд других вопросов нуждаются в детальном рассмотрении.
Что такое гидрокрекинг?
Если не углубляться в технические термины, то гидрокрекинг — одна из технологий очистки, позволяющая улучшить параметры обычной «минералки» (минерального масла) до более качественной «синтетики». Превращение происходит посредством ряда химических процессов.
С одной стороны, гидрокрекинговое масло производится из нефти (аналогично «минералке»), а с другой — молекулярная структура в корне меняется.
Итоговый состав теряет все особенности и характеристики минерального масла.
Что является результатом гидрокрекинга?
Как правило, на выходе получается очищенное масло, которое по качеству и свойствам лучше минерального, но еще не дотягивает до «синтетики», изготовленной по всем правилам.
Одновременно с этим гидрокрекинг — более дешевая технология (если сравнивать с изготовлением синтетического масла).
Стоит отметить, что гидрокрекинг по своей эффективности может различаться.
Теоретически, если четко придерживаться технологии синтеза и с умом подходить к производству, можно получить масло, ничем не уступающее синтетическому.
Но в таком случае затраты будут слишком высоки и вряд ли себя оправдают.
Так что на данном этапе гидрокрекинговое маслу устраивает всех в том виде, в котором оно есть — уже не «минералка», но еще не «синтетика».
Технология гидрокрекинга весьма популярна. Первые «ласточки» появились еще в 70-х годах 20 века, а сегодня такие изделия есть почти у каждого производителя моторного масла.
Это объясняется доступностью, высоким спросом и достойным качеством изделия.
Но обо всем подробнее.
Что из себя представляют гидрокрекинговые масла?
Гидрокрекинговые масла имеют в своей основе (почти на 100%) НС-синтетический компонент.
В таких изделиях «отброшено» все ненужное, к примеру, азотистые и серные соединения.
Кроме этого, длинные молекулярные цепи разрываются и превращаются в более короткие, что обеспечивает лучшие характеристики маслу.
Если сравнивать по качеству, то гидрокрекинговые масла почти идентичны с «синтетикой» четвертой группы с существенной разницей только в цене.
Как отличить гидрокрекинговое моторное масло от синтетического?
При покупке моторного масла не всегда удается идентифицировать изделие, сделанное с применением гидрокрекинга.
Так, наличие надписи HC-синтетика является прямым доказательством применения гидрокрекинга.
Если же такой надписи нет, то распознать особый тип масла можно по косвенным факторам, к примеру, его вязкости и, конечно, цене.
Гидрокрекинг — сравнительно бюджетная технология, поэтому и сама продукция не будет дорогой.
Как правило, гидрокрекинговое масло стоит в 2-3 раза дороже «минералки» и во столько же дешевле «синтетики».
Стоит отметить, что многие производители особо не мучают потребителей терминологией и опираются на решение Американского Института Нефти.
Работники последнего (после ряда исследований) решили отнести данный тип масла к синтетическим изделиям.
Этим руководствуются и производители, которые делают на упаковке «расплывчатые» надписки, к примеру, «синтетические технологии» и тому прочее.
При этом не стоит забывать, что технология производства масла — секретная информация, поэтому раскрывать ее на упаковке никто не станет.
Характеристики
Получается, что гидрокрекинговое масло — нечто среднее между синтетическим и минеральным маслом. Возникает логичный вопрос в отношении характеристик данного продукта.
Несмотря на близость структуры к «синтетике», гидрокрекинговый состав не обеспечивает столь высоких характеристик, как у 100% синтетических масел.
Одновременно с этим он обладает отличными антиокислительными и высокотемпературными характеристиками.
Кроме этого, такие масла могут похвастаться высоким уровнем вязкости.
Но есть и слабое место.
Несмотря на постоянное совершенствование технологии, добиться полной очистки минеральной основы все равно не удается.
Единственное, что спасает — доступность технологии, которая делает гидрокрекинговое масло идеальным вариантом в соотношении цена-качество.
Готовая смесь устойчива к химическим или температурным воздействиям, она стабильна по качеству и доступна по цене.
Преимущества и недостатки
Как мы уже упомянули, по своим характеристикам, гидрокрекинговое и синтетическое масло очень похожи. Даже производители не гнушатся называть их почти одинаково.
Но, несмотря на это, суть остается прежней. Под внешне красивой оберткой гидрокрекингового масла находится «минералка» (просто переработанная). Отсюда и главное преимущество — доступная цена.
В свою очередь, синтетическое масло обходится много дороже, ведь его получают методом дорогого синтеза.
Что касается преимуществ гидрокрекингового масла, то к ним можно отнести:
- отличные вязкостные характеристики;
- стойкость к формированию отложений (даже при продолжительном применении);
- минимальную агрессивность к эластомерам;
- устойчивость к окислительным процессам;
- высокие параметры снижения трения (если сравнивать с той же «синтетикой»);
- наличие в основе качественных присадок;
- низкую цену.
Главные минусы гидрокрекингового масла — сравнительно быстрое старение (менять его приходится чаще, чем синтетическое, да и эффективность теряется много быстрее), высокая испаряемость, нежелательность применения в экстремальных условиях (к примеру, в автоспорте, при низких температурах и так далее).
Какое масло лучше гидрокрекинговое или синтетическое?
На основе уже сделанных выводов и приведенной информации, можно сделать выводы об особенностях применения нового типа масла.
Так что же лучше приобрести — хорошо привычную «синтетику» или гидрокрекинговое масло?
При выборе учтите несколько моментов:
- рекомендации производителя. Большинство концернов рекомендуют конкретные типы масел, среди которых не всегда есть гидрокрекинговый вариант;
- финансовые возможности. Как уже упоминалось, синтетическое масло обходится в несколько раз дороже, что многих автолюбителей заставляет задуматься об актуальности подобных трат. В такой ситуации более актуальна покупка масла, сделанного по технологии гидрокрекинга;
- производителя и характеристики. Не всего масла HC-синтеза имеют достойные характеристики. Так что перед заливкой нужно поинтересоваться о наличии тех или иных присадок, параметрах вязкости, разработчике и так далее.
Гидрокрекинговые масла Тойота
Гидрокрекинговые масла Тойота — смазывающие составы, которые официально рекомендует производитель японских авто. При этом составы применяются не только для двигателей моделей Тойота, но и для машин под маркой «Лексус».
По способу производства гидрокрекинговые масла Тойота — это синтетическое масла, полученные с применением современного метода.
Главная особенность таких масел — уникальная экономичность, позволяющая надолго забыть о необходимости регулярной доливки.
Новое масло от Тойота обладает многими преимуществами — долговечностью, улучшенной экологичностью, высокотемпературной устойчивостью, высоким качеством смазки, адаптацией к самым суровым условиям эксплуатации.
Немаловажный плюс гидрокрекинговых моторных масел Тойота — их универсальность, то есть смазывающий состав можно заливать как в дизельные, так и в бензиновые моторы.
Кроме этого, допускается применение масла на «атмосферниках» или турбированных моторах.
Средняя продолжительность хранения масла — около десяти лет без потери имеющихся свойств.
Гидрокрекинговые масла от других производителей
Выпуском столь экономичных типов масел занимается не только Тойота, но и ряд других производителей.
Так, к наиболее популярным маркам можно отнести:
Современное гидрокрекинговое масло от известного производителя Castle.
Преимущества смазывающего состава — наличие всех необходимых сертификатов, четкое соответствие действующим стандартам (ILTAC и API), экономичность, экологичность и высокие эксплуатационные качества.
Масло отлично подходит для всех ДВС, установленных на автомобилях производства Японии.
Также масло Castle 0W20 заливается в большинство моделей Тойота.
Softec Plus 5w-40.
Качественное моторное масло от компании CASTROL. Отличительные качества — отличный состав противоизносных присадок, надежная защита мотора от износа, небольшая вязкость и устойчивость к окислению.
Средний интервал между обслуживаниями — около 30 тысяч километров.
Данное масло отлично подходит для легковых авто с бензиновыми и дизельными моторами.
Ravenol LLO 10w-40.
Масло, которое относится к категории «полусинтетики». Место производства — Германия.
Уникальные характеристики состава позволяют использовать его на легковых авто с бензиновыми и дизельными моторами (в том числе и с турбонаддувом).
Преимущества — уменьшенное пенообразование, надежная защита от износа, уменьшение нагара и шлама, повышенный срок службы, отличные температурные и вязкостные свойства.
