Цены на бензин в венесуэле 2018
Сколько стоит бензин в Венесуэле
Венесуэла — единственная в мире страна с нереально низкими ценами на бензин. И все это на фоне финансовой нестабильности, бедственного положения экономики, девальвации национального боливара, отсутствия важнейших товаров, в том числе еды и предметов гигиены. Как вообще такое стало возможным, если страна занимает 1 место в мировом рейтинге по запасам «черного золота» и является крупнейшим его экспортером. Давайте разбираться, сколько стоит бензин в Венесуэле и почему.
Цена на бензин в Венесуэле
Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность обеспечивают 95% доходов страны. В 2016 году литр бензина в Венесуэле стоил 0,01$/л США. На начало 2019 года цена составила 0,02$ США или 1,2 рубля. Чаевые в разы превышают стоимость залитого бензина. На той же заправке бутылка минералки стоит в 30 раз больше 1 литра горючего. Вынужденное повышение цен кардинальным образом ситуацию не изменило. Цены так и остались самыми низкими в мире. Сегодня стоимость бензина в Венесуэле, особенно на черном рынке, составляет 4 копейки/л. Инфляция достигла небывалого уровня: за 1 $ США венесуэльцы дают более 4 млн боливар. Уже третий год подряд экономика неуклонно падает.
Причины низкой стоимости бензина
Венесуэла — страна, в которой господствуют социалистическая идеология. В основном законе страны — ее Конституции — записано, что недра и все полезные ископаемые, в том числе и нефть, являются достоянием народа. Поэтому гражданам незачем платить за то, что им и так принадлежит, то есть они имеют право получать это практически бесплатно.
Низкие цены на бензин, которые в Венесуэле в 28 раз ниже себестоимости нефтепродукта, поддерживается субсидиями. Они выделяются ежегодно, и их размер превышает 12 миллионов долларов. В мировой практике страны наоборот получают существенную прибавку к бюджету как гарантию экономической стабильности именно благодаря акцизному проценту от продаж горючего. В Венесуэле правительство действовало наоборот, тратило бюджетные деньги и приближало крах экономики.
Последний раз попытки повысить цены на бензин в Венесуэле, причем неудачные, осуществлялись в 1989 году. В ответ на эти нововведения в стране начались серьезные беспорядки. Городская беднота Каракаса стала нападать на полицию и сжигать автомобили. Армия подавила волнения, но не обошлось без жертв.
Президентство Уго Чавеса пришлось на годы, когда цены на нефть росли и значительно. На выполнение социальных программ направлялись миллиарды долларов. Население проводимую политику и президента всячески поддерживало. Но ситуация на мировых рынках изменилась. Цены на нефть начали падать. В бюджете появились финансовые «дыры», которые нечем было покрыть. В итоге дешевый бензин лег тяжелым грузом на экономику страны и потащил ее вниз.
В 2013 году пост президента занял преемник Чавеса Николас Мадуро. Через 2 года, когда большинство в парламенте стало принадлежать оппозиции, власть президента ослабла. Мадуро был вынужден искать компромиссы.
Цена венесуэльского бензина в сравнении с другими странами
Венесуэла возглавляет десятку стран с минимальными ценами на нефть и продукты ее переработки.
Средняя стоимость топлива в других странах
В десятке стран с самыми низкими ценами на бензин вторую позицию занимает Саудовская Аравия с ценой 0,16 $/л, третью Кувейт (0,21$), потом:
- Алжирская НДР (0,22 $);
- Туркменистан (0,27$);
- Бахрейн (0,28$);
- Оман (0, 31$);
- Иран (0,33 $);
- Бруней (0,37 $);
- Эквадор (0,44 $).
Из постсоветских стран самые низкие цены на горючее в Узбекистане, Казахстане, Киргизии и Беларуси (0,64 $).
Что касается Европы, то, не имея собственных запасов нефти, страны ЕС вынуждены покупать ее за границей, в частности, у России. Готовый бензин получается недешевым, но для европейцев это не является проблемой. Имея зарплату, например, как в Германии, порядка 2300 евро, они даже не замечают незначительного повышения цен в районе 1,6—2 евро.
В Италии 1 л 95 бензина стоит порядка 1,54 евро, а 98-ого около 1,909. Итальянцы не считают зазорным покупать топливо у «белых насосов», то есть заправок без традиционных логотипов и брендов. Они также экономят, пользуясь услугами «распространителей скидок». В результате при заправке полного бака удается сэкономить порядка 5 евро.
С чем связано подорожание бензина
Стоимость нефти — фактор, обусловливающий стабильность любой экономики. Когда на мировом рынке цены на «черное золото» ползут вверх, во всех странах синхронно повышаются розничные цены на продукты нефтепереработки.
Прогнозы на будущее
Стоимость бензина в такой стране, как Венесуэла, была и остается фактором, который подрывает экономику страны. Несмотря на гиперинфляцию, часть нефтепродуктов уходит из страны контрабандным путем в Колумбию, Бразилию и Гайану. Казна страны при этом не досчитывается порядка 18 миллиардов долларов/год. Правительство предлагает продавать нефть по мировым ценам, чтобы прекратить контрабанду, а также дорогой бензин, чтобы за счет дополнительного акцизного сбора пополнять казну. Но эту идею очень трудно объяснить обнищавшему населению. Оно серьезно обеспокоено ростом цен, в том числе и на автомобильное топливо.
В 2017 году венесуэльцам стали выдавать социальные карточки Fatherland ID. Этой возможностью воспользовались более 16 миллионов граждан страны. При покупке бензина держатели карточек в течение 2 лет получали скидки. Те же, кто отказался от этих удостоверений, чтобы власти не контролировали их, вынуждены покупать бензин по новым высоким ценам. Контрабандисты успешно продолжают заниматься своим бизнесом. Имея на руках социальную карточку, им все равно, сколько стоит бензин в Венесуэле, так как они могут покупать его, сколько пожелают и по низким ценам, ведь никаких ограничений на объемы приобретаемого топлива пока нет.
Почему так важно повышение цен в Венесуэле
Сегодня горючее остается единственным товаром в Венесуэле, доступным для бедных слоев населения. На все основные группы товаров цены растут, их часто не хватает. Жители, у которых нет личного транспорта, на работу добираются часами, иногда на грузовиках. Общественный транспорт работает очень плохо. Многие рейсы сокращены. Неуклонное падение ВВП исчисляется двухзначными числами. Гиперинфляция съедает и без того крошечные доходы граждан. Хорошо живут контрабандисты и военные, влияющие на различные отрасли экономики. Процветает коррупция.
В правительстве понимают, что дальше так продолжаться не может и рост цен на горючее просто неизбежен. Хотя политическая целесообразность в странах с социалистической идеологией чаще оказывается важнее экономических законов.
Если не будут предприняты радикальные меры, экономический кризис будет дополнен политическим. Ситуация в стране может дестабилизироваться. Только грамотным формированием цен на нефтепродукты можно обеспечить экономике стабильность, а страну избавить от политических потрясений. Населению придется экономить, а Венесуэле попрощаться со званием страны с самыми низкими ценами на топливо.
Венесуэльцы сутками стоят в очередях за бензином
Венесуэла обладает самыми большими запасами нефти в мире, но к дефициту топлива ей не привыкать. Однако если раньше эта проблема касалась в основном лишь западных регионов страны, где контрабандисты покупали практически бесплатный благодаря госсубсидиям бензин и перепродавали его в соседней Колумбии, то в последние недели многокилометровые очереди к заправкам выстроились во многих регионах Венесуэлы, пишет The Wall Street Journal.
Это еще больше усугубляет экономический кризис в стране.
У некоторых венесуэльцев нет другого выхода, кроме как пропускать работу, пытаясь купить бензин, хотя ждать в очереди порой приходится неделю. Фермеры не всегда могут доставить свою продукцию в города, что еще больше усугубляет и без того острейший продовольственный кризис. «[Страна] абсолютно парализована, – говорит Пауло Маркес, руководитель ассоциации скотоводов в штате Сулия (цитата по WSJ). – Мы в сложной ситуации и тратим практически все время в очередях на АЗС».
Из-за неэффективного управления энергетической отраслью и экономического кризиса среднесуточная нефтедобыча в Венесуэле снизилась в апреле до 768 000 баррелей, по данным ОПЕК. Между тем, на пике в конце 1990-х гг. она превышала 3 млн баррелей.
Санкции сильно ударили по нефтяному сектору Венесуэлы
Ситуацию усугубляют санкции США, введенные в этом году против режима Николаса Мадуро. Венесуэла и раньше в основном импортировала нефтепродукты, прежде всего из США. Теперь же из-за санкций госкомпания PDVSA не может закупать топливо и легкие сорта нефти, которые необходимо смешивать с тяжелой венесуэльской нефтью, чтобы сделать ее пригодной для переработки и экспорта. Кроме того, Вашингтон призывает другие страны перестать импортировать венесуэльскую нефть. Индия уже прекратила закупки, заявил WSJ представитель министерства нефти и газа страны. Поскольку Венесуэла поставляет нефть России и Китаю в счет оплаты кредитов, а своему главному союзнику Кубе – по заниженным ценам, то больше всего нефтедолларов ей приносили как раз США и Индия.
В результате мощности крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего комплекса Paraguana загружены только на 10%, отмечает Антеро Альварадо из консалтинговой фирмы GasEnergy Latin America.
Официальный кризис
В конце мая центробанк Венесуэлы впервые за четыре года опубликовал данные об экономической ситуации в стране. Он признал, что ВВП страны снижался минимум на 10% в годовом выражении каждый квартал с конца 2015 г., а в III квартале 2018 г. (последние из доступных данных) – на 22,5%. Это примерно соответствует оценкам МВФ и других экономистов, которые говорят, что за шесть лет нахождения Мадуро у власти экономика сократилась вдвое. Кроме того, инфляция в стране составила 130 060% в 2018 г., по данным центробанка. Это гораздо ниже других оценок. По подсчетам Национальной ассамблеи – парламента, большинство в котором имеет оппозиция, инфляция достигла почти 1 700 000% в прошлом году. МВФ прогнозирует, что она может составить около 10 000 000% в этом году.
В первой половине мая PDVSA импортировала в среднем лишь 86 000 баррелей топлива и разбавителей нефти в день, пишет Reuters со ссылкой на внутренние документы компании и данные Refinitiv Eikon.
Мадуро объясняет нехватку топлива происками своих оппонентов, но не предоставляет доказательств. В прошлом он думал повысить цены на бензин до рыночного уровня, но отказался от этой идеи из-за политических рисков. В 2016 г., правда, цены были повышены более чем на 6000%, но бензин все равно остался самым дешевым в мире. Вместо этого правительство нормирует его продажу. Сейчас в некоторых штатах люди могут купить не больше 30 л в неделю, а в штатах Боливар и Монагас – только в определенные дни в зависимости от номерных знаков автомобилей.
Литр бензина стоит около $0,01, но те, у кого есть доллары США, могут купить топливо на некоторых АЗС по завышенным ценам или черном рынке, где он стоит около $36 за 30 л, отмечает WSJ. Это целое состояние для большинства венесуэльцев, поэтому многим из них приходится стоять в очередях. «Мы даже не думаем о еде, – приводит издание слова жителя Маракайбо Адольфо Солорсано, который одолжил бензин у соседа, чтобы хотя бы доехать до АЗС. – Мне нужен бензин, потому что я не могу пропускать работу».
Бензин в Венесуэле подорожает почти в миллион раз
Боливарианская Республика объявила масштабную экономическую реформу. Национальная валюта девальвирована на 96 процентов, резко снижаются социальные льготы для беднейших слоев населения, введенные щедрой рукой прежнего президента Уго Чавеса , – денег на их поддержание в бюджете больше нет. Наконец, государство прекращает дотировать сверхнизкие цены на бензин, которыми доселе славилась Венесуэла . Литр автомобильного топлива пока еще стоит всего 6 боливаров (по черному курсу это почти одна тысячная американского цента). Только представьте – заправить полный бак обойдется меньше копейки! Но теперь правительство планирует с сентября поднять цены на топливо не в один или два раза, а в миллион – «до международного уровня».
ИЗБАЛОВАННЫЕ ДАРМОВЩИНКОЙ
– Ну вот скажи на милость, что я буду делать, если они поставят «международные цены»? Неужели придется заправляться за пару десятков долларов?! – Стоматолог Хосе ловко орудует у меня во рту своими инструментами, попутно рассуждая о венесуэльских проблемах «в мировом масштабе». Прерывать человека со сверлом в твоем рту не особо хочется, поэтому я покорно мычу.
– Сейчас они поднимут цены на бензин, а завтра придется платить за «коммуналку» по полной, а у меня в квартире три кондиционера круглосуточно работают, да еще и компьютер вместе со стиралкой.
Как Хосе, в Венесуэле думают многие. Дешевое топливо, как и дешевые электричество, водоснабжение и газ, здесь такая же привычная вещь, как спички и мыло, и жители даже не задумываются, что горючее может чего-то стоить. Государство исправно субсидировало низкие цены на бензин, поэтому венесуэльцы задешево ездили по плохим дорогам к пустым магазинам.
Власти пока не уточнили, что имеют в виду под «международным уровнем», но местные газеты уже опубликовали графики, из которых выходит, что соседи Венесуэлы по региону платят в среднем доллар за литр.
– Машину я не продам и ездить меньше не стану, хотя, конечно, это будет грабеж, – рассуждает мой знакомый адвокат Мигель, попивая маррон (так здесь называют капучино) в кафе, где кусок торта по стоимости равен официальной минимальной зарплате в Венесуэле. – Надо было в свое время покупать малолитражку, как в Европе .
Понять Мигеля можно – как и многие жители Боливарианской Республики, накопившие деньги на автомобиль, он предпочел купить огромный внедорожник, который жрет по 20 литров на 100 километров. Когда полный бак стоил дешевле банки пива, о таких вещах, как экономичность, просто не задумывались.
Тяжелее всего придется беднякам, которые тоже владеют прожорливыми «американцами», но другого рода. Речь идет о многоцилиндровых машинах 70 – 80-х годов. Глядя на то, как эти «звери» рычат на старте, создается ощущение, что их владельцы специально подгоняют свои болиды под стандарт «минус Евро-2», настолько черный и «ароматный» дым вырывается из выхлопных труб. Что будет с этой категорией автолюбителей – самый большой вопрос, но у правительства уже есть ответ…
ТОПЛИВО ПРОТЕСТА
– Если этот долбаный проезд вырастет хоть на боливар, я вас всех к чертям сожгу! – кричит женщина в выцветшем платье на одном из митингов, которые сотрясают сейчас столицу страны Каракас . Город живет своей жизнью, и как-то не замечаешь, что в среднем ежедневно в нем проходят 3 – 4 забастовки, а по всей стране, согласно данным Венесуэльского наблюдательного совета по социальной конфликтности, организуется по 30 акций протестов. Бастуют все – учителя, врачи, работники торговли и представители других профессий. Требуют прибавки к жалованью, протестуют против урезания льгот. Но это все куда ни шло. Другое дело – бензин! От него зависят цены на транспорт, которые потянут за собой и цены на продукты, на все виды услуг.
Один раз цены на топливо уже поднимали – это произошло в 1989 году, когда тогдашний президент Карлос Андрес Перес решил пойти на поводу у Международного валютного фонда и начал резать госрасходы, в том числе субсидии на горючее. Стоимость бензина возросла в два раза, и по столице прокатилось «Каракасо» – так окрестили волну восстаний городской бедноты, которая жгла машины и нападала на полицию. В итоге с помощью армии волнения подавили. По официальной статистике, погибли 276 человек, правозащитники говорят о 3 тысячах жертв.
Чтобы не повторить «Каракасо», власти пообещали, что субсидии сохранятся, но только для тех, кто прошел обязательную перепись автотранспорта и получил электронную «карнет де ля патриа » («карточку родины»). Она дает право получать льготы на бензин, а также бесплатные продуктовые наборы, скидки на лекарства и школьные товары. Кроме того, государство обещает, что стоимость проезда на общественном транспорте не вырастет.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
В вашу тару не наливаем
Ежегодно дотации на бензин сжирали по 5 – 6 миллиардов бюджетных долларов, притом что золотовалютные резервы республики сейчас – меньше $9 миллиардов. Такая ненормальная ситуация наносит колоссальный ущерб стране. Местные жители жгут топливо, не думая о какой-либо экономии и порой даже переплачивая за него в десятки раз, – им лень искать мелкую купюру.
Соседняя Колумбия вообще организовала на этом отдельный бизнес – в Венесуэле барыги скупают бензин, нелегально перевозят его к себе и продают на обочинах колумбийских трасс. Когда я спросил таксиста, гоняют ли этих контрабандистов местные власти, он лишь пожал плечами: «Зачем же мешать людям зарабатывать?»
Дальше откладывать повышение цен на автомобильное топливо было нельзя. Однако слухи и нехватка информации уже вызвали панику на АЗС столицы. Я отправился на заправки Каракаса, чтобы своими глазами убедиться, как обстоят дела. Да и машину пришло время заправить.
Увы, картина предстала безрадостная. Практически на всех АЗС тянулись длиннющие – на сотни метров – очереди. Не найдя доступную заправку, решился напрямую попросить хотя бы пару литров, чтобы дотянуть до дома. Канистры с собой не было, поэтому в ход пошло обыкновенное пластиковое ведро, которое я купил накануне по просьбе жены.
Заправщик пришел в ступор при виде гринго с ведром, просившего нацедить заветного бензина. Но горючего мне все равно не дали, объяснив, что у работников АЗС есть жесткий приказ – заливать только баки машин. К тому же нужный мне 95-й уже несколько дней на заправке не появлялся, все довольствуются 91?м. В итоге пришлось отстоять на другой АЗС от звонка до звонка.
Станут ли огромные очереди и дефицит топлива типичными для Венесуэлы – покажет время, но пока что ее жителям придется попрощаться со званием страны с самым дешевым бензином в мире.
Читайте также
Коронавирус в Италии: что говорят цифры
Наш корреспондент в Италии попытался разобраться со статистикой смертности от COVID-19
“Пожалуйста, скажите, что мы не брошены”: Застрявшие в Кении русские туристы рассказали о своих злоключениях
Богдан Митин-Шевченко оказался в Найроби в разгар коронавирусной блокады [эксклюзив kp.ru]
Дневник итальянской медсестры: Реанимация рассчитана на шесть человек. Лежат 13. И все на искусственном дыхании.
Наша соотечественница, ставшая в Италии медсестрой, оказалась на передовой борьбы с пандемией и поделилась с “Комсомольской правдой” своим дневником [Часть 1]
Итальянский бизнесмен: «Мне крышка!»
Многие итальянские предприниматели уже не откроются после карантина
Чешский публицист и поэт потерял работу за сравнение женщин с принцессами
Автор всего лишь вздумал восхититься загадочными женскими лицами в масках
Принц Гарри и Меган Маркл покинули королевскую семью
31 марта завершился переходный период, получивший название «мегзит»
Коронавирус в США: количество смертей от коронавируса в Нью-Йорке шокирует
Справится ли с эпидемией система здравоохранения богатейшего мегаполиса [видео]
Итальянские врачи – нашим специалистам: “Без вашей помощи мы не преодолеем трагедию”
Российские медики продезинфицировали еще три дома престарелых в нескольких городах
Российские туристы стали узниками в римском отеле
Еду им бросают прямо на грязный пол
Русские туристы на Шри-Ланке: Завтра последний самолет с билетами по 200 тысяч рублей, если нас не возьмут, будем штурмовать аэропорт
Вместе с ними корреспондент «КП» застряла на райском острове, где чужакам скоро станет негде жить и нечего есть
Чемпион мира по боксу показал, как надо бить жен во время карантина
Из-за ролика, в котором спортсмен колотит грушу-“жену”, его лишили боксерской лицензии [видео]
Возрастная категория сайта 18+
Стоимость бензина в Венесуэле
Уже несколько лет Венесуэла борется с затяжным периодом финансовой нестабильности: деньги в стране обесцениваются. Жители вынуждены стоять в очередях за важными товарами (едой и предметами гигиены).
Самая низкая цена на бензин в мире
Бедственное положение экономики заставило правительство принять волевое решение: девальвировать национальный боливар и увеличить цены на бензин в 60 раз.
Разговоры о том, сколько стоит бензин в Венесуэле, популярны среди автолюбителей, которые сетуют на дороговизну отечественной нефтепродукции. До 2016 года цена на литр горючего в Республике была 0,01$ США, или, примерно, пять копеек. Эта отметка была официально ниже, чем в остальных странах.
В период кризиса экономики бензин в Венесуэле 2018 года может подорожать в небывалые 60 раз, а сегодня стоит 0,02$ США, или 1,2 рубля.
Даже после таких действий ГСМ в южноамериканской Республике остаются самыми дешевыми.
Почему так дешево
Специалисты выделяют несколько причин:
- Нефть – это главный товар на экспорт в венесуэльской экономике. Страна является одним из рекордсменов по ее добыче. Социалистические воззрения правительства долгий период были таковы, что венесуэльцы должны платить за бензин, добываемый на их территории, меньше, чем капиталисты за рубежом. Так Уго Чавес хотел показать, что в его стране не действуют «людоедские законы американского рынка». Но, судя по сегодняшнему состоянию венесуэльской экономики, он ошибался.
- Страна выделяет ежегодно колоссальные суммы на субсидирование топлива. В год на это уходит порядка 12 миллионов долларов. Благодаря тратам государства потребителям горючее кажется очень дешевым.
- Стоимость бензина в Венесуэле, в противовес общемировой практике, не росла, а оставалась неизменной. Около 20 лет, до 2016 года, эта планка не поднималась.
Зачем потребовалось поднимать цену?
Венесуэла – бывшая страна социалистического лагеря, которая до сих пор активно ведет «борьбу с капитализмом». Все в ней находится в руках государства, и формирование цен на топливо в том числе.
Несколько раз в конце XXв в Республике случались резкие повышения цен на топливо. Это привело к серьезным протестам. Пришедший к власти в 1990-х Уго Чавес запретил изменять ценообразование бензина. Так правитель успокоил население и обеспечил себе поддержку народа. Его приемник Николас Мадуро не стал нарушать традицию. Таким образом, 20 лет цена на один из самых востребованных товаров не менялась. Более того, правительство субсидировало огромные деньги в машинное топливо. Эта практика шла в разрез с устоявшейся мировой: государство обычно получает большой акцизный процент от продаж бензина, что является одним из гарантов экономической стабильности. Но венесуэльское правительство пренебрегло этим, и само платило за бензин через субсидии, чем приблизило крах собственной экономики.
В 2015 году в парламенте воцарилась оппозиция. Мадуро потерял полноту власти и был вынужден более активно идти на компромиссы, хотя это не мешает ему до сих пор говорить, что кризис – это дело рук «капиталистов, которые плетут заговор против Венесуэлы». Несмотря ни на что, теперь взят курс на восстановление боливара. В этом могут помочь, как минимум, два важных шага:
- девальвирование валюты;
- дорогой бензин, который поможет государству получить дополнительный акцизный доход.
Что дешевле: попить воды или заправиться?
Подавляющая часть взрослого населения Венесуэлы имеет личный автомобиль. Это очень выгодно, ведь заправить машину здесь стоит дешевле поездки в общественном транспорте. Часто щедрые венесуэльцы оставляют на чай работникам АЗС больше, чем стоит полный бак. Соотношение расхода бензина на частный транспорт и общественный составляет 8 к 2.
Миф, согласно которому в Венесуэле литр воды купить сложнее, чем литр бензина, правдив. Например, если вы решите взять эспрессо в кофейне, то цена за чашку будет равна 30 литрам бензина. А бутылочка минералки без газа в Республике стоит, как 20 литров горючего.
Реакция на повышение
В 2010-х обстановка в стране стала накаляться. Недальновидная политика Николаса Мадуро и его предшественников привела к тому, что боливар стал резко сдавать свои позиции на мирвом валютном рынке. Цены в стране растут, появляется дефицит товаров, а вместе с этим и протестные настроения в Республике. Мадуро спешит заверить нацию автомобилистов, что даже после повышения венесуэльский бензин останется рекордно низким, а волнения нагнетаются оппозицией.
Кризис экономики привел к тому, что бензин стал для венесуэльцев одним из немногих товаров, стоимость которых не бьет по кошельку. Выгодный для населения бензин остается большой ношей для государства, ведь до недавнего времени производство одного литра топлива было дороже его цены на рынке в 25 раз.
Также наблюдается большой рост контрабанды бензина в соседние страны, где цены на горючее не такие демократичные. Предприимчивые венесуэльцы поставляют нефтепродукты в Бразилию и Колумбию в огромных масштабах. Налаженный черный рынок сбыта сильно мешает восстановлению экономики, которая и так находится в плачевном состоянии.
В итоге
Таким образом, бензин в Венесуэле остается самым дешевым и составляет 0,2$ США. Однако отказ от следования общепринятому порядку ценообразования на столь важный товар привел страну к кризису. Теперь власть имущим Венесуэлы приходится искать пути выхода из тяжелой экономической ситуации, а гражданам выносить на себе все тяготы кризисного периода.