25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронный или механический стояночный тормоз

Электромеханический стояночный тормоз: особенности работы, плюсы и минусы

Статья об особенностях эксплуатации электромеханического стояночного тормоза, а также его достоинства и недостатки. В конце статьи — видео про электронный «ручник».

Разберёмся, чем отличается функционирование этого механизма и как его правильно эксплуатировать.

Устройство и главные функции электромеханического стояночного тормоза

  1. тормозной диск;
  2. тормозная колодка;
  3. подвижная скоба;
  4. редуктор;
  5. электродвигатель;
  6. подвод электроэнергии;
  7. шестерня электродвигателя;
  8. электродвигатель;
  9. ведущая шестерня привода;
  10. качающаяся шестерня;
  11. ведомая шестерня электропривода

Основное предназначение устройства заключается в обеспечении перечисленных ниже действий:

  • в ситуации, когда машина остановлена, удержать её на месте, не позволяя катиться по наклонной местности;
  • в ситуации, если сломалась основная система торможения, взять на себя её функции и выполнить аварийную остановку транспортного средства;
  • в ситуации, когда машина стартует после приостановки на подъёме, предотвратить откат авто назад.

Electromechanical Parking Brake System включает в себя следующие системные блоки:

  • непосредственно систему торможения;
  • систему электрического привода;
  • систему управления на базе электронной схемы.

Система торможения – это всем известные ещё с сороковых годов прошлого века дисковые тормоза. Они эффективны, отлично охлаждаются и не теряют своей тормозной способности при перегреве, а также обладают высокой сопротивляемостью к загрязнениям и влиянию влаги.

  • 1 – ведомый вал;
  • 2,5 – поводок;
  • 3 – ведущая шестерня привода;
  • 4 – качающаяся шестерня;
  • 6 – ведомая шестерня

Редуктор отвечает за уменьшение шума работы механизма и освобождает от лишней нагрузки винтовой привод, который, в свою очередь, активизирует поступательное движение поршня торможения.

Система электронного управления, входящая в состав технического узла, включает в себя датчики определения внешних данных, центральный блок управления и механизмы исполнения команд. Сигналы на вход системы управления могут поступать из различных источников:

  • с датчика сцепления, отвечающего за фиксацию педали сцепления и скорости её отпускания;
  • с датчика положения транспорта (датчика определения угла уклона), расположенного непосредственно в блоке электронного управления системой;
  • с кнопки активизации режима работы ручного тормоза, расположенной на главной консоли авто.

Видео про принцип работы электромеханического стояночного тормоза:

Основные моменты работы Electromechanical Parking Brake System

Для того, чтобы включить Electromechanical Parking Brake System, необходимо активировать его нажатием кнопки на центральной управляющей панели автомобиля. В этот момент электромотор тормоза сдвигает тормозные колодки к диску, а сам тормозной диск жёстко зафиксируется.

По нажатию кнопки система активируется при условии выполнения следующих моментов: если зажигание выключено, отстёгнут ремень на водительском месте и не закрыта водительская дверь.

Для того, чтобы выключить тормоз в момент старта авто, отдельных действий делать не нужно: электроника сама отключит его в момент начала движения. При таком отключении электронный блок системы управления производит анализ целого ряда показателей от своих датчиков:

  • угол наклона машины относительно эталонной горизонтальной поверхности;
  • направление уклона авто;
  • уровень педали сцепления;
  • ускорение и скорость, с которыми отпускается педаль;
  • позиция педали газа.

Благодаря анализу этих данных электромеханический стояночный тормоз может отключаться в момент старта с различным интервалом задержки, тем самым предотвращая столь «страшный» для учеников автошкол момент, когда после остановки на поверхности с уклоном назад есть риск не дожать педаль, и машина самопроизвольно покатится назад, толкнув слишком «поджавший» его на горке автомобиль.

Электромеханический стояночный тормоз также очень полезна для автомобилей с АКП. В таких моделях вместе с кнопкой активизации EPB, как правило, размещают ещё кнопку активизации режима автоудержания «Autо Hоld», которая отвечает за автоматику, позволяющую при кратковременной остановке удерживать машину на месте.

Эта полезная функция крайне актуальна при езде в городском цикле, изобилующем постоянными кратковременными остановками на перекрёстках и светофорах, а также при передвижении в пробках.

Активированная кнопка Autо Hоld позволяет водителю не удерживать прижатыми тормоза после того, как транспортное средство прекращает движение. Важно помнить, что этот режим включается только в том случае, если:

  • дверь со стороны водительского места закрыта;
  • ремень безопасности водительского места пристёгнут;
  • запущен двигатель.

Существует ещё одна крайне полезная функция EPB: если автомобиль встал на длительный промежуток времени, система активизируется самостоятельно, без участия автолюбителя.

Также система сама включится, если при включённом зажигании у водителя не пристёгнут ремень безопасности, открыта одна из дверей салона или багажник. Таким образом, EPB повышает уровень безопасности транспортного средства.

  • Читайте также, зачем тормозить двигателем?

Недостатки и преимущества электромеханического стояночного тормоза по сравнению с классическим «ручником»

Минусы электромеханического стояночного тормоза:

  • прежде всего, автомобили, оборудованные электронным вариантом ручного тормоза, имеют более высокую стоимость;
  • в EPB не предусмотрена регулировка усилия тормоза, что делает его неудобным для тех, кто привык к такой регулировке при использовании классического механического тормоза;
  • если в машине полностью разрядилась аккумуляторная батарея, отключить EPB невозможно, тронуться с места получится, только зарядив аккумулятор и подав на EPB электропитание;
  • в случае выхода из строя ремонт блока «влетит в копеечку».

При всех перечисленных недостатках автомобили, оборудованные EPB, набирают всё большую популярность. Причин тому немало.

Плюсы электромеханического стояночного тормоза:

  • машина надёжно фиксируется в самых разных ситуациях, когда автолюбитель может и забыть о необходимости активировать классический механический «ручник»;
  • автомобиль с электронным тормозом не откатывается назад при старте, если автомобиль едет в горку;
  • при старте машины не нужно помнить о необходимости снять её с ручника — отключается EPB автоматически, да ещё и с анализом угла наклона;
  • включается тормоз очень легко — не нужно применять излишние усилия, как в случае с классической «механикой»;
  • в отличие от механического стояночного тормоза, регулировать электронный тормоз не нужно;
  • громоздкий рычаг рядом с водительским креслом заменяет небольшая кнопка на панели управления, что придаёт салону более эстетический вид и оставляет больше свободного места рядом с водительским креслом.
Читать еще:  Спортивная резина для авто

На что обратить внимание

Особенности эксплуатации автомобиля с электромеханическим стояночным тормозом: советы автомобилистам

При этом не следует забывать, что, как и всякая электроника, данное устройство дорогостоящее при покупке и в ремонте, а также требует знания ряда дополнительных нюансов управления автомобилем.

Видео про электронный «ручник»:

Как это работает: Электронный ручник

Что такое электрический стояночный тормоз в автомобиле?

Электронные ручники (EPB) в автомобилях начали появляться с начала 2000-х годов. В принципе электрический стояночный ручной тормоз был не нужен потребителям, так как всех устраивал классический ручник. Зачем же автомобильные компании начали применять новую технологию электронного ручника? На самом деле для этого были веские причины в автопромышленности. Давайте узнаем, что такое электрический (электронный) стояночный ручной тормоз, как он работает и зачем он пришел в современный автомобильный мир?

Что дает автопроизводителям электронный ручник? Во-первых, с помощью электронной системы ручника автомобильным компаниям нет необходимости в размещение в салоне автомобилей громоздкого и неудобного рычага стояночного тормоза.

Кроме того, также благодаря электронному ручному тормозу производители избавились от кабельно-тросового механизма, который соединял ручник в салоне с тормозными суппортами или цилиндрами (в зависимости от марки и модели), расположенные на задних колесах.

Где в автомобиле расположена кнопка или переключатель электронного ручного тормоза (ручника)?

Вместо огромной ручки стояночного тормоза в современных автомобилях, как правило, теперь устанавливают миниатюрный переключатель или кнопку. Это позволило освободить место в пространстве между сиденьями на центральной консоли.

Получив дополнительное пространство на центральной консоли между передними сиденьями, автопроизводители получили больше пространства для дополнительных важных удобств, таких как держатели стаканов (подстаканники), пепельниц, кнопок или колес управления информационно-развлекательной системой (в некоторых моделях в этом месте появился полноценный тачпад, которым стало возможно управлять функциями автомобиля, как смартфоном).

Теоретически переключатель или кнопка электронного ручника может быть установлена в любом месте салона. Но чаще всего управление электронным стояночным тормозом располагается на центральной консоли между сиденьем водителя и пассажира. Это место оказалось оптимальным для легкой досягаемости водителя.

Правда стоит отметить, что в наши дни такие компании, как Мерседес и Порше, плывут против течения и размещают кнопки управления электрическим ручником совершенно в других местах. Чаще всего слева от рулевой колонки под приборной панелью. Кнопка, как правило, обозначается литерой “Р”.

Но, несмотря на ее необычное месторасположение, электронным ручником легко управлять. Но это позволило компаниям Мерседес и Порше сэкономить ещё пространство между сиденьями спереди, оснастив центральную консоль дополнительными кнопками для других функций, отвечающие за уровень комфорта и удобства в автомобиле.

Как работает электронный ручник?

Электронный ручник (EPB) работает с помощью специального отдельного электронного блока управления сточным тормозом. В некоторых автомобилях, в зависимости от производителя, электрический стояночный тормоз работает, как часть функции системы контроля устойчивости.

Так что электронный ручник активирует электрическую систему гидравлики задней тормозной системы, в отличие от классического ручного тормоза, который использует гидравлически-механическую систему. То есть в современном автомобиле, оснащенного электронным ручником, задние тормоза активируются с помощью электричества.

В зависимости от типа, модели и марки автомобиля, водитель, для того чтобы поставить автомобиль на электронный ручник, просто смещает переключатель или нажимает просто на соответствующую кнопку в салоне машины.

Далее кнопка или переключатель посылает сигнал блоку управления ручным тормозом, который в свою очередь передает сигнал на задние колеса, для включения гидравлически-электрических суппортов. В итоге автомобиль с помощью простого нажатия кнопки устанавливается на ручник.

Чтобы выключить электронный стояночный ручной тормоз, водитель передвигает переключатель в обратное положение или снова нажимает кнопку электронного ручника («Р») на панели, и тормозная система машины отжимает задние тормозные суппорты.

Преимущества электронного стояночного тормоза

Как мы уже упомянули выше, эта система ручного тормоза освобождает пространство внутри автомобиля. Но это не все. Например, технология электрического ручника имеет некоторые и другие преимущества.

Так благодаря электронному управлению ручника, позволило автопроизводителям автоматизировать процесс функции связанные с ручным стояночным тормозом. Так в некоторых автомобилях электроника может автоматически устанавливать и снимать транспортное средство с ручника.

Например, во многих современных транспортных средствах с электронным ручником стало возможным, при нажатии на педаль газа, автоматически снимать машину с ручного стояночного тормоза. Правда, как правило, для этого двери машины должны быть закрыты, водитель должен быть пристегнут ремнями безопасности, а положение коробки передач, должно быть установлено в режим “Драйв”. Согласитесь очень удобная функция. Но без электронного ручника реализовать что-то подобное ранее было тяжело.

С другой стороны электронный ручник позволил автомобильным компаниям предусмотреть функцию, которая позволяет автоматически включать ручник, как только, например, откроется дверь автомобиля, ремень безопасности будет отстегнут, а коробка передач будет переведена на режим “Паркинг” или на нейтральное положение.

Правда, подобную опцию предлагают не все автопроизводители. Обычно подобной функцией оснащаются премиальные автомобили. Согласитесь актуальная опция, особенно для тех, кто забывает ставить машину на ручник.

Электронный ручной парковочный тормоз может также использоваться для ряда других функций. Например, таких, как система Hill Start Assist. Эта система автоматически включает задние тормоза, когда транспортное средство останавливается на наклонной поверхности и удерживает машину, предотвращая ее от скатывания, в тот момент, когда водитель перемещает ногу с тормоза на педаль газа.

Читать еще:  Сколько стоит переоборудовать машину на газ

Безопасность при использовании электронного ручника

В некоторых транспортных средствах электронный ручник может также использоваться в качестве аварийного тормоза. Так нажав и удерживая кнопку или переключатель, автомобиль начинает аварийную остановку. Правда, к сожалению, эта функция доступна не во всех автомобилях.

Правда, при использовании современного электронного ручника нужно соблюдать некоторые меры предосторожности. Особенно это касается технического обслуживания автомобиля. Например, перед какими-либо техническими работами электроника автомобиля должна быть переведена в сервисный режим, чтобы электрический стояночный тормоз не смог автоматически включиться во время проведения ремонта или обслуживания машины.

Особенно это касается работ связанных с подвеской или тормозной системой. В противном случае, если не отключить электронный ручник, то это не только может повредить некоторые части машины, но и может привести к травме человека, который проводит работы с автомобилем.

В целом электронный стояночный тормоз простая и умная система. К тому же она не нуждается в периодической регулировке, поскольку между кнопкой (или переключателем) и задней тормозной системой нет механической связи с помощью троса, который со временем растягивается.

Также электронный ручник избавил нас от архаичного дерганья ручки стояночного тормоза, чтобы установить машину на ручник.

Так что, несмотря на то, что в принципе владельцев раньше вполне устраивал классический ручной тормоз, появление электронного стояночного тормоза позволило автопроизводителем существенно повысить уровень комфорта в современных автомобилях, а также значительно увеличить безопасность тормозной системы.

Что лучше – электрический стояночный тормоз или механический?

Электрический стояночный тормоз постепенно становится стандартом практически для всех классов автомобилей. Тенденция к смещению классического решения хорошо прослеживается. Почему? Электрический тормоз лучше ручного рычага?

У электрического ручного тормоза есть много преимуществ, но также и недостатки.

Как это работает

Сначала кратко о принципе работы. Электрический стояночный тормоз (EPB), как следует из названия, электрически активируется, что исключает рычаг ручного тормоза, заменяя его кнопкой.

В настоящее время используются два решения EPB, разработанные TRW и ATE. Первый использует электродвигатели в задних тормозных суппортах, которые перемещают поршень через трансмиссию, тем самым сжимая тормозные колодки. Недостатком этого решения является невозможность использования в системе с барабанами на задней оси.

Здесь на помощь приходит ATE, которая представила так называемый центральный активатор, заменяющий водительский рычаг и руку, но тянущий на традиционных звеньях. Поэтому сами тормоза задней оси ничем не отличаются от тех, которые работают с классическим ручном тормозе.

Почему используется электрический стояночный тормоз?

Идея такая. EPB имеет много преимуществ и теоретически безупречен. Прежде всего, это экономит место в салоне, а сегодня это тема номер один. Маленькая кнопка, расположенная практически в любом месте, намного меньше классического рычага. Благодаря этому вы можете сэкономить место для хранения или подстаканник. Кроме того, это решение красивее.

Второй вопрос – это безопасность, которая важнее для ERA. Особенно, когда стояночный тормоз должен действовать как аварийный тормоз, но об этом мы поговорим чуть позже. Кроме того, EPB более удобен и прост в использовании. Кнопка не требует слишком большого усилия со стороны водителя.

Электрический тормоз также имеет много полезных функций, таких как помощник удержания на холме или автоматическое удержание, когда автомобиль останавливается (автоматическое удержание), особенно полезно с автоматическими коробками передач. Благодаря им EPB оказывается очень полезным устройством, гораздо более продвинутым, чем классическое руководство. Во многих моделях такой тормоз отпускается автоматически при нажатии педали акселератора, особенно в автомобилях с автоматической коробкой передач, но в других это требует нажатия ножного тормоза и нажатия кнопки EPB.

Повышает ли безопасность электрический стояночный тормоз?

Да. Сама функция стояночного тормоза выполняется намного лучше во многих моделях автомобилей, чем с ручным тормозом. Например, нет риска слишком слабого нажатия на тормоза. Второе – во многих автомобилях после выключения EPB двигатель запускается автоматически. Можно также считать, что функция удержания высоты влияет на безопасность.

Другая проблема – это функция экстренного торможения, то есть использование стояночного тормоза для остановки транспортного средства в опасных ситуациях – потеря сознания водителя, отказ тормозов и т. д. До сих пор эту роль выполнял ручной тормоз, который, к сожалению, не совсем работает в критических ситуациях. Прежде всего, нет функции ABS, и трудно правильно применить силу. С другой стороны, каждый водитель автоматически ищет ручной тормоз в одном месте – прямо рядом с сиденьем.

Кнопки EPB часто располагаются среди других похожих кнопок и часто очень малы, что затрудняет их поиск. Например, Porsche 911 – эта кнопка на левой стороне, и чтобы использовать ее, вы должны откинуться назад.

Механический ручной тормоз блокирует колеса только одной оси, обычно задней, что не очень эффективно. Между тем EPB обычно тормозит со всеми колесами, используя гидравлическую систему и ABS. Что это значит? Конечно, гораздо выше эффективность и безопасность всей операции.

Аварийное торможение с помощью электрической системы очень просто, просто не забывайте постоянно держать кнопку нажатой. Одно нажатие ничего не сделает. Чувствуется, как мягкое торможение средней педалью, но вы чувствуете, что сила на всех колесах.

Использование EPB выглядит немного иначе, когда речь идет о потере тормозной жидкости. Здесь система больше не может использовать гидравлику и тормоза полностью механически с помощью троса или электродвигателей в суппортах задних колес.

Читать еще:  Тонометр на запястье отзывы

Когда тормоз выходит из строя, многое зависит от его типа. Когда только один контур не работает, EPB по-прежнему использует гидравлическую систему и остается весьма эффективной. Однако при полной потере жидкости он работает только на заднюю ось, но таким образом, что колеса не застревают. Тормозной путь большой, но он все же может быть безопаснее, чем при классическом ручном торможении. Таким образом, существует большая вероятность того, что EPB будет работать лучше в любой ситуации, за исключением одного варианта – когда водитель не знает, что нажимать.

Каковы недостатки электрического стояночного тормоза?

Теоретически, EPB не имеют недостатков, но практика показывает, что работа может быть громоздкой. Конечно, это показатель отказов, особенно зимой. В довольно старых автомобилях тормозные суппорты замерзают, электроника реже выходит из строя, но электроника также может справиться со своей задачей. Щетки изнашиваются на двигателях, поддерживающих задние суппорты. Такой провал сложно предсказать.

Работа электрического стояночного тормоза

В принципе, работа системы EPB не требует от водителя изменения техники вождения, но предъявляет более высокие требования к техническому обслуживанию и ремонту. Прежде всего, рекомендуем тщательно осмотреть тормозную систему перед зимним периодом . Стоит посетить авторизованный сервисный центр или специализированную мастерскую и осмотреть тормоз с особым акцентом на EPB.

Некоторые модели допускают аварийное отключение стояночного тормоза механическим способом, но это не означает легкую задачу для водителя. Иногда вам нужно вручную отсоединить кабель под автомобилем, в противном случае отпустите тормоз с помощью рычага под домкратом.

Иногда, чтобы отпустить стояночный тормоз, нужно нажать педаль тормоза – вся разница в технике вождения

К сожалению, регенерация электродвигателя электрического стояночного тормоза часто дает сбой. Гораздо лучшим решением является замена сломанных частей, иногда целых зажимов. Их цены довольно высоки, хотя не всегда намного выше, чем у классических. Для автомобилей группы VW суппорты одинаковы на многих моделях разных марок.

Итоги:

Хорошему, опытному водителю не нужен EPB, и иногда такая раскладка ему мешает. Его недостаток означает более низкие эксплуатационные расходы и более высокую надежность. Тем не менее, неопытные люди, которые ценят комфорт и безопасность, определенно выиграют от внедрения электрического стояночного тормоза в начале XXI века.

Какой ручник лучше – механический или электронный

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Процесс рулевого управления во многом определяется типом ручника. Считается, что механический ручник эффективнее дозирует торможение, водитель его лучше «чувствует», поэтому механику зачастую используют гонщики в спортивных моделях автомобилей. Электронный вариант лишен этой особенности. Какие кардинальные отличия между механическим или электронным ручником определяют выбор между ними?

Классика против инноваций: что лучше?

Рассмотрим функциональность обоих типов ручного стояночного тормоза в разных ситуациях. На примере двух типичных сложных случаев уже можно убедиться, что механика существенно выгоднее. Но так ли это на самом деле?

Регуляция при повороте

Для уличных гонщиков всегда был предпочтительнее механический, классический ручник – он удобен для «дрифта» и сокращения скольжения на развороте. Стояночный тормоз на базе электроники работает медленнее, реакции здесь стандартны и не сильно зависят от стиля вождения. В ходе маневра приходится подстраиваться под скорость электронной системы и выбирать момент нажатия кнопки. С первого раза это получается далеко не всегда. Однако, если задуматься, на дорогах и не должно быть показных крутых разворотов стритрейсеров – такие запросы по отношению к электронике здесь неуместны, в противном случае всем угрожает ДТП.

Экстремальная ситуация

При отказе тормозной системы механика помогает замедлить движение машины, смягчить столкновение и даже избежать его. Электронный вариант на высоких скоростях просто не срабатывает. Для детального анализа рассмотрим преимущества каждого из типов оборудования.

Выгодные отличия механического ручника

Классическую механику выбирают консерваторы и любители полноценного управления автомобилем. Причины очевидны:

  • Механический тормоз работает независимо от заряда аккумулятора, можно воспользоваться ручником в любой момент и снять машину со стоянки. Электроника без подзарядки не позволит сдвинуть машину с места.
  • С механикой все тормозные усилия и манипуляции регулируются максимально, даже в рамках промежуточных значений. Электроника позволяет действовать лишь в диапазоне двух значений: включенное и выключенное.
  • При отказе тормоза с механикой реально остановить машину, а электроника не среагирует.
  • Даже при АКПП наличие механического ручника поможет выбраться из снежной ямы или канавы. Водитель сможет зафиксировать автомобиль в необходимом положении, выбрать оптимальное деление на селекторе коробки передач, раскачаться и выехать. Но с электроникой это проблематично.
  • Очевидный минус электронного тормоза – зависимость от электропитания. Даже если молчит вся бортовая система, механика сработает и запустит машину с места.

Обратите внимание! Ремонт механики обойдется владельцу в несколько раз дешевле, чем настройка или замена электронного парктроника.

В идеале водитель должен знать возможности обеих версий ручника и одинаково хорошо владеть каждой из них. Надежная тормозная система в умелых руках всегда поможет удержать машину в нужной позиции. Ручник – всегда актуальный элемент в процессе вождения, рекомендуется всегда ставить транспорт на ручной тормоз во избежание аварийных ситуаций.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: