
Недавно, 26 марта, корпорация Sinomach Auto заявила о том, что машины Lixiang будут официально реализовываться в России. Учитывая, что в 2024 году даже без официальных поставок внедорожники Li Auto с большим перевесом стали главными гибридами на нашей территории, можно полагать, что полная гарантия сделает их еще более востребованными. А какие ещё машины были наиболее популярными в 2024 году, и какие должны стать фаворитами в 2025?
Как обстоят дела у марок?
Для начала выясним общую картину по маркам: кто в прошедшем годе особенно преуспел, и кто может рассчитывать на триумф в текущем? По информации агентства “Автостат”, рынок в прошлом году возрос почти в полтора раза: если в 2023 году было продано 1,06 миллиона машин, то в 2024 – 1,57 миллиона. Разумеется, абсолютным лидером рейтинга стала Lada, которая увеличила продажи на треть, до 436 тысяч автомобилей. Однако ее доля в общем объеме рынка уменьшилась, причем, как легко понять, из-за успехов других создателей.
Вторую позицию топа продаж занял Haval, который прибавил сразу 71% и реализовал 190 тысяч машин. На третьем месте Chery с показателем в 157 тысяч автомобилей. Успешным год стал для Geely, которая увеличила продажи на 59%, до 149 тысяч авто. Но самым значительным прогрессом отметился Changan, который прибавил сразу 122% по объему, отгрузив покупателям 106 тысяч машин вместо 48 годом ранее.

Есть в топ-10 и еще более впечатляющие проценты роста: Jetour прибавил почти 300%, а Belgee – целых 2865%. Но это объясняется эффектом малой отправной точки: оба бренда вышли на рынок как раз в 2023 году, и продажи у них были очень незначительными.
Первый полноценный год реализации для многих производителей оказался весьма успешным. Jetour уверенно ворвался в топ-10, заняв 8-ю позицию, а Belgee расположился на 9-м месте. Завершает этот десяток Tank, сумевший отгрузить 28,5 тысяч внедорожников.
Среди тех, кто не продемонстрировал столь же значительного прироста, стоит отметить Omoda. Этот знак уверенно расположился на 6-й строчке в рейтинге популярности, но увеличил объем реализации лишь на 18% по сравнению с предыдущим годом – 49,5 тысяч экземпляров. А еще один бренд, принадлежащий Chery – Exeed, даже испытал снижение клиентской базы на 3%, однако все равно остался на 7-м месте в топе продаж, отгрузив почти 41 тысячу кроссоверов.
Особого внимания заслуживает Lixiang (Li Auto), о котором мы упоминали ранее. Невероятно, но компания, представленная изначально через параллельный импорт и столкнувшаяся с шестимесячной паузой в поставках из-за корректировки правил ввоза, смогла обогнать множество других марок, имеющих официальную дистрибуцию, и заняла 13-ю позицию в списке самых продаваемых, реализовав 23,2 тысячи автомобилей. Для сравнения, Voyah, занимающий второе место среди гибридных брендов, отгрузил менее 9 тысяч машин.

Какие же ожидания можно сформировать на 2025 год? Прежде всего, следует учитывать предсказания специалистов о сокращении реализации. Причин тому немало: высокие процентные ставки (хотя и здесь существуют возможности решения), увеличение утилитарного сбора, из-за которого автотранспорт продолжит дорожать. В оптимистичном сценарии удастся сохранить объем рынка около 1,5 миллиона машин, однако вероятнее всего, продажи упадут на 10-20%.
На фоне растущей стоимости стоит ожидать активизации брендов, предлагающих доступные модели. Разумеется, лидерство Лады не вызывает сомнений.
Второе место, вероятнее всего, останется за Haval: предприятие продолжает адаптацию востребованных моделей в России, и вслед за Haval Jolion на сборочный конвейер завода возле Тулы встал новый H7, а новинку M6 начали монтировать в Калуге, на заводе фирмы “Автомобильные технологии”.
Благоприятные возможности для укрепления позиций есть у Omoda: компания модернизировала свой бестселлер C5, и вскоре представит у нас еще один кроссовер – C7. Chery также не забывает о новинках: вслед за новым Tiggo 4 у нас недавно появился ведущий Tiggo 9.


Наиболее деятельный бренд прошедшего года – это Changan, который предлагает у нас 12 вариантов, от компактного седана Alsvin и лифтбеков Lamore и Uni-V до крупного кроссовера CS95 и пикапа Hunter. Такая совокупность новинок уже вывела знак на 5 место по реализации в 2024 году, и Changan, скорее всего, сохранит эту ступень.

Какие машины пользуются наибольшим спросом?
В списке наиболее востребованных моделей мало неожиданностей: эти авто мы часто видим на дорогах. Разумеется, в верхнюю десятку попали почти все Лады: на 1 и 2 местах Granta и Vesta, а на 6 и 8 – Niva Travel и Niva Legend. Самая известная иномарка – Haval Jolion, отчасти из-за того, что в прошедшем году он был включен в правительственную программу льготного автокредитования, так как кроссовер собирается в России не первый год и стоил менее 2 миллионов в начальной комплектации. В верхнюю пятерку входят сразу две модели Chery: Tiggo 7 Pro Max и Tiggo 4 Pro.
Самая дорогая модель в верхней десятке – это Geely Monjaro, который привлек многих превосходным сочетанием больших размеров, солидной внешности, дорогой отделки салона и умеренной стоимостью. Кстати, Monjaro долгое время оставался еще и одним из самых востребованных вариантов параллельного импорта даже после начала официальных поставок. На 9 месте в списке наиболее продаваемых машин – Omoda C5, который также отлично реализуется благодаря сочетанию современного дизайна и доступной ценовой политики.

Завершает перечень Haval M6, чья стоимость не сильно превышает Jolion, однако на 20 сантиметров превосходит его по длине.

Какие модели станут лидерами продаж в 2025 году? Существует несколько вероятных кандидатов. К примеру, Jaecoo готовится предложить на отечественный рынок компактный внедорожник J5, обладающий всеми возможностями для завоевания широкой известности. Другой значимый новичок – Haval H7 с выразительным обликом, который уже запущен в производство на заводе Haval в Тульской области и недавно поступил к реализации. При стоимости от 3,5 до 3,8 миллиона рублей этот полноприводный автомобиль также представляется замечательной возможностью для приобретения.
Существенные новинки представила фирма GAC: прежде всего, это средний внедорожник GS4 с запоминающимся дизайном, а также седан Empow – у компании ранее не было седанов в России.
Текущие лидеры продаж также не намерены отказываться от своих позиций. Например, кроссовер Omoda С5 получил модернизацию, которая, вероятно, поможет ему сохранить место среди наиболее востребованных моделей. Важным моментом стала адаптация Haval M6 к местным условиям: автомобиль и без этого попал в десятку самых продаваемых авто, а теперь может подняться выше.

Существует множество других автомобилей, которые вероятно не успеют войти в топ-10 по реализации, но вызывают интерес. К примеру, список иномарки, официально представленной на территории России, расширился благодаря KGM – ранее известной как SsangYong. Корейская компания представила сразу три внедорожника и рамный автомобиль Rexton, демонстрируя масштабные планы – хотя цены также довольно высоки.
Москвич рассчитывает увеличить продажи за счет расширения ассортимента среднеразмерным кроссовером Москвич 8.
Однако существенного увеличения популярности Li Auto ожидать не следует. Прежде всего, российский импортер планирует завершить процедуру подтверждения соответствия только к октябрю, поэтому официальные продажи начнутся в конце года.
Во-первых, значительное число приобретателей, разыскивающих современный гибридный внедорожник, уже заполучили Li L6, L7 или L9 через неофициальные каналы. Следовательно, наивысшая точка потребительского ажиотажа, по всей видимости, позади, и дальнейший подъем реализации маловероятен. Возможно, активизировать интерес удастся другому изготовителю гибридов – Avatr, который также дебютировал на российской торговой площадке. Однако эти экземпляры всё ещё весьма отдалены от обычного покупателя.
Несмотря на предположения о снижении объемов рынка, у ряда фирм и моделей существует ощутимая возможность увеличить известность и расширить показатели реализации. Локализация производства, энергичная ценовая стратегия, привилегированные условия кредитования и ориентация на нужды потребителей увеличивают эти шансы, поэтому будет любопытно наблюдать за перечнем десяти ведущих брендов и моделей по продажам в 2025 году.