Стоимость дорог в разных странах
ТОП-10 самых дорогих дорог мира
Статья о самых дорогих дорогах мира: топ-10 дорог разных стран, стоимость строительства, фото. В конце статьи — видео о дорогих трассах.
Автодорога – это не только дорожное полотно, но и освещение, заградительные барьеры, светофоры, инженерные коммуникации и прочие элементы, требующие капиталовложений.
О самых дорогих трассах мира – в нашем обзоре
10. Лердальский тоннель (Норвегия) – 7 млн. долл./км
Норвежский автомобильный туннель стал самым длинным в мире, соединив несколько муниципалитетов, а также столицу с Бергеном.
Сооружение длиной в 24,5 км прорезает 1600-метровые горы, заставляя водителей нервничать от многотонных камней над своей головой. Поэтому туннель по всей его длине оснастили уникальной подсветкой, непрерывно меняющей цвета, избавляя таким способом автомобилистов от чувства тревожности в замкнутом пространстве.
В качестве мер безопасности каждые 125 метров закреплены огнетушители, а через каждые 250 метров можно увидеть телефоны для связи с аварийными службами.
Строительство грандиозного сооружения заняло 5 лет и потребовало 113 миллионов евро вложений
9. Трасса в городе Эверетт (США) – 8,85 млн. долл./км
Американские автотрассы служат образцом для подражания для многих стран, являясь одновременно скоростными и безопасными.
На девятом месте нашего рейтинга расположилась трехполосная 27-километровая трасса в штате Вашингтон, которая одновременно одна из самых длинных и широких дорог в мире. Ее задача – объединить ряд отдаленных районов, промышленных и сельскохозяйственных, обеспечив бесперебойные пассажирские и грузовые перевозки.
Однако масштабное строительство потребовало немалых вложений – каждый километр обошелся налогоплательщикам почти в 9 миллионов долларов.
8. Автомагистрали Германии – 20 млн. долл./км
Практически все немецкие автомобильные дороги, независимо от их направлений, загрузки, ландшафта имеют качественное покрытие и высокие эксплуатационные характеристики.
В Европе к строительству дорог подходят очень серьезно и комплексно, соблюдая технологические и экологические нормы.
Например, на одной из немецких улиц обратили внимание на дорожный шум, а потому на протяжении 2,5 км дороги строители сняли верхний слой и заменили его 7-сантиметровым шумопоглащающим покрытием.
Государство не жалеет средств на поддержание дорожной инфраструктуры на должном уровне, поэтому каждое строительство обходится в баснословные деньги. Зато все немецкие дороги не только соответствуют всем мыслимым стандартам, но еще и избавляют немецких водителей от заторов.
7. Объездная дорога в Сочи (Россия) – 26-30 млн. долл./км
Проект этой дороги родился еще в далеком 1988 году. Неспешное строительство было заморожено, чтобы возобновиться лишь в 1998 году. Поэтому первый 4,5-километровый участок дороги был открыт для эксплуатации лишь в 2001 году, а следующий, 4,27-километровый — в 2008 году.
Проходящая через Хостинский и Лазаревский районы автодорога позволяет водителям сэкономить немалое количество времени, не толкаясь по центру Сочи. Третий участок был сдан в 2009 году, продлив дорогу до 18 км, но в планах проектировщиков — дальнейшее строительство.
6. Готардский автотоннель (Швейцария) – 54,2 млн. долл./км
Один из наиболее длинных в мире, в своей стране этот тоннель стал самым дорогостоящим сооружением. Его дороговизна оправдывается тем, что инженерам пришлось сражаться со сложным рельефом и горной породой Лепонтинских Альп.
Гранит — очень прочный камень, для работы с которым потребовалось специальное и крайне дорогостоящее оборудование.
Так как тоннель имеет всего по одной стороне в каждом направлении, скорость в нем ограничена 80 км/ч для поддержания безопасности движения.
