Транспорт плюсы и минусы
Автомобильный транспорт, его преимущества и недостатки
Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем:
– высокая маневренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте;
– способность обеспечивать доставку “от двери до двери”‘ без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования;
– высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния;
– широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки;
– необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства).
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:
– маневренность и большая подвижность, мобильность;
– доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;
– автономность движения транспортного средства;
– высокая скорость доставки;
– широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;
– более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.
Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пассажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сельской местности — 100 %.
Относительные недостатки автомобильного транспорта:
– большая себестоимость; (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);
– большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;
– низкая производительность единицы подвижного состава (130-150 тыс. т-км в год);
– наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя); (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте)
– загрязняет окружающую среду.
– низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей;
Основные плюсы и минусы сухопутного транспорта
До середины 18 века основным наземным средством передвижения были лошади, запряжённые в телеги или кареты в зависимости от благосостояния владельца. В 1770 году во Франции был изобретен первый автомобиль, передвигающийся за счет парового двигателя.
В начале 19 века ученые придумали сначала велосипед, затем паровоз, а к концу века автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. В этом же веке нашли применение такие достижения технического прогресса, как пароход, троллейбус и трамвай. 20 век ознаменовался возможностью выбора транспортного средства соответственно нужным критериям.
Общая информация
Существует пять основных разновидностей транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный и трубопроводный. Из них к сухопутным можно отнести помимо автомобилей и железнодорожных составов, такие виды общественных средств передвижения, как метрополитен, трамвай, троллейбус.
- Автомобильный. Грузоперевозки или перемещения пассажиров осуществляются по дорогам без дополнительных приспособлений. Автомобили бывают грузовые и легковые, личные и общественного пользования.
- Железнодорожный. При использовании этого вида перевозка пассажиров и грузов осуществляется по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной тяги. Тяговым транспортным средством является локомотив. Различают электровозы, паровозы и моторные вагоны на дизельном топливе.
- Метрополитен. Подземный вид железнодорожного транспорта, используемый для перевозки пассажиров в черте города.
- Трамвай. Наземное уличное общественное транспортное средство, следующее по рельсам, приводимое в движение электродвигателями.
- Троллейбус. Безрельсовое городское электрическое транспортное средство, преимущественно используемое для перевозки пассажиров. Реже встречаются грузовые троллейбусы, а также специального назначения.
Плюсы
В каждом виде сухопутных средств передвижения есть свои плюсы. Чтобы определить достоинства необходимо рассмотреть каждый вид в отдельности.
Автомобиль
К достоинствам таких грузовых перевозок можно отнести:
- Высокую маневренность.
- Мобильность.
- Возможность доставки груза без дополнительных затрат точно по указанному адресу,
- Отправка груза небольшими партиями.
- Менее жесткие требования к упаковке.
При осуществлении пассажирских перевозок используются автобусы и легковые автомобили. Помимо общих плюсов, таких как мобильность и маневренность, достоинством общественного автомобильного транспорта является незначительная стоимость. Легковые автомобили отличает более высокая скорость, комфорт, индивидуальный выбор маршрута поездки.
Железнодорожный транспорт
Среди плюсов выделяются:
- Возможность перевозок больших партий груза,
- Независимость от погодных условий,
- Высокая надежность сохранности грузов,
- Низкая себестоимость при перемещении на дальние расстояния,
- Экологическая чистота.
Метрополитен
Неоспоримыми достоинствами этого способа передвижения являются отсутствие пробок и невысокая стоимость поездки. Безопасность, скорость движения на метро в границах города увеличивают армию любителей этих поездок. Метрополитен обладает наибольшим объемом пассажиропотока среди городского общественного транспорта. Важны точность, регулярность движения, а также быстрая посадка и высадка пассажиров.
Троллейбус и трамвай
Являясь самым экологически чистым видом транспорта, продолжает тенденцию низкой стоимости при простоте устройства и эксплуатации. Трамвайные вагоны имеют втрое больший срок службы, чем автобусы. У трамваев самая высокая провозная способность из наземного общественного транспорта.
Минусы
Существуют множество недостатков этого транспортного средства:
- Ограниченная, невысокая грузоподъемность.
- Возможность хищения груза и угона транспорта.
- Зависимость от погодных условий, качества дорожного полотна.
- Малая вместимость легковых автомобилей.
- Опасность дорожно-транспортных происшествий.
- Зависимость скорости поездок от насыщенности автомобильного потока.
- Негативное влияние на окружающую среду.
Железнодорожный транспорт. К минусам этого вида относятся:
- Дорогостоящее содержание материально-технической базы,
- Невозможность доставки груза в заданную конечную точку,
- Необходимость более тщательной упаковки груза.
Метрополитен. К недостаткам метро относятся:
- Высокая стоимость строительства,
- Большие расстояния между станциями,
- Недостаточный комфорт перевозок,
- Высокая насыщенность потока пассажиров.
Вывод
Для определения необходимого варианта передвижения нужно сопоставить требования к поездке. Если требуется перевезти большое количество груза, обеспечивая сохранность при транспортировке, можно воспользоваться железной дорогой. Если необходимо доставить посылку в отдаленную местность, будет лучше использовать автомобильные грузоперевозки.
Нет ничего лучше метро для перемещений в час пик по территории большого города, но для скоростной поездки в другой город с комфортом необходимо воспользоваться услугами заказного такси или отправиться на личном автомобиле.
Если актуален вопрос экологии и негативного влияния транспорта на окружающую среду следует выбирать электромобили или общественные трамваи, троллейбусы. Тогда нужно быть готовым к тому, что поездка будет длительной. Когда существует ограничение по времени, удобнее двигаться по городу на экологичном метрополитене. Разнообразие сухопутных видов транспортных средств дает возможность выбора.
Все «за» и «против» общественного транспорта
Наверное, каждый хоть раз в жизни ездил на общественном транспорте. Автобусы, троллейбусы, трамваи, электрички- всего не перечесть. Но мы никогда не задумываемся над их значением в повседневной будничной суете. Давайте же разбираться вместе!
Начнём с достоинств пассажирского общественного транспорта.
Во-первых, далеко не у каждого человека есть средства для покупки собственного автомобиля. И тут общественный транспорт приходит на помощь. В настоящий момент проезд в автобусах и троллейбусах города Кирова стоит всего лишь 20 рублей. И тем более, на содержание своего личного транспортного средства уходят немаленькие издержки, а ещё нужно место для стоянки и многое-многое другое. Увы, не всем это по карману.
Во-вторых, автобус — это замечательное место подумать. Да-да. Особенно когда сидишь, прислонившись головой к оконному стеклу, слушаешь музыку в наушниках и глядишь на быстро проносящуюся мимо местность. Подчас очень даже интересные мысли в голову приходят.
В-третьих, иногда могут попасться разговорчивые попутчики. За интересной беседой с незнакомцем можешь даже свою остановку проехать. Самое удивительное здесь то, что совершенно незнакомый человек может рассказать тебе про свою жизнь, а ты ему — про себя. И никто не стесняется. Беседа идёт легко и непринуждённо. Может быть, это потому что со своим случайным попутчиком больше ни разу не увидишься? Вполне вероятно.
В-четвёртых, благодаря существованию общественного транспорта мы можем легко попасть из одной точки города в другую без лишних затрат.
Для кого-то общественный транспорт — это лучшее место для сна. Например, едут на работу — спят, потому что дома высыпаться времени нет. Едут с работы — снова спят, потому что работа за день утомила. И до места добрался, и отдохнул!
Конечно же, в поездках на городском общественном транспорте есть и свои недостатки.
1) Битва за сидение. Зачастую автобусы или троллейбусы бывают забиты людьми. Особенно в так называемый час пик, когда люди едут на работу и с работы. Люди бегут сломя голову к освободившемуся месту. Кто не успел, тот опоздал. Это немного напоминает детскую игру «займи стульчик». Нас сызмала готовили к суровой действительности. Мне сказочно повезло. Я живу рядом с конечной остановкой автобусов, поэтому практически всегда у меня есть место.
2) Давка и духота — это вечные спутники общественного транспорта. В данном случае все вышеперечисленные достоинства сходят на нет. Со всех сторон на тебя давят и толкают, бывает, что не за что держаться. Приятного в таких поездках маловато. Спасибо и на том, что не задавили.
3) Скорость движения городского общественного транспорта ниже скорости личного автомобиля. Если вы цените время, покупайте собственное авто. А ещё постоянные остановки…
4) Общественный транспорт — рассадник агрессии. Все мы хоть раз были невольными свидетелями неприятных ситуаций в автобусах. Наше настроение, соответственно, тоже может испортиться.
5) Транспорт бывает изношен, подпрыгивает на каждой кочке и трясётся, протёртые сиденья не заменяются, а стекла и стены не моются месяцами.
Таким образом, мы назвали достоинства и недостатки городского общественного транспорта и разобрались в его значении. Автомобиль или общественный транспорт? Каждый выбирает сам. Люди, пожалуйста, будьте вежливее в общественном транспорте. Вы в ответе не только за своё настроение. Подумайте хоть немного о других!
Собственный или наемный автопарк — плюсы и минусы
Одним из ключевых элементов бизнеса, связанного с перевозками, является формат транспортного обеспечения предоставляемых услуг. Парк в собственности, наемный транспорт или смешанное в определенной пропорции владение — от правильного выбора зависит развитие компании. Какой автопарк предпочесть и какими критериями при его выборе руководствоваться, рассказывает операционный директор транспортно-логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев.
Два типа
Прямые перевозчики — операторы провозных мощностей
Прямые перевозчики имеют модель, предполагающую наличие собственного подвижного состава. Величина, структура и дислокация автопарка при этом в большей степени зависят от размера, характера и распределения грузовой базы, которой располагает перевозчик. Сегодня большинство прямых перевозчиков, в зависимости от вида транспорта, которым они оперируют, переходят к смешанным моделям владения, когда наряду с собственными т/с привлекаются сторонние парки. Обоснованность частичного аутсорсинга продиктована поиском сбалансированного подхода к обеспечению регулярности (графиковости) рейсов и степени утилизации провозной мощности.
Экспедиторы — организаторы процесса перевозки
Формат обеспечения транспортно-экспедиторских компаний в большей степени продиктован продуктовой линейкой. Наличие или отсутствие какой-либо инфраструктуры — вопрос ключевых компетенций бизнеса экспедитора. Автоколонна в собственности у экспедитора не носит обязательный характер и экономически нецелесообразна. Вместе с тем существуют крупные перевозчики, которые создают транспортные подразделения для того, чтобы обеспечить преимущества на рынке комплексных услуг, тем самым снижая риски и контролируя высокое качество, за которое клиенты платят более высокую, чем в случае с прямым перевозчиком, цену.
Плюсы и минусы
Парк в собственности
Ключевым и интуитивно понятным преимуществом собственного парка можно признать технологическую независимость при перевозках грузов. Эта независимость выражена:
- возможностью гибкого планирования графика,
- ситуационным моделированием маршрутной сети,
- централизованной диспетчеризацией,
- эффективными системами мотивации водителей,
- оснащением транспорта элементами контроля и слежения за местоположением,
- единой системой управления грузоперевозками.
Все это позволяет оператору парка предоставлять недоступный конкурентам сервис.
Также существуют и объективные минусы, которые превращают вход в данный сегмент игроков слишком дорогим и долгим. Во-первых, оператор получает долгосрочное замораживание финансовых средств не только на приобретение провозных мощностей, но и на обслуживающие инфраструктуру гаражные боксы, СТО, склады хранения запчастей и непосредственно на техобслуживание и ремонты. Затраты по данным статьям, как правило, составляют более половины от общего числа затрат по условной статье «парк».
Во-вторых, возникающие финансово-хозяйственные статьи, такие как увеличение налогооблагаемой базы , амортизация основных средств, каско и ОСАГО, администрирование транспортного хозяйства.
В-третьих, надо учитывать постоянные расходы, связанные с неэффективным использованием провозных мощностей, а именно: холостые пробеги, дополнительные затраты на наем аутсорсинга на неэффективных маршрутах, простои, мошенничество, воровство.
Наемный парк
Основные преимущества наемного парка заключены, прежде всего, в отсутствии недостатков, которые свойственны своему парку. Отсутствие значительных капитальных вложений и затрат на содержание транспортной инфраструктуры, относительно низкая стоимость транспортировки, высокая производительность, сокращение простоев и холостых пробегов — все это минимизирует затраты «беспаркового» бизнеса. Кроме того, аутсорсинг позволяет гибко подходить к коммерческой и сбытовой политике предприятия: масштабируемость услуг, целевые рынки и география перевозок практически не имеют ограничений в рамках сегмента грузоперевозок. Подобная модель позволяет в достаточной степени быстро войти в бизнес и получить определенную долю на рынке, причем одновременно в разных сегментах.
Но, конечно же, у наемного парка есть и свои слабые стороны. И первое, что нужно отметить, это иная экономика затрат, связанная с дополнительными расходами на компенсацию комплекса заказа т/с. Отмечу, что высокая стоимость транспортных услуг по отношению к собственному парку — весьма относительный фактор, так как в каждом конкретном случае (читай — в парке) надо считать, и зачастую издержки на содержание собственного транспортного парка превышают расходы на аутсорсинг стороннего.
Во-вторых, это сложный, долгий и недешевый процесс создания и сопровождения лояльного пула перевозчиков и связанные с этим процессы скоринга и верификации, управления и контроля. Наемный парк проходит проверку не только на благонадежность и финансовую состоятельность юридического лица, но и в процессе работы с водителями, а также с учетом ретроспективы перевозок, в которых участвовали последние. Это важный и ресурсоемкий процесс. Например, интеграция телематических и навигационных систем позволяет контролировать стиль вождения и характер езды водителя. Данные о превышении скорости, несанкционированных остановках, агрессивном стиле вождения фиксируются и потом соотносятся с конкретными перевозчиками. Телематические датчики также позволяют контролировать уровень топлива и другие показатели работоспособности транспортного средства.
Третий и, пожалуй, самый главный минус — отсутствие возможности планирования и прогнозирования, следовательно, больший расход на удержание существующих клиентов и регулярная потребность в привлечении новых.
Возвращаясь к основному вопросу, вспомним что с 2000 года транспортным компаниям, не оперирующим собственными провозными мощностями, были практически недоступны крупные грузовладельцы или их контрактодержатели. Популяризация аутсорсинга в логистике, развитие грузового автотранспорта и транспортной инфраструктуры позволило за последнее десятилетие коренным образом изменить парадигму взглядов грузовладельцев, в том числе, крупного корпоративного сектора. Постепенное увеличение доли стороннего парка изначально было обеспечено через тендер, к которому был допущен свободный рынок, а сейчас мы являемся свидетелями эволюции аутсорсинга — совместного потребления транспорта в грузоперевозках.
Текст: Максим Алексеев, операционный директор транспортно-логистической компании «Точка-Точка»