Оптимал ЭлитМото 2Т.
Полусинтетическое масло. Производитель — компания «Нефтепродукт», Украина. Назначение — 2-тактные моторы высокой и средней мощности.
Преимущества масла — качественное смазывание, защита от засорения свечей, совместимость со многими типами моторов.
Total Quartz 9000 5w-40.
Качественное синтетическое масло, производство компании Total, Франция.
Предназначено для современных авто, имеющих разные типы моторов — дизель, бензин, с непосредственным впрыском, без или с турбиной, с сажевым фильтром и так далее.
Основные преимущества — надежная защита от износа, стойкость к окислительным процессам, долговечность.
Отзывы
Что касается отзывов о данных типах масел, то они самые «разношерстные».
Из положительных качеств отмечается:
- схожесть по параметрам и качеству с «синтетикой»;
- отличное сочетание цены и качества;
- сравнительная долговечность. При этом многие рекомендуют делать замену хотя бы раз в 15 тысяч километров.
На фоне положительных есть и ряд противоречивых отзывов.
Так, многие считают, что лучше все-таки заливать синтетику, которая «отходит» намного дольше.
Кроме этого, многим не нравится скрытность производителей, которые выдают гидрокрекинговое масло за «синтетику», хотя по своей сути оно таковым не является.
Благодаря своей доступности и качеству, гидрокрекинговые моторные масла занимают далеко не последнее место на рынке.
Более того, с развитием технологии гидрокрекинга переработанный тип масла может обогнать «синтетику» по популярности. И на фоне последних успехов этому никто не удивится.
Особенности, преимущества и недостатки гидрокрекинговых моторных масел
Вокруг гидрокрекинговых масел ходит много споров, разговоров и обсуждений. Потребители никак не могут прийти к единому мнению. Они разделились на совершенно противоположные. Одни считают их лучшей современной разработкой, другие негативно отзываются из-за особенностей производства. Кто-то думает, что они неоправданно дорого стоят, а оппоненты акцентируют внимание на том, что такие составы стоят значительно дешевле синтетических масел при аналогичных характеристиках. Чтобы понять суть гидрокрекинговых масел и что это за моторные жидкости, следует детальнее изучить этот вопрос. Разобравшись с технологией производства, техническими характеристиками, сильными и слабыми сторонами ГК-масел, каждый сможет сделать для себя определённые выводы.
К чему привёл гидрокрекинг
Обычно производители в результате обработки нефтепродуктов получают очищенное моторное масло. Если учитывать его свойства и характеристики, то смазка превосходит традиционную минеральную жидкость. Но до уровня синтетических составов не совсем дотягивает. Это если сравнивать с синтетикой самого высокого уровня, изготовленной по всем правилам и с применением современных технологий. Параллельно с этим гидрокрекинг считается более дешёвой в плане реализации технологией. Опять же при сравнении с изготовлением синтетических смазочных жидкостей для двигателей. Технология ГК может иметь разную степень эффективности. Для начала рассмотрим потенциальные возможности гидрокрекинга, то есть теорию. Если взять за основу разработанную технологию синтеза нефтепродуктов, грамотно использовать производственные мощности и располагать самым современным оборудованием, на выходе получится масло, которое совершенно не уступит синтетике.
Но теория пока теорией и остаётся. В действительности такой подход будет слишком дорогим. В итоге процесс изготовление ГК-масел окажется затратным, а готовую продукцию будут реализовывать по цене не ниже синтетики. Но ведь суть ГК в том и заключается, чтобы сделать масло, близкое к синтетическому, но по значительно меньшей цене. Отсюда мы получаем реальность происходящего с технологией гидрокрекинга. Подход менее основательный, за счёт чего получается создавать масла, которые значительно превосходят минеральные, но всё же называть их аналогом высококачественной синтетики нельзя.
Технологию разработали ещё в прошлом веке, примерно в 70-х годах. Тогда появились только первые предпосылки к созданию чего-то значимого и востребованного. Теперь же ГК применяет практически каждый производитель. Это обусловлено тремя факторами:
- доступность производства;
- высокий спрос;
- хорошее качество масла.
Использовать гидрокрекинговое масло или нет, зависит не только от желания автовладельца, но и требований самого двигателя его автомобиля к качеству и характеристикам мазки. Сейчас к продуктам гидрокрекинга относятся с особым вниманием. Это масла, которые способны заменить дорогие синтетические составы, тем самым помочь автомобилистам сэкономить на обслуживании машины без ущерба качеству.
Особенности технологии производства
Теперь нужно более конкретно понять, что это за технология и в чём её особенность. Здесь мы рассмотрим гидрокрекинговое масло с позиции его изготовления. Гидрокрекингом (ГК) называют современный способ производства моторных масел, в рамках которого очищаются и улучшаются свойства базового минерального масла. Это и позволяет приблизить их характеристики к синтетике. При изготовлении ГК масла используют нефть, как и в случае с классическими минеральными смазками. Затем применяют специальные химические процессы, с помощью которых молекулярная структура меняется практически полностью. Потому от базовых свойств и характеристик, актуальных для минералки, ничего почти не остаётся. Такая глубокая очистка и синтез нужны для уменьшения количества ненужных примесей, которые присутствуют в базовой нефти. Результатом обработки становится масляный компонент, который нельзя охарактеризовать как минеральный, синтетический или полусинтетический. Потому ГК принято относить к отдельной категории.
Всего существует три этапа очистки, благодаря которым удаляются примеси и создаётся конечная молекулярная структура жидкости:
- Начинается обработка с депарафинизации. Из названия вы уже поняли, что на этом этапе удаляются парафины. Они способствуют повышению температуры застывания смазочного моторного масла. За счёт только такой технологии от всех примесей избавиться не получится. Потому требуются дальнейшие манипуляции.
- Вторым этапом является гидроочистка. Когда углеводороды насыщаются водородом, происходит процесс изменения их структуры. Это называется гидрирование. В итоге у масла повышается стойкость к окислительным процессам.
- Завершается производство гидрокрекингом. При обработке происходит несколько разных реакций. С их помощью удаляются азотные и серные соединения, происходит расщепление колец, насыщение связей и разрыв парафиновых цепей.
Дальше в состав ГК масла добавляют соответствующие синтетические присадки. С их помощью создаётся окончательный перечень свойств, возможностей и характеристик смазки. Чем технологичнее и сложнее присадки, тем выше поднимается ценник на гидрокрекинг. Потому и такие жидкости могут оказаться достаточно дорогими. Хотя опять же, по сравнению с синтетикой ГК всегда будет дешевле при прочих равных свойствах. Если сравнивать процесс с традиционным синтезом, актуальным при изготовлении синтетических моторных масел, на гидрокрекинг требуется меньше технологических и временных затрат. Это предопределяет более низкую стоимость готовой продукции. Вы теперь более точно понимаете, что такое гидрокрекинговое моторное масло и в чём заключается суть его производства.
Проблема классификации
Пока специалисты не до конца определились, как правильно классифицировать такие масла и куда их относить. Представители API (American Petroleum Institute) в настоящее время относят гидрокрекинговые составы к 3 группе. Сюда входят базовые смазки высшего качества, которые изготавливаются на основе нефти. Во многих странах их не называют полностью синтетическими. Это объясняется тем, что они не соответствуют главному требованию синтетики, то есть не состоят на 100% из искусственных компонентов. При этом по уровню качества ГК масла нельзя сопоставлять с минеральными смазками. Они их превосходят многократно. В сравнении с ПАО-маслами, то есть синтетическими жидкостями, ГК уступают незначительно и только по некоторым критериям. Потому сейчас актуально использовать новый термин HC-синтетики, то есть гидрокрекинговых синтетических масел. Самое главное, что от названия суть не меняется. Потому вы можете называть эти смазки так, как вам угодно.
Как отличить от синтетических масел
Когда автовладелец приходит в магазин, где продают моторные смазочные жидкости, с целью приобрести именно гидрокрекинговое масло, возникает определённая сложность с его поиском. Ведь далеко не всегда удаётся сразу же идентифицировать этот тип материала. Отличить гидрокрекинговое моторное масло можно по самому объективному признаку, то есть по соответствующей надписи на упаковке. Некоторые производители указывают, какой это тип смазки, нанося обозначение HC-синтетика. Но рассчитывать, что все поголовно будут это писать, не стоит. Потому, когда надпись на этикетке отсутствует, ищите косвенные признаки. Их несколько. Начните со стоимости. Учитывая технологические особенности ГК-масел, они на выходе стоят заметно дешевле синтетики, но и в несколько раз дороже минеральных масел.
Не все изготовители моторных смазок хотят вводить путаницу в обозначения и индексы свои масел, потому просто наносят на этикетку категорию синтетического масла. Но с некоторыми особенностями. Они не указывают, что это 100% синтетика (Fully Synth), а делают более расплывчатые обозначения. Потому если вы видите надпись о синтетической технологии, применяемой при изготовлении смазки, то перед вами вероятнее всего ГК. Учтите, что в настоящее время технология гидрокрекингового производства строго засекречена каждым производителем. Потому никто не будет выводить на этикетки подробную информацию.
Технические параметры
Из всего сказанного выше можно сделать объективный вывод, согласно которому ГК-масла являются промежуточным решением между минеральными и синтетическими смазками. Потому возникают соответствующие вопросы касательно технических характеристик составов. Хотя ГК очень близки к синтетическим маслам, у них нет таких же выдающихся параметров, если сравнивать со 100% синтетикой самого высокого качества. Но ведь на рынке доступны и не самые выдающиеся синтетические масла, которые ГК существенно превзойдёт. Это уже понятие относительное. Параллельно с этим у гидрокрекинга есть очевидные преимущества в плане высокотемпературных свойств и антиокислительных возможностей. Такие составы гарантируют оптимальную вязкость, которая может применяться зимой, летом, в течение всего сезона в условиях сильной жары и экстремальных морозов.
Важно отметить объективно слабое место, характерное для гидрокрекинга. Несмотря на применение передовых технологий по обработке минеральной основы, полностью очистить минералку в наше время невозможно. Потому ГК пользуется спросом за счёт доступности технологии производства. Это позволяет сделать смазки оптимальными в плане соотношения цены и качества. За сравнительно небольшие деньги вы покупаете полноценное моторное масло, которое остаётся устойчивым к химическому воздействию, температурным перепадам, окислению и коррозии. Возьмите в качестве аналога похожую по свойствам синтетическую жидкость, и вы увидите, насколько гидрокрекинговое масло доступнее в плане стоимости.
Сильные и слабые стороны
Как и все остальные решения, гидрокрекинговые масла имеют свои объективные преимущества и недостатки. Говорить, что они лучше остальных, нельзя. Так же, как нельзя утверждать о тотальном превосходстве синтетики перед гидрокрекингом. Всё относительно и познаётся исключительно в сравнении. По своим характеристикам оба вида составов очень близки. Потому и сами производители моторных жидкостей не стесняются называть их одинаковыми. Но давайте всё разбирать более детально. Да, характеристики и свойства на высоком уровне. При этом за довольно сложным понятием гидрокрекинга скрывается переработанная по особой технологии минеральная основа. Это не считается недостатком. Скорее, главным преимуществом, поскольку из этого вытекает доступная стоимость. Возьмите для сравнения синтетические жидкости. Для их производства требуется очень сложная технология синтеза. А раз она сложная, то и дорогая. В плане стоимости объективно выигрывает гидрокрекинг.
К остальным положительным сторонам ГК-масел относят:
- отличные показатели вязкости и возможность их применения в различных эксплуатационных условиях;
- устойчивость гидрокрекинга к образованию отложений;
- минимальное агрессивное воздействие по отношению к сальникам и уплотнителям, используемым в конструкции двигателя;
- устойчивость к окислительным процессам и коррозии;
- способность эффективность снижать трение между трущимися поверхностями;
- включение в состав большого количества присадок;
- широкий ассортимент;
- возможность применения ГК на современных двигателях, требовательных к качеству смазочных материалов.
Эти достоинства были тщательно изучены и проверены, что позволило доказать справедливость таких утверждений. Если говорить про отрицательную сторону, то гидрокрекинговые масла имеют некоторые недостатки.
В основном выделяют такие минусы:
- предрасположенность к более быстрому процессу испарения;
- менее продолжительный жизненный цикл, чем у синтетики (ГК начинает быстрее стареть);
- необходимость чаще менять смазку;
- состав не адаптирован под очень жёсткие условия эксплуатации.
Если взять все озвученные преимущества использования гидрокрекинговых масел, сопоставить их с недостатками и ценником, то минусы выглядят вполне сносно. С ними можно смириться, поскольку в своей среде ГК ведут себя великолепно. Если вы не занимаетесь автогонками или температура в вашем регионе зимой не падает до экстремально низких значений, эти смазочные моторные жидкости покажут себя с самой лучшей стороны. Не забывайте, что производители бывают разные. Некоторые создают ГК по всем канонам и правилам, используют самые передовые технологии и современное оборудование. Другие же себе этого позволить не могут. Тут и возникает существенная разница между гидрокрекингами разных брендов. Выбирайте только лучшие. Именно они максимально близки к синтетическим маслам.
Полезные рекомендации
Выбирая масло для своего двигателя, и рассматривая вариант с покупкой ГК-состава, вам стоит обратить внимание на несколько главных моментов.
- Производитель автомобиля и двигателей. В руководстве по эксплуатации приведены конкретные рекомендации о выборе моторного масла. Не у всех автокомпаний в число рекомендуемых входят ГК-смазки, поскольку они не способны в полной мере удовлетворить потребности силового агрегата. Рисковать и экспериментировать, заменяя синтетику гидрокрекингом, в таких ситуациях не стоит.
- Финансовая сторона. Да, синтетика заметно дороже ГК, но иногда это оправданные затраты. Если у вас есть возможность выбора между двумя технологиями, что подтверждается автопроизводителем, тогда нет смысла тратить больше денег.
- Производители масел. Как уже упоминалось ранее, не всегда ГК или HC-масла обладают достойными характеристиками. Это зависит от применяемой технологии, оборудования и технической базы компании. Потому внимательно изучайте производителя, читайте об используемых в ГК присадках и сопоставляйте их с требованиями своего автопроизводителя.
Технология хоть и не совсем новая, но только сейчас она начинает развиваться в полной мере. Не исключено, что в дальнейшем гидрокрекинг будут активно развивать, совершенствовать и модернизировать. В настоящее время благодаря ГК мы получаем отличную возможность экономить на расходном материале, не действуя в ущерб качеству, надёжности и долговечности двигателя. Вопрос только в том, допускает ли автопроизводитель использовать на своих моторах такие масла.
ПАО или Гидрокрекинг
ПАО масла или моторные масла сделанные на основе синтеза попутных нефтяных газов, принадлежат к разряду классической синтетики. Пришли они в гражданское применение из авиации, ведь наверху под куполом неба не слишком тепло, хоть и немного ближе к солнцу. Поэтому и требовалось, что бы смазочные материалы не только выдерживали нагрузки, но и не замерзали на большой высоте. Для этого как нельзя, более лучше, подходит ПАО база или ПолиАльфаОлефиновое базовое масло.
ПАО база имеет большие преимущества перед маслами на минеральной основе. Она выдерживает огромные нагрузки, высокие обороты, попадание топлива практически без ухудшения качества масла, очень долго сохраняет все свои основные технические параметры, прекрасно выдерживает термические нагрузки. Но ко всем достоинствам всегда есть какой нибудь недостаток, при всех своих замечательных свойствах ПАО база практически не в состоянии растворить в себе присадки. Для растворения присадок в ПАО маслах используют минеральную базу, с которой присадочный комплекс прекрасно смешивается. Так что не бывает в мире ПАО масел состоящих только из синтетики, в любом случае какой о процент минеральной основы присутствует.
Еще одно неприятное свойство ПАО базовых масел или масел 4-ой группы, это низкая полярность или практически ее отсутствие. То есть молекулы ПАО масла не «прилипают» к металлическим поверхностям и после выключения могут спокойно стремиться стечь в картер. Также не очень хорошо относятся к резинотехническим уплотнителям в виде сальников и прокладок. Для борьбы с подобным явлением используют специальные вещества, которые придают определенную полярность молекулам масла, укрепляя пленку и придавая свойства «прилипания» к металлу. Как правило, раньше для этих целей использовали представителей 5-ой группы базовых масел, так называемые сложные эфиры или эстеры. Эстеры даже в небольшом количестве существенно влияют на свойства ПАО базового масла и избавляют его от вышеописанных недостатков. На сегодняшний день, многие производители переходят на алкалированные нафталины. По сути, они так же как и эстеры избавляют ПАО базовое масло от недостатков, но это более современное поколение присадок. Таким образом классическое синтетическое масло – это масло в базе которого содержится большой процент ПАО базового масла.
Но синтетикой сейчас называют не только моторное масло, сделанное на ПАО основе, а и масло сделанное из сырой нефти путем глубокой очистки и химического катализа. Это производное HC синтеза -Гидрокрекинговое моторное масло. Гидрокрекинговое автомобильное масло отличается во – первых, более низкой ценой, а во – вторых, своими преимуществами и своими недостатками, которые как и в ПАО маслах являются зеркальным отражением достоинств. По сути, гидрокрекинг долгое время относили к минеральным маслам высокой степени очистки и это верно, ведь сделано оно именно из минеральной основы.
Но в 1999 году произошло историческое событие в виде решения американского суда по иску Exxon Mobil к Castrol. Тем кто не знал, а думаю таких большинство, поясню. Кастрол стал писать на своих канистрах с гидрокрекинговыми маслами, слово «Synthetic», чем вызвал возмущение специалистов Mobil. Произошло знаменитое противостояние между двумя достойными производителями. Решение суда подивило многих и по сути внесло исторические изменения на рынок смазочных материалов. В вольном переводе оно гласило, что надпись на канистре «Синтетика» это вопросы маркетинга, а вовсе не вопросы технического описания товара. После этого решения взошла звезда Гидрокрекинга на рынка синтетических продуктов. Масса компаний стали называть синтетикой продукты гидрокрекинговой очистки базового масла. Ну а так как технология производства более недорогая, нежели процесс синтеза из газа, то и цена такого продукта стала огромным конкурентным преимуществом, перед классической синтетикой на ПАО. Рынок смазочных материалов наполнился канистрами с надписями «Full Synthteic», «100% Synthetic», «Synthetic», которые по своему составу были смесью 3-й группы гидрокрекинговых базовых масел и второй или первой группой минеральных масел, но формально это была синтетика. Если не ошибаюсь, то по нашему стандарту достаточно 37% гидрокрекингового масла, что бы продукт мог называться синтетическим. В целом гидрокрекинговые масла вплотную по своим свойствам приблизились к ПАО маслам и по сути уже смело могут называться синтетикой, но есть ряд технических особенностей благодаря которым, ПАО базовые масла останутся недостижимым уровнем для гидрокрекинговой базы, по крайней мере на данном уровне технического развития химической отрасли.
Итак, мы знаем, что синтетическим автомобильным масло может называться, как классическое ПАО масло, так и продукция сделанная из нефти или гидрокрекинговое масло. С недавних пор, в кагорту синтетики пришла еще одна новая – старая технология, а именно GTL или Gas to Liquid. GTL базовые масла это продукция сделанная путем синтеза природных газов. Несмотря на то, что сделано оно из газа, но по международной классификации все же относится к 3-й группе базовых масел и имеет обозначение VHVI+. Моторные масла на GTL базовом масле это по сути компромисс по всем параметрам между достоинствами ПАО и гидрокрекинговых базовых масел. GTL технологии удалось впитать в себя большинство достоинств ПАО и гидрокрекинга и практически избежать их недостатков. Сама GTL технология известна давно, например в годы Второй мировой войны немецкие химики с ее помощью делали синтезированное горючее для боевой техники, по сути из подручных материалов. Но эта технология была достаточно дорога в использовании и не получала до недавнего времени широкого применения. Пионером на глобальном рынке можно по праву считать концерн Shell и его «дочку» Pennzoil. Обкатав на американском рынке и усовершенствовав составы Шелл построил огромный завод в Катаре на объем более миллиона баррелей GTL масла в год, что позволяет не только закрывать собственные потребности в маслах этой группы, но и продавать для сторонних производителей. Да и цена самой базы стала более демократичной, что позволяет ее применять без страха существенного повышения розничной стоимости готового продукта.
Как быть простому автолюбителю при выборе синтетики? Здесь все зависит от условий эксплуатации. В большинстве случаев при правильном подборе по вязкости и допускам можно ограничиться «бюджетной», но качественной гидрокрекинговой синтетикой. Если же вашему автомобилю приходиться работать в условиях, которые большинство назовут суровыми или экстремальными, то выбор однозначно за ПАО синтетикой или автомобильными маслами на GTL базе.