5. КАД в Санкт-Петербурге (Россия) – 55,24 млн. долл./км
Петербургская кольцевая автомобильная дорога занимает «бронзовый» пьедестал в рейтинге самых дорогих российских дорог. Ее 142 километра обвивают город и соединяют все ключевые автодороги. Глобальное строительство велось на средства федерального бюджета и не единожды замораживалось из-за недостатка финансирования.
Цена строительства каждого участка разнилась в зависимости от специфики рельефа.
4. Трасса Чандже — Джишоу (Китай) – 71 млн. долл./км
Китайские власти считают автомобильную инфраструктуру важным элементом, укрепляющим государственность. Поэтому строительству, реконструкции и последующей эксплуатации трасс уделяется большое внимание.
Китайский рельеф настолько многообразен, что прокладка каждой автодороги обходится казне в немалые деньги, варьируясь от 1, 99 миллиона долларов за километр до 71,16 миллиона долларов за трассу Чандже – Джишоу.
Уникальность этой удивительной трассы, соединяющей два торговых города, заключается в том, что большая ее часть пролегает над огромным ущельем. Это чудо китайской инженерии представляет собой сложную конструкцию из закрепленных на отвесных участках колонн, держащих красивейший автомобильный мост.
Джишоу и Чандже имеют большое значение для экономики Китая, а потому быстрая коммуникация между ними была стратегически необходима. Поэтому пусть даже строительство потребовало колоссальных вложений, это путь стал не только важным событием в жизни страны, но и местной достопримечательностью.
3. Бостонская автомагистраль (США) – 117,5 млн. долл./км
Столица Массачусетса Бостон является одним из богатейших и наиболее плотно заселенных городов Америки. Требовались меры для разгрузки центральных дорог, однако застройка не позволяла ни расширить их, ни устроить развязки или эстакады.
Поэтому потребовались фантастические средства для того, чтобы капитально перестроить весь центр города для прокладки мостов, туннелей и новых трасс.
Большой бостонский тоннель, ставший самым дорогостоящим проектом в американской истории, при возведении которого 150 кранов ежедневно вывозили тонны грунта, получил 8 полос движения, существенно улучшил экологическую обстановку в городе, стал главной транспортной артерией и не повредил ни одному зданию.
2. Трасса Адлер — Красная Поляна (Россия) – 140 млн. долл./км
Парадоксально, но при том, что российские трассы неоднократно попадали в рейтинг стран с худшими дорогами, на их строительство и содержание выделяются немалые суммы.
Введенная в эксплуатацию в 2013 году трасса, проложенная по Адлерскому району, была спроектирована к олимпийским соревнованиям и оперативной доставке участников на спортивные объекты.
На строительство 48 километров потребовалось 227 миллиардов рублей, что обусловлено сложной гористой местностью, близостью реки Мзымты и сейсмической нестабильностью региона.
1. Московская кольцевая автодорога (Россия) – 578 млн. долл./км
Фантастическую дороговизну российских дорог автомобилисты объясняют коррупцией и отмыванием денег, так как далеко не каждая дорога по качеству и функциональности оправдывает вложенные средства.
В процессе прокладки 4-го транспортного кольца стало понятно, что строительство требует слишком больших вложений. Тогда чиновники и инженеры решили провести реконструкцию части развязок, после чего объединить их в кольцо. Так родилась идея МКАД — сооружения, строительство которого стартовало в 1956 году, а уже через 6 лет дорога была сдана в эксплуатацию.
В 1995-1998 годах трасса пережила глобальную реконструкцию. Следующая была запланирована на 2011 год с перестройкой развязок, строительством новых транспортно-пересадочных узлов, прокладкой дорог-дублёров. Но планы воплотились лишь частично в связи с недофинансированием проекта.
МКАД ни разу не пересекает прочие магистрали ни на одном своем уровне, а также имеет 5 полос, что увеличивает пропускную способность дороги.
Заключение
Важна не только прокладка новых дорог, туннелей, мостов и развязок, но и дальнейшее их содержание, поддержка в надлежащем эксплуатационном состоянии. Из года в год интенсивность движения всё возрастает, дороги испытывают огромные перегрузки, а потому требуют постоянного ухода и отслеживания технического состояния. И чем безопаснее, современнее и совершеннее в инженерно-техническом смысле эти дороги, тем в более внушительных вложениях они нуждаются.
Видео о дорогих дорогах:
Самые дорогие дороги в мире: рейтинг 2019 года
Стоимость самых дорогих дорог мира достигает 500 миллионов долларов за 1 километр. Правительства разных стран выделяют огромные суммы на проектирование и создание автотрасс. Их стоимость во многом зависит от сложности работы, рельефа определённой местности, а также от покрытия. Почти половина дорог из рейтинга находится на территории России.
МКАД (Россия)
МКАД занимает первое место в рейтинге самых дорогих дорог мира. Её проектирование началось ещё во второй половине 1930-х годов. Изначально планировалось создать путь для транспортировки российских войск. Ту Московскую кольцевую автодорогу, которую все привыкли видеть сейчас, начали создавать в 1956 году. Она была открыта только в 1962 году. Тогда трасса состояла всего из двух полос в каждую сторону. Стоимость дороги составляет 578 миллионов долларов за 1 километр.
Адлер-Красная Поляна (Россия)
Стоимость 1 километра трассы составляет примерно 140 миллионов долларов. Длина этой объездной дороги — 48 километров. Строительство автотрассы началось в 2009 году и велось до ноября 2013 года. Сроки были сжаты, поскольку нужно было успеть к Олимпипде 2014 года. Основную сложность в строительстве составлял скалистый рельеф. На возведение было затрачено около 227 миллиардов рублей.
Бостонская автомагистраль (США)
На 1 километр дороги было потрачено более 117 миллионов долларов. США известно своим дешёвым, но качественным дорожным покрытием, поэтому строителей удивила такая крупная сумма в смете. Большая часть потраченных денег ушла на возведение мостов.
Changde-Jishou Expressway (Китай)
На 1 километр этой автомагистрали ушло около 70 миллионов долларов. В Китае уделяется пристальное внимание качеству дорог, поэтому главная трасса страны возводилась под особым контролем. Магистраль является связующим звеном главных торговых городов Китая: Джишоу и Чандже. Самым дорогим участком трассы стал железный мост, который проходит через горный массив.
КАД (Россия)
Автомагистраль находится в Санкт-Петербурге. Стоимость 1 километра объездной дороги составляет 55 миллионов долларов. Все трассы, ведущие в разные города, соединяются в этой магистрали.
Готардский тоннель (Швейцария)
1 километр этой дороги стоит примерно 54 миллиона долларов. Всего на магистраль было затрачено около 1 миллиарда долларов. Стоимость так высока из-за того, что тоннель проделан прямо в скале. Для этого пришлось использовать высокотехнологичное и очень дорогое оборудование.
Шоссе в Сочи (Россия)
Это объездное шоссе, стоимость 1 километра которого равняется 30 миллионам долларов. На строительство было потрачено больше 20 лет, с 1988 по 2009 год. В длину магистраль составляет 18 километров. Сейчас ведётся перепроектирование трассы, поскольку из-за большой загруженности требуется расширение.
Немецкая автомагистраль (Германия)
Германия отличается высоким качеством дорог. На постройку трасс выделяются довольно большие суммы из бюджета государства. Стоимость одного километра этой дороги равна 20 миллионам долларов.
Эверетт (США)
Цена за 1 километр трассы Эверетт составляет почти 9 миллионов долларов. Эта автомагистраль соединяет районы штата Вашингтон. В каждом направлении есть три полосы. Протяжённость трассы составляет 27 километров.
Лердальский тоннель (Норвегия)
Лердальский тоннель — самый длинный тоннель в мире. На возведение 1 километра было потрачено 7 миллионов долларов. Длина дороги равна 25 километрам. Строительство велось в горах, этим и обусловлена такая высокая цена. Лампы, установленные вдоль всего пути, постоянно меняют свой цвет, подчёркивая горные пейзажи.
Дороги — это не только полотно, но и светофоры, разметка, освещение, ограждения, инженерные коммуникации. Основным показателем автотрасс является не стоимость, а качество и безопасность.
Сколько стоит километр дороги
То, сколько стоит километр дороги в России в среднем в 2018 году, знает только Минтранс. Однако учитывая, что за 2 года затраты изменились незначительно, можно руководствоваться докладом Министерства транспорта РФ, опубликованным 12 января 2018 года. Он содержит информацию о стоимости строительства, реконструкции, ремонте и содержании 1 километра дороги за 2016 год.
Из чего состоит цена
В стране почти 1,4 млн км дорог. Они проходят в разных условиях, имеют разное назначение. Документ приводит длинный перечень того, из чего складывается стоимость дорожного полотна:
- геометрия покрытия. Ширина, уклоны, разделители, обочины, радиусы поворотов;
- характеристики дороги. Использованные материалы, технологии;
- стоимость щебня и песка;
- рельеф;
- застройка;
- объемы земляных работ;
- пересечение с искусственными объектами;
- затраты на выкуп земель;
- характеристики пересекающих дорогу коммуникаций;
- параметры и количество знаков;
- охранные зоны.
То, сколько стоит километр асфальтированной дороги, зависит от ее категории:
- IА. Автомагистраль. Не менее четырех 3,75-метровых полос. Обязательны разделительная полоса, расположение на разных уровнях при пересечении с путями, предназначенными для автомобилей, велосипедистов, пешеходов, ж/д и трамвайных составов. Примыкания других полотен на одном уровне отсутствуют.
- IБ. Скоростная дорога. Отличается от IА возможностью примыкания других полотен без пересечения прямого направления.
- IВ. Дорога обычного типа. Отличается от IБ возможностью пересечения автомобильных, пешеходных, велосипедных дорог и дорожек.
- Идентична IВ, кроме возможного отсутствия центрального разделителя и ширины полос, если их 4 (3,5 м вместо 3,75 м).
- Не требуется центральный разделитель. Две полосы шириной 3,5 м. Остальное соответствует дороге II категории.
- Идентично III категории, но ширина полосы – 3 м. Разрешается пересечение на одном уровне трамвайных, железнодорожных линий.
- Одна 4,5-метровая и более полоса. Лишена центрального разделителя, может пересекаться с другими дорогами (пешеходными, велосипедными, железными, трамвайными).
Цена 1 км дороги
Исходя из опубликованных Минтрансом данных, 1 километр дороги асфальта стоит:
- I категория – 52 286 720 руб.
- II – 42 536 150 руб.
- III – 37 109 230 руб.
- IV – 14 096 45 руб.
- V – 11 732 750 руб.
А вот сколько стоит сделать километр дороги в общей выборке: 28 850 390 руб.
Дешево или нет?
По сравнению с другими странами, обладающими развитой инфраструктурой, цена существенно ниже. Это актуально, если брать цифры без средств, потраченных на выкуп земель, вырубку лесов, перенос зданий, инженерных коммуникаций. В РФ сопутствующие затраты несет владелец дороги. Такой расчет считается корректным потому, что в США, Канаде и прочих приведенных для сравнения странах такие расходы не учитываются в структуре потраченных на строительство денег.
1 км 4-полосной дороги стоит:
- в РФ – 47,5 млн руб.
- в Швеции – 153 млн руб.
- в Германии – 208 млн. руб.
- в Китае – 226 млн руб.
- в Канаде – 233 млн руб.
- в США – 270 млн руб.
В итоге у нас минимум в 3 раза дешевле.
Разница во времени
Однако фактическая и реальная стоимость – разные вещи. Важно понимать, что в России более 95 % дорог изготовлены из асфальтобетона, который уступает цементобетону по сроку эксплуатации, частоте обслуживания и большинству характеристик. Например, в Германии 31 % цементобетонных покрытий, в США – 35 %, в Бельгии – 41 %. Там несут меньшие затраты на восстановление дорожного полотна.
Согласно отчету Минтранса, расходы на реконструкцию сопоставимы со стоимостью устройства новых дорог, а на ремонт варьируются в пределах 6–7 млн руб. за 1 км. Из-за использования устаревших технологий, халатности и кражи материалов, а также выделенных средств их нужно проводить практически каждый год. Из-за этого на продолжительном отрезке времени затраты на 1 километр дороги в РФ сопоставимы с тратами на строительство за границей, а качество существенно хуже.
Справка о сравнительной стоимости строительства автомобильных дорог в Российской Федерации и зарубежных странах Радиостанция “Эхо Москвы”
Факторы, учитываемые при оценке строительной стоимости автомобильных дорог
Учитывая индивидуальный характер такого сооружения как автомобильная дорога, конструкция которой зависит от её территориального расположения, климатических факторов, проектных нагрузок и норм проектирования при сопоставлении удельных показателей стоимости строительства автомобильных дорог в России и за рубежом необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на стоимость строительства:
• структура затрат по строительно-монтажным работам;
• нормы проектирования геометрических элементов автомобильных дорог;
• нормы по расчетным нагрузкам и типовые конструкции дорожных одежд;
• условия строительства автомобильных дорог (рельеф местности, наличие застроенной территории, природно-климатические условия);
• показатели изменения индексов цен строительной продукции и основных видов дорожно-строительных материалов за период 2000 – 2008 гг.
Для обеспечения статистической достоверности результатов расчетов были отобраны объекты-представители, сведения о которых давали возможность последующего сопоставительного анализа. Общие сведения о количестве объектов-представителей приведены в табл.
Для некоторых стран (США, Франция, Финляндия и др.) были использованы обобщенные аналитические данные, опубликованные национальными дорожными администрациями.
Структура затрат на строительство автомобильных дорог
В отличие от отечественной практики в европейских странах, США и Канаде в структуру затрат на строительство не входят затраты на подготовку территории (выкуп земли, свод лесов, а также вынос, снос и перенос зданий, сооружений и инженерных коммуникаций). Эти функции берет на себя государство и указанные затраты оплачиваются из других источников. В отечественной практике эти затраты несет строительная организация. Они отражаются в сметной стоимости объектов и составляют от 10% (на незастроенной территории) до 45% (в густонаселенной местности) от общей стоимости объектов.
Если сопоставлять структуру затрат по сводному сметному расчету в России и за рубежом, то следует отметить, что в других странах в стоимость строительства автомобильной дороги кроме затрат на подготовку территории строительства не включается еще целый ряд затрат, учитываемых у нас в стране. Наиболее весомыми из них являются затраты, связанные с разработкой предпроектной документации и надзором за строительством, которые в других странах финансируются не за счет сметы на строительство, а за счет других источников. На основании исследований показателей стоимости строительства автомобильных дорог в США доля затрат, не учитываемая в смете на строительство автомобильной дороги, может составлять более 50%. Несомненно, такие различия в подходах к определению стоимости строительства должны учитываться при сравнении стоимостных показателей.
Таким образом, структура сводного сметного расчета, принятая в Российской Федерации, нуждается в упрощении и приведении ее в соответствие с международной практикой.
Кроме этого, принятая структура затрат распространяется в целом на объекты промышленно-гражданского строительства и не учитывает специфику линейных сооружений, к которым относятся автомобильные дороги.
Анализ расчетных нагрузок и типовых конструкций дорожных одежд
Типовые конструкции дорожных одежд, учитывая переход России на единые с Европой нормативные нагрузки (соответствующий ГОСТ Р 52748-2007 введен в действие в 2008 г.), имеют отличия, заключающиеся в больших толщинах нижних и дополнительных слоев основания, обеспечивающих условия морозоустойчивости. С учетом того, что районы Крайнего Севера занимают 70% территории Российской Федерации, стоимость строительства дорожных одежд в этой зоне за счет включения дополнительных конструктивных решений (присыпные бермы, теплоизолирующие слои, тепловые экраны, тепловые амортизаторы, тепловые диоды и т.д.), повышающих устойчивость земляного полотна, превышает среