Снижение смертности на дорогах
5 действенных мер, которые помогут снизить смертность на дорогах в ближайшие годы
Дороги, комплексы фиксации нарушений и ответственность водителей: меры улучшения ситуации на дорогах страны
Госавтоинспекция рассказала, какие мероприятия будут реализовываться и уже начали проводиться для снижения смертности на дорогах в результате ДТП в 3.5 раза за последующие пять лет, то есть до 2024 года.
Работа должна проводиться с реальными проблемами в каждом конкретном регионе
1. В ГИБДД, оценив ситуацию с количеством и тяжестью ДТП в каждом конкретном регионе России (уровень смертности в авариях сильно зависит от региона), решили дать руководителям подразделений в регионах не только общие для всей России указания по повышению безопасности на дорогах, но и конкретные для отдельных субъектов РФ.
Подобная методика точечного решения проблем – безусловно, хорошее начало для более интенсивной стабилизации ситуации на дорогах общего пользования. Высчитывать «среднюю температуру по больнице» – занятие бесполезное: нужно решать проблемы по мере их возникновения и в зависимости от наполненности бюджета региона и уровня местного руководства, а у каждого субъекта федерации будут свои особенности и болевые точки.
Смертность на российских дорогах по-прежнему высокая: в среднем на 100 тыс. населения гибнет более 13 человек
Состояние дорог нужно постоянно улучшать
2. Строительство новых дорог и ремонт действующих будет продолжен. Гладкие дороги без ям и открытых колодцев, с видимыми издалека подсвеченными «зебрами», а также современными отбойниками, элементами защиты в случае ДТП и продуманной расстановкой знаков позволит уменьшить как общее количество аварий, так и их тяжесть.
По данным итоговой статистики за 2018 год, из-за плохих дорожных условий было совершено почти 60 тыс. ДТП. Это меньше на 12.5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, но все еще очень высокий показатель по мировым меркам – европейским и американским (США, Канада). Доля в общем количестве – 35%.
Только из-за плохих дорог и посредственной работы дорожников за год погибло 5.573 человека.
Освещение дорог должно стать лучше
3. Отдельно в ГИБДД отметили, что без решения еще одной насущной проблемы ни о какой реализации стратегии снижения БДД не может идти и речи, это касается освещения дорог, особенно так называемых потенциально опасных участков. При этом раскошелиться на мероприятия на обеспечение безопасности готовы лишь в трети субъектов, остальные регионы, похоже, ждут отмашки сверху или неизвестно чего еще.
«При этом в 13 регионах РФ ведомство выявило заметное увеличение числа ДТП, а также пострадавших и погибших в них в темное время суток на региональных дорогах в пределах населенных пунктов (освещение на таких участках является обязательным, но фактически оно отсутствует)», –отмечается в материале, посвященном снижению смертности на транспорте, издания kolesa.ru.
И этот пласт деятельности – только начало долгого пути, без которого бойня на дорогах не будет остановлена. Более 18 тыс. погибших за год – это огромное число, и его действительно необходимо уменьшать комплексными мерами. Про раненных в ДТП даже говорить страшно – 214 тыс. человек, некоторые из которых получили серьезные увечья и больше никогда не будут жить полноценной жизнью.
4. Традиционно хотелось бы призвать читателей быть благоразумными за рулем, не идти на поводу у животных, низменных инстинктов, которые порой пробуждаются, как только человек садится в машину.
Ну а для тех безвольных, кто не способен взять ответственность в свои руки, всегда есть действенные меры – штрафы и уголовное наказание для особенно «безбашенных».
Москва – самый безопасный город для участников движения
5. Кстати, в Москве, по данным статистики, на дорогах гибнет значительно меньше людей в ДТП, чем по всей России. Примерно на уровне развитых европейских стран. Знаете, каким образом власти добились такого результата? При помощи камер фотовидеофиксации. Столичный регион – один из самых густонаселенных автоматизированными комплексами фиксации нарушений в стране. И, несмотря на огромное количество автомобилей (более 5 млн ТС), страшных аварий здесь меньше, чем в менее густонаселенных городах.
Водители боятся неотвратимости штрафов и поэтому сохраняют благоразумие во время вождения.
Видеофиксация – скоро во всех городах страны
К концу 2019 года количество камер видеофиксации нарушений ПДД станет больше на 11%;
К 2020 году к 9 тыс. комплексов добавится 33%;
В 2022 году количество дойдет до 66%;
В 2023 году рост составит до 88%;
В 2024 году камер станет больше в два раза, то есть порядка 19-20 тыс.
Возможности комплексов фотовидеофиксации должны быть расширены
На расширенной коллегии МВД Владимир Путин заявил:
«Необходимо последовательно развивать технические средства контроля за соблюдением Правил дорожного движения, расширять возможности систем автоматической фото- и видеофиксации правонарушений».
Думаем, не нужно дополнительно комментировать слова президента.
Стратегия безопасности: что не так в 94 пунктах ГИБДД?
В России утвердили «Стратегию безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы». Мы проанализировали проект документа, который должен помочь за шесть лет снизить количество погибших в ДТП в три с половиной раза.
Согласно «Стратегии безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы», количество погибших в авариях к отчетной дате должно составлять не более четырех человек на 100 000 жителей. Иными словами, сократить смертность нужно радикально, в 3,5 раза за шесть лет! Сама стратегия представляет собой лишь рамочный документ, в котором прописаны общие направления. Профильные ведомства должны представить конкретные шаги по ее реализации. Первой это сделала ГИБДД.
В обширной таблице прописано больше 130 пунктов и подпунктов. Около трети из них носят чисто организационный характер вроде разработки и правки нормативных актов, проведения собраний, кампаний и мониторингов, прописывания рекомендаций. Но конкретики хватает.
Много внимания уделено вовлечению образовательных учреждений и объектов здравоохранения в обучение ПДД и начальным навыкам вождения. Причем упоминается работа не только с детьми и подростками, но и с родителями. Результат эти усилия дадут через годы, но зато при грамотной реализации мы получим поколение людей, с малых лет осознающих степень опасности дороги. Сейчас же для некоторых мамаш в порядке вещей перейти улицу с коляской вне перехода, не глядя по сторонам. Кому придется отвечать в случае аварии за недальновидность таких родителей, думаем, пояснять не надо.
Так что инициатива однозначно полезная и требующая самой активной реализации — и не для галочки в ведомости, а на совесть. Потребуется значительное финансирование, ведь автоинспекция заложила и весьма затратные меры: развитие детско-юношеских автошкол и секций, оснащение автогородками, проведение соревнований. Отдельно прописаны меры по популяризации использования светоотражателей. Они могут стать обязательными для детской одежды и рюкзаков, а водить группы детей предлагают только в светоотражающих жилетах. Интересной выглядит инициатива организовать пункты проката детских бустеров и автокресел. Чем больше родителей получат возможность их использовать (а вещи эти для многих семей недешевые), тем лучше.
Не забыли в ГИБДД о велосипедистах, а также катающихся на самокатах, гироскутерах и другом подобном транспорте. Для них станут делать больше выделенных полос и дорожек, проработают вопросы безопасности, включая обязанность носить защитную экипировку. Всё ж «логично»: сначала эти категории активно приглашают на дороги общего пользования ездить среди автомобилей, а потом начинают задумываться над безопасностью. Дополнительная сложность в том, что пропаганду для них организовать сложно. С детьми и родителями можно коммуницировать через школы и поликлиники, автомобилистов «мотивировать» рассылкой штрафов. А двухколесных и бесправных — никак.
В части повышения уровня безопасности дорог прописаны очевидные и давно назревшие меры. Среди них — физическое разделение встречных потоков, необходимость транспортного планирования при строительстве новых районов, оперативное информирование водителей о ЧП и затруднениях впереди, переработка требований к размещению объектов придорожного сервиса и торговли, разработка типовых решений для аварийно-опасных участков и улиц около общественных объектов. Сейчас большинство этих проблем решается неоперативно, точечно, без анализа причин аварийности. Если будет реализован системный и комплексный подход, дороги действительно станут безопаснее.
О необходимости ужесточить контроль за техническим состоянием коммерческого транспорта, его водителей и эксплуатирующих организаций мы слышим не первый год. Воз и ныне там! А те меры, что принимаются, выглядят странно. Например, с 1 июля при перевозке детей на школьном автобусе должен работать желтый проблесковый маячок. Давайте вспомним, сколько категорий транспорта уже наделены правом его ношения: дорожная и строительная техника, грузовики, перевозящие опасные и крупногабаритные грузы, эвакуаторы, «дорожный патруль» ЦОДД в Москве. Водители видят оранжевые мигалки настолько часто, что перестали уделять им внимание. Так что, в реализацию очередных красиво описанных идей не верится.
Однозначно поддерживаем пункт о «проработке вопроса о правовом статусе организаций, оказывающих диспетчерские услуги при осуществлении перевозок пассажиров легковыми такси и сервисами каршеринга, включая установление ответственности за нарушения норм и правил в области дорожного движения». Они дают водителям допуск за руль, но не несут за них никакой ответственности. Понизить рейтинг или отлучить от заказов — это несоразмерное наказание за риск жизни и здоровью окружающих, который они могут нести. Сейчас результат борьбы за легализацию такси только один — государство получило свою выгоду в виде налогов. Для клиентов же рисков стало ненамного меньше: за рулем преимущественно сидят не спящие сутками мигранты, имеющие смутное представление о ПДД.
Приветствуем и усиление общественного контроля за нарушителями правил. Но — только саму идею. По факту все рискует превратиться в фарс с наказанием всех подряд. С установкой первой камеры фиксации нарушений на российских дорогах перестала действовать презумпция невиновности. Получивший несправедливое «письмо счастья» должен сам доказать, что не виноват. А ГИБДД предлагает массово допустить к системе наказаний всех жителей страны без проверки на степень адекватности и знаний ПДД. В сочетании с «упрощением механизма привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности» получим значительно выросшие риски схлопотать штраф для законопослушных водителей. Например, у нас не прописана разница между газоном и обочиной. На первом парковаться нельзя, на второй — можно. Думаете, инспектор в кабинете станет разбираться, где именно стоит машина на фотографии? Хотя государству сплошная польза: поступления от штрафов регионы успели очень сильно полюбить.
Предсказуемым было упоминание развитие системы видеофиксации нарушений. К ней в ГИБДД хотят добавить контроль с помощью бортовых модулей ЭРА-ГЛОНАСС и внедрение алкозамков. Говорится в документе и об очередных мерах по ограничению и перевоспитанию попавшихся пьяными за рулем. Как показывает опыт последних лет с ужесточением ответственности — не поможет.
Наконец, есть в плане раздел, посвященный оказанию первой помощи. Выделим в нем две инициативы — «развитие системы информирования о местах расположения экстренных оперативных служб и способах связи с ними» и «распространение информационных и методических материалов для взрослой и детской аудиторий, информирующих о правилах оказания первой помощи». Этих знаний действительно не хватает, а они могут спасти не одну жизнь. Использование санитарной авиации значится в статусе «проработка вопроса». Значит, никаких реальных шагов сделано не будет. Хотя бы по причине дороговизны этого направления. Зато в автомобильную аптечку предлагается добавить термоодеяло для укрывания и переноса пострадавшего. Учитывая российский климат и скорость прибытия медиков, нелишний аксессуар.
Вот только как бы все описанные меры не вздумали реализовать «альтернативным» способом. В плане мероприятий есть пункты про совершенствование системы учета показателей аварийности и расчета экономического ущерба от ДТП, а также «установление и обеспечение целевого показателя больничной летальности пострадавших». Иначе говоря, не важно, что там будет на самом деле, важно — как посчитают.
В комментариях, конечно, мгновенно появятся обвинения в том, что ЗР сгущает краски, а автор в особо циничной форме не любит родину. Хочу вернуть всех желающих высказаться в 2015 год, когда премьер Дмитрий Медведев утвердил план по борьбе с аварийностью, дабы самим понять, что из него было реализовано за истекшие три года. Так, прописанные в документе залог за задержанный автомобиль, повышающие коэффициенты ОСАГО для злостных нарушителей и наказание за опасное вождение так и не появились. Некоторые пункты с чуть измененной формулировкой перекочевали в новый план ГИБДД — с новой надеждой на осуществление. Так с чего бы новому перечню вдруг оказаться реализованным?
Сбросить скорость
“Ситуация в сфере безопасности дорожного движения улучшается: основные показатели аварийности снижаются, по итогам 10 месяцев (2019 года) на 3,5% снизилось количество ДТП, число раненых снизилось на 2,9%, на 9,4% снизилось число погибших”, – рассказал министр. “Примем все меры для достижения нулевого показателя социального риска, нулевой смертности в ДТП к 2030 году”, – заявил он.
Среди таких мер – оснащение дорог инфраструктурой для обеспечения безопасности движения: тротуарами, отбойниками, видеокамерами. Лучше всего, по словам Дитриха, дело обстоит именно с установкой камер: в 2019 году план по их установке будет перевыполнен на треть, вместо запланированных 9 тысяч фактически будет установлено почти 12,5 тысячи. По его словам, это объективная необходимость: в ряде регионов на вновь отремонтированных участках региональных трасс возросла аварийность из-за превышения водителями скорости. Наличие камер фото- и видеофиксации дисциплинирует водителей, пояснил глава минтранса.
При этом он признал, что не все камеры установлены там, где следует. “В этом году было много претензий от водителей по установке камер”, – сообщил министр. В ответ на жалобы минтранс совместно с МВД разработали методику определения мест установки камер. По итогам апробации методики будут подготовлены предложения по утверждению ее в виде постановления правительства.
Кроме того, рассказал он, ведомство ведет большую работу по пропаганде безопасности среди всех участников движения. Даже “на базе родильных домов и перинатальных центров организовано обучение женщин-рожениц – им прививают навыки и умения безопасной перевозки детей в автомобилях”.
С учетом требований нацпроекта особое внимание уделяется формированию региональных дорожных фондов. И здесь, по словам министра, есть одна нерешенная проблема – “в ряде субъектов до сих пор часть средств выводится из дорожных фондов и направляется на иные цели”. Прежде всего – на уплату налога на имущество региональных автодорог. “В 2019 году таким образом изъято из региональных фондов порядка 12 млрд рублей”. “Конечно, с каждым годом число регионов, взимающих налог на дороги, сокращается: в 2014 году их было 45, в этом году – чуть более 20”.
“Это полное безобразие, – считает спикер Совфеда Валентина Матвиенко. – Мы так не договаривались: дорожные фонды были введены как специализированные, целевым образом на улучшение качества дорог. Она призвала сенаторов поговорить с главами регионов на эту тему. “Не надо нарушать правила, мы с таким трудом вернули дорожный фонд, чтобы были целевые деньги именно на дороги”, – добавила председатель СФ. Свой вариант решения проблемы есть и у минтранса: ведомство подготовило соответствующие изменения в Налоговый кодекс, “чтобы закрепить освобождение региональных дорог от налога на имущество”, сообщил Евгений Дитрих и попросил сенаторов поддержать эту инициативу.
Автомобили
Город
Без происшествий: как обезопасят российские дороги
К 2024 году смертность в результате ДТП снизится в 3,5 раза
Безопасные и качественные автомобильные дороги – один из национальных приоритетов для российского правительства до 2024 года. Надежные автомобильные дороги должны стать залогом для достижения цели по сокращению смертности в результате ДТП. Современные камеры и освещение обезопасят обновленные отремонтированные участки. Кроме того, будет снижен порог по превышению скорости и введены новые требования по безопасности детей на дорогах.
Согласно нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», к 2024 году смертность в результате дорожно-транспортных происшествий должна снизиться в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – не более четырех человек на 100 тыс. жителей.
В январе-августе 2019 года количество ДТП, а также погибших и раненных в них людей снизилось.
«По регистрации совершенных ДТП снижение составило 3%, на 8,3% меньше погибло в ДТП и на 2,2% меньше ранено по территории страны», — рассказал ранее первый замглавы МВД России Александр Горовой.
При этом есть риски, что планы по снижению смертности в ДТП могут не выполнить 36 регионов.
В первую очередь необходимо улучшить дорожную инфраструктуру: в 2024 году планируется отремонтировать более 45 тыс. км региональных дорог.
Согласно нацпроекту, дороги крупнейших городских агломераций к 2024 году должны быть приведены в нормативное состояние. В этих целях прописаны и выполняются работы по ремонту. Доля хороших дорог в городских агломерациях должна возрасти с 42% в 2017 году до 85% в 2024 году. Тогда как доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, должна увеличиться с 43,1% до 50,9%.
Благодаря обустройству дорожной сети мест концентрации ДТП должно стать в два раза меньше. Доля автомобильных дорог федерального и регионального значений, работающих в режиме перегрузки должна сократиться с 10,2% до 9,1%.
В области безопасности дорожного движения будет меняться и регулирование. Например, увеличится в более чем в два раза число камер на дорогах, будут внедряться интеллектуальные транспортные системы и многое другое.
В регионах также запущены программы строительства заграждений и барьеров на дорогах. В Краснодарском крае с начала 2019 года благодаря этим мерам число ДТП снизилось более чем на 8%. В регионе решение вопроса о безопасности дорог имеет первоочередное значение. Власти констатируют, что в летний период рост аварийности, дорожно-транспортных происшествий возрастает в разы.
Аналогично более 50 км аварийно-опасных участков региональных дорог в 14 муниципальных образованиях оснастят ограждениями в Подмосковье. Тросовые осевые ограждения разделяют потоки и предотвращают выезд автомобилей на полосу встречного движения. Их устанавливают на наиболее опасных участках дорог с целью предотвращения лобовых столкновений.
В этом году на дорогах Подмосковья также будет обустроено более 240 км новых тротуаров, установлено около 260 км металлических барьерных ограждений и порядка 50 тыс. сигнальных столбиков.
Установка систем фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения привела к положительным результатам в Удмуртии. По итогам 2018 года количество ДТП в местах установки камер снизилось по сравнению с 2017 годом на 12,2%, количество пострадавших – на 21%.
«Нужно понимать, что главное достоинство автоматической фиксации нарушений не в сиюминутном эффекте снижения количества ДТП в зоне действия камер. Комплексы фото- и видеофиксации формируют принципиально иную, законопослушную модель поведения на дороге», – отмечал премьер-министр региона Ярослав Семенов.
Ранее стало известно, что МВД одобрило снижение допустимого порога превышения скорости до 10 км/ч – эта мера тоже должна сделать дороги более безопасными. Инициативу планируется обсудить в Госдуме в начале 2020 года. На данный момент порог нештрафуемого превышения скорости составляет 20 километров в час.
Кроме того, с 1 октября 2019 года стало обязательным использование ремней безопасности при перевозке детей в автобусах. По словам вице-премьера Максима Акимова, ответственность за то, чтобы все дети были пристегнуты, будет возложена на сопровождающих их взрослых. Они также должны следить за тем, чтобы дети не вставали с мест во время движения автобуса.
В России «ежедневно в среднем осуществляется 1300 организованных перевозок групп детей», что создает «всегда новый дополнительный риск», который следует минимизировать, отмечал Акимов.
«Качественная дорога — это та, по которой можно передвигаться безопасно с разрешенной на ней скоростью. Складывается это из ряда элементов. Это и отсутствие колейности, и определенный коэффициент сцепления верхнего слоя асфальта с шинами, и все, что связано с геометрией дороги, с ее окружением: обочины, съезды, освещение», – отмечал в беседе с ТАСС первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов.
В этом году планируется обновить 140 дорожных стандартов. Это стандарты на безопасность, на размещение рекламных конструкций, барьерных ограждений, на освещение и так далее.
К освещению дорог относятся с особым вниманием, поскольку к отсутствию, недостаточности или неисправности освещения относится до 30% причин ДТП. В 2018 году было установлено освещение на более чем 460 км дорог, однако эта работа только началась – всего в России более 50 тыс. км федеральных трасс.
Ожидается, что благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» дороги регионального значения будут приведены в нормативное состояние, ликвидируется половина мест концентрации ДТП, снизится доля федеральных и региональных трасс, работающих в режиме перегрузки. Финансирование нацпроекта со стороны регионов за шесть лет составит 4 трлн 139,1 млрд руб., при этом федеральный бюджет направит 440,9 млрд руб.