31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Масло веретенка и 20а

Веретенное масло: что это такое и где применяется

Многие из вас слышали термин «веретенка», однако не все знают, что он значит. Если обратиться к архивным техническим документам двухсотлетнего возраста, можно найти следующее определение:

Применяется для смазки подшипников скольжения (и качения) в станках и механизмах с высокой скоростью вращения. Также используется в военном деле: веретенкой заполняются гидравлические цилиндры орудийных лафетов.

Что такое веретенка применительно к современным смазочным материалам?

Исходя из исторического определения, становится ясно, что масло веретенка, не что иное, как индустриальная смазка. Применение из перечня также соответствует современным технологиям. А заполнение гидравлических цилиндров оружейных лафетов – это работа гидравлики в современных механизмах.

Откуда взялся термин «веретенка»? Одно из первых применений – смазывание веретен промышленных текстильных машин (отсюда и название). Изначально использовались растительные масла и деготь, но такая смазка не выдерживала длительной эксплуатации в условиях высоких оборотов.

Приходилось останавливать ткацкий станок, и производить полную замену технических жидкостей с очисткой подшипников трения. Это тормозило процесс, и снижало производительность труда.

С появлением веретенки, проблема была устранена. Новое масло заливалось на длительный срок, не меняло свойств от перегрева, и могло пополняться прямо во время работы станка.

Применительно с современным индустриальным маслам, это продукт дистилляции гудронов, без добавления загустителей и присадок: соответственно обладающее низким коэффициентом вязкости. Под эти характеристики подходит весь спектр индустриальных и гидравлических масел, включая популярное И-20А.

Тем не менее, вязкость веретенного масла имеет определенный диапазон значений. Если верить маркетинговой классификации, под понятие «веретенка» попадают такие индустриальные масла, как И-20А, И-40А, И-50А.

Производители с одной стороны ссылаются на ГОСТ-20799-88, а с другой – используют на упаковке традиционное название. Покупатели, не зная достоверно, что это такое веретенное масло, используют его не по назначению. При этом, смазываемым механизмам наносится непоправимый вред, а гидравлика не выдерживает штатной нагрузки.

Общий совет при выборе масла

  • И-20А: кинематическая вязкость 25-35;
  • И-40А: кинематическая вязкость 51-75;
  • И-50А: кинематическая вязкость 90-110.

Эти масла применяются в качестве рабочего состава гидравлических систем строительной и дорожной техники, тяжелый обрабатывающих станков, прессов, кузнечных молотов.

Кроме того, бесприсадочное масло низкой вязкости отлично подходит для смазки шестеренных передач с малой и средней нагрузкой. При условии постоянной подачи веретенки в рабочую зону, ее можно использовать для направляющих в устройствах скольжения.

Есть прямая и обратная зависимость применения от вязкости.

  • высокая вязкость – больше нагрузка, меньше скорость;
  • низкая вязкость – средняя и легкая нагруженность механизмов, быстроходные механизмы.

Производство веретенного масла

Существует два способа получения качественной веретенки по ГОСТу.

  1. Основа из чистого дистиллята. В перегонных аппаратах, в условиях глубокого вакуума, мазут (из нефти) возгоняется под воздействием высокой температуры. Практически отсутствуют сернистые фракции. Качество такого масла очень высокое, а стоимость вполне демократичная.
  2. Смесь продукта дистилляции и остаточного сырья. С целью удешевления производства, применяется деасфальтизованный гудрон. Основа получается сернистая или малосернистая (в зависимости от пропорций остаточного сырья). Для смазки ненагруженных механизмов такое масло применяется без ограничений. А вот для высоко оборотистых узлов и для гидравлики – оно не подходит.

Расфасовка традиционная: от литровых бутылок до 200 л бочек. Для бытового применения (дверные петли, швейные машинки и пр.) предусмотрены компактные масленки.

Веретенное масло, произведенное по техническим условиям

Помимо ГОСТовской продукции, нефтеперерабатывающие предприятия выпускают веретенку по ТУ 38.1011232-89. Чтобы не заставлять покупателя вычитывать параметры на этикетке, этот тип масла выпускается в отдельной группе «АУ».

Несмотря на то, что веретенка серии «АУ» является самостоятельным продуктом, готовым к применению, она может использоваться в качестве сырья. На ее основе производятся другие смазки, с повышенным качеством.

В чистом виде применяется в основном для смазки малонагруженных узлов и механизмов. При рабочей температуре от -35° до +90°, используется в качестве рабочей жидкости гидроприводов. Это ограничивает область применения, но при этом позволяет сэкономить.

Кинематическая вязкость такой смазки составляет 16-22, этот показатель не дотягивает даже до веретенного масла по ГОСТ: И-20А. К тому же, масло серии «АУ» сильно застывает при минусовой температуре. Еще один недостаток – низкая температура вспышки — 167°. Это накладывает дополнительные ограничения.

Масло И-20А

Марка и-20А относится к маслам общего назначения, и является наиболее часто используемым среди масел такого типа. Такая популярность обусловлена двумя основными факторами: широкий спектр применения и невысокая цена.

Применение

Область применения И-20А обозначена литерой «И» в названии масла, означающей индустриальное.

Читать еще:  Какое масло заливается в мотоцикл урал

Масло используется во многих сферах промышленности – на ткацких фабриках, заводах по производству и обработке металлов, в прессах и гидравлических системах в качестве гидравлической жидкости, для некоторых строительных механизмов и дорожной техники – перечислить все варианты сложно.

Основное применение масла И-20А – для легко- и средненагруженных зубчатых передач, а также для узлов скольжения и трения в механизмах, которые нетребовательны к характеристикам масла.

Главные задачи И-20А – смазка, теплоотвод и защита поверхностей – и с ними масло успешно справляется.

Масло И-20А входит в группу так называемых базовых масел, также их называют безприсадочными.

Масла этой группы имеют индекс вязкости от 12 до 50, и производятся из сернистых, либо малосернистых нефтей по трем различным технологиям:

  1. Дистиллятная, при которой масло получается в результате перегонки мазута на вакуумных установках;
  2. Остаточная, где масло производится благодаря обработке деасфальтизированных гудронов;
  3. Компаундированная, когда масла, полученные первыми двумя методами, объединяют между собой в различных пропорциях, исходя из необходимых параметров конечного состава.

Марка И-20А производится дистиллятным методом. Получаемое в результате масло обладает необходимым набором свойств для применения в областях, где не требуются какие-то уникальные характеристики. Тем не менее, изначальные природные качества И-20А довольно высоки, что позволяет задействовать его в механизмах, которые работают в среднем диапазоне нагруженности в щадящих условиях. Например, в цехах, где нет повышенной влажности и резких перепадов температур.

В качестве гидравлической жидкости И-20А используется и в уличной технике, но только при температуре не ниже -15 ºC.

Расшифровка

Название марки расшифровывается следующим образом:

  • Буква «и», как было написано выше, обозначает сферу применения – индустриальное; использовать его, к примеру, как моторное, нельзя;
  • Цифра «20» в этой ситуации означает 32-ой класс вязкости;
  • Буква «А» в конце названия определяет И-20А в класс нефтяных масел, которые не содержат присадок.

Не очень удобно, но до 1988 года по ГОСТ обозначалось, как и-г-а-32, затем ГОСТ сменился, а вязкость масла осталась прежней.

Сейчас характеристики И-20А, методы хранения и транспортировки, а также параметры проверки качества определяются по ГОСТу 20799-88.

Вязкость, соответствующая 32-му классу, варьируется в пределах от 25 до 35 мм2/с при температуре 40 ºC.

Характеристики

Повышенные требования к антикоррозионным и антиокислительным свойствам этой группы масел не предъявляются.

Основные характеристики И-20А следующие:

  • Кинематическая вязкость – 25 – 35 мм2/с при температуре 40 ºC.
  • Плотность – не выше 890 кг/м3 при температуре 20 ºC.
  • Зольность – до 0,005 %.
  • Температура застывания – -15 ºC.
  • Температура вспышки – 180 ºC.

Помимо этого, масло И-20А отличается пониженным пенообразованием, что позволяет применять его в относительно скоростных узлах. Довольно широкий диапазон вязкостных показателей делает возможным использование масла, как в низкоскоростных и нагруженных соединениях, так и в узлах с более высокими скоростями. Для первых узлов масло более вязкое и плотное, для вторых – более текучее, с меньшей плотностью.

Группу масел, в названии которых содержатся буквы «И» и «А», многие по старинке называют веретенными маслами, однако технически это неверно.

Сегодня это довольно большая группа масел, их технические характеристики различаются между собой. К веретенке, которая в Советском Союзе применялась повсеместно, современные масла имеют очень опосредованное отношение, хотя и произошли именно от нее.

Сам термин «веретенные» появился еще в начале 20-го века, когда такое масло использовалось, в основном, на прядильных комбинатах. Помимо этого, оно применялось в артиллерии, в качестве гидравлической жидкости его заливали в снижающие отдачу емкости орудийных лафетов вместо дорогостоящего глицерина. Производство «веретенки» обходилось довольно дешево.

С тех пор методы производства изменились. Масел, произошедших от «веретенки» стало больше. Существенно расширились их характеристики, а, следовательно, расширилась область применения. А вот стоимость изготовления и сейчас остается очень невысокой, что положительно сказывается на продажах.

Отличие И-20А от И-40А

В некоторых ситуациях масло И-20А можно, при необходимости, заменить отечественными маслами ВМГЗ-45 и ИГП-18.

Иногда можно встретить мнение, что на замену подойдет масло И-40А, но это не так.

Масла И-20А и И-40А производятся по разным технологиям и существенно различаются по вязкости, которая у и-40А составляет 65 мм2/c, что выше, чем у И-20А, в два раза.

Различия по плотности не так заметны – 0, 865 и 0, 881 г/см3, а температура вспышки И-40А на 16 градусов выше и составляет 222 ºC.

Читать еще:  Когда меняется масло в вариаторе рав 4

По сути, общее у этих масел одно – температура застывания, равная -15 ºC.

Производители И-20А

Сегодня масло И-20А выпускают многие нефтеперерабатывающие компании, поскольку устойчивый спрос имеется, а производство масла обходится довольно дешево.

Основные производители в России:

  1. Башнефть-Новойл. Компания располагается в Уфе и производит множество масел, в том числе, И-20А. Качество продукции, по отзывам, хорошее, Цены вполне конкурентные;
  2. Роснефть. Штаб-квартира этой компании находится в Москве, а нефтеперерабатывающие заводы расположены по всей России. Помимо всего прочего, компания производит и масла, среди которых присутствует И-20А;
  3. Лукойл. Входит в число ведущих нефтяных компаний России, экспортирует свою продукцию в 24 страны. В ассортименте компании, конечно же, присутствует марка И-20А. Качество стабильно хорошее;
  4. Газпром-Нефть. Компания имеет свои производства, помимо этого, продает сырье множеству заводов, как в России, так и за рубежом. Качество отличное, цены слегка завышены.

Аналоги

Из зарубежных аналогов И-20А рекомендуют продукцию от Mobil марок DTE Oil Light, DTE Oil 13 M и DTE Oil 24. Также подойдет в качестве замены масло Vitrea 32 от Shell, или Magna 32 от Castrol. Хорошей заменой является Energol CS 32 от British Petroleum. Безусловно, характеристики каждого заменителя следует изучать более тщательно, в зависимости от конечной цели применения масла. Хотя сама идея применять явно более дорогой зарубежный аналог кажется сомнительной.

Гарантийный срок хранения масла И-20А – 5 лет в запечатанной таре. По истечении этого срока масло вряд ли потеряет свои качества, однако производитель нести ответственность уже не будет.

Сроки замены масла определены в инструкциях к оборудованию, в котором оно эксплуатируется.

Отработанное масло, утратившее свои качества, либо подвергают процессу глубокой очистки и восстановления на специальном оборудовании, либо попросту заменяют – очередной плюс невысокой стоимости.

Масло И-20А: эксплуатационные характеристики и сферы применения

Масло И-20А относится к разряду индустриальных смазочных материалов. По старой маркировке вещество имело индексное обозначение «И-Г-А-32», а также простонародное наименование «веретенка». Эксплуатационно-технические характеристики позволяют классифицировать указанное вещество как смазку общего назначения.

Особенности индустриальных смазочных материалов

Понятие «индустриальное масло» соответствует системам стандартов (ГОСТ, ISO). Оно выделяется в особую группу. Индустриальные смазочные вещества намеренно обособляются от автомобильных, гидравлических, транспортных (авиационных, трансмиссионных) жидкостей. Отличительной чертой И-20А является его приспособленность к работе в умеренных тепловых режимах – в стационарных установках. Этим вещество принципиально отличается от жидкостей, применяемых для транспортных нужд.

Базовым продуктом для производства смазочных материалов группы И-20 служит сернистая либо малосернистая нефть. Индустриальные смазки производят способом глубокого прорабатывания нефти.

Существует 3 технологии изготовления масел И-20:

  • дистиллятная – перегонка мазута вакуумными установками;
  • остаточная – обработка деасфальтизированных гудронов;
  • компаундированная – соединение масел, произведенных двумя первыми методами, по соответствующим параметрам плотности, вязкости и пр.

Специфика классификации и маркировки

В повседневном обиходе или среди бывалых механиков масло И-20А часто именуется «веретенкой». Устойчивая традиция запечатлела тот момент, когда смазочные жидкости без присадок использовались для облегчения работы быстроходных, но малонагруженных подшипников веретен в прядильных станках. Однако сейчас применение устаревшего названия приводит к неверным отождествлениям различных марок масел. В конкретных случаях свойства жидкостей, объединяемых под общим названием «веретенное масло», кардинально отличаются.

Современные смазочные вещества разделяются на группы по:

  • сфере (отрасли) применения;
  • особым эксплуатационным свойствам.

Прописное «И» становится первым знаком, под которым объединяются все марки без размежевания по свойствам, составам, назначениям масел. Цифра (например, 20) обозначает класс вязкости. Индекс 20 определяет принадлежность вещества к 32-му классу вязкости по ГОСТу.

Смазочные материалы нужных свойств подбираются по главному показателю – коэффициенту вязкости. Повышенный коэффициент вязкости делает смазочную жидкость пригодной для не быстроходных, но нагруженных механизмов. Прописная буква «А» выражает принадлежность вещества к нефтяным маслам без присадок, которые предназначены для заправки механизмов без оговорок по поводу антиокислительных и антикоррозионных свойств.

Основные сферы употребления

Индустриальное масло И-20 предназначено для снижения трения, замедления изнашивания в таких устройствах:

  • металлорежущие станки;
  • прокатные станы;
  • кузнечно-прессовое оборудование;
  • вентиляторы;
  • насосы;
  • текстильные машины;
  • различное промышленное оборудование.

Индустриальные смазочные материалы отводят тепло от трущихся узлов, защищают их от коррозии. Эти продукты очищают металлические поверхности от загрязнений и не допускают пенообразования.

В процессе эксплуатации происходит естественное старение смазки. Она окисляется, засоряется продуктами износа, теряет присущую эластичность. Поэтому требуется очищение или фильтрация самой смазочной жидкости либо ее полная замена.

Индустриальное масло И-20: характеристики, применение, ГОСТ

Индустриальное масло И-20 является наиболее востребованным из группы масел, относящихся к веретенным. Это объясняется его универсальностью и относительно невысокой ценой.

Читать еще:  Как залить масло в домкрат гидравлический бутылочный

Производится оно путем селективной очистки сернистой или малосернистой нефти. Может применяться как дистиллятная (очистка мазута вакуумными установками), так и остаточная (дезасфальтизация остаточных продуктов нефтепереработки) технология или соединение их (компаудирование). При этом, содержание серы в готовом продукте не должно превышать 1%.

Технические характеристики по ГОСТ 20799-88

Состав, технические характеристики и рабочие качества индустриальных масел регламентирует ГОСТ 20799-88. Согласно ГОСТу, масла марки И-20 должны обладать следующими свойствами.

Допустимые значения по ГОСТ

Вязкость кинематическая при 40°С, мм²/с

Кислотное число, мг КОН/г, не более

Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже

Температура, °С: застывания, не выше

Массовая доля механических примесей

Массовая доля воды, %, не более:

Массовая доля растворителей в маслах селективной очистки, %, не более:

Цвет, ед. ЦНТ, не более

Зольность, %, в пределах

Массовая доля, %: серы, не более

Стабильность против окисления приращение кислотного числа, мг КОН/г, не более:

Стабильность против окисления приращение смол, %, не более:

Сфера применения

Сферу применения веретенных масел И-20 и И-20А регламентирует ГОСТ 17479.4-87, в котором данный вид смазки имеет обозначение “И-Г-А-32”.

    Буква “И” в названии означает принадлежность к группе индустриальных масел, что говорит о возможности применения в стационарных установках, а не в транспорте. Данное разграничение было введено из-за разных условий эксплуатации: более мягкие условия работы (ниже температурные нагрузки и давление, возможность свободного доступа к узлам трения) и больший объем заправки привели к необходимости создания более дешевых в производстве масел, нежели моторные.

“Г” – определяет масло как предназначенное для использования в гидравлических системах.

“А” – говорит об отсутствии в составе антикоррозийных и антиокислительных присадок.

  • “32” – указывает на 32-й класс вязкости, для которого допустимыми показателями кинематической вязкости при температуре 40°С являются значения в пределах 29-35мм2/с (сСт). Масла с повышенной вязкостью (И-40, И-50) предназначены для тяжелонагруженных узлов с медленным ходом, а с меньшей (И-12) – для быстроходных малонагруженных механизмов. И-20, в данном случае, представляет собой “золотую середину”, что и объясняет его универсальность.
  • Таким образом, смазки марки И-20А предназначены для применения в легко- и средненагруженных механизмах, в том числе:

    гидросистемах промышленных станков, строительной и дорожной техники

    направляющих качения и скольжения.

    Также, благодаря хорошим теплоотводящим качествам, И-20 может использоваться в качестве СОЖ. Однако, при эксплуатации в условиях высоких температур и повышенных требованиях к теплоотводящим качествам, рекомендуется обратить внимание на специализированные смазочно-охлаждающие жидкости.

    Данный список не является исчерпывающим. Веретенное масло И-20 может применяться и в других сферах, как в промышленности, так и в быту, при соблюдении ряда условий.

    Соответствие требованиям по вязкости для конкретного инструмента.

    Смазки И-20 не подойдут для тихоходных, тяжелонагруженных узлов.

    Соответствие тепловой нагрузки рабочей температуре масла.

    Согласно ГОСТ, возможно применение масел И-20 в диапазоне температур от -15°С до 200°С. На морозе (при температуре ниже -15°С) смазка застывает, а при нагреве свыше 200°С может произойти воспламенение. Однако, в промежутке -5 — -15°С повышается вязкость масла, что создает дополнительную нагрузку на механизм, а после +70°С вязкость снижается, что также негативно сказывается на его характеристиках.Таким образом, лучшие рабочие качества смазка И-20А показывает при температуре -5 — +70°С.

    Отсутствие особых требований к антиокислительным свойствам.

    Натуральные свойства данной группы смазок таковы, что она обладает хорошим антикоррозийным эффектом и без использования специализированных присадок. При наличии специфических требований масла И20 могут являться основой для производства специализированных смазок, путем добавления присадок для придания им необходимых свойств.

    Масло И-20 – производители

    Наиболее популярной на российском рынке является продукция таких брендов как Лукойл, Роснефть, Газпромнефть. Их отличает стабильность рабочих свойств и хорошее соотношение цена/качество.

    В качестве более бюджетного аналога можно выделить бренд Oilright (Ойлрайт). Не уступая по качеству более именитым маркам, продукция этой фирмы отличается более демократичной ценой (стоимость 20-ти литров масла на март 2019 года составляет около 1 500 рублей).

    За рубежом масла И-20А производят такие компании как Shell, Mobil, Castrol. Однако, несмотря на отличные рабочие качества, спрос на них ниже из-за более высокой, по сравнению с отечественными марками, цены.

    Сравнить цены и приобрести индустриальные (веретенные) масла марки И-20, перечисленных выше брендов, вы можете в нашем интернет-магазине.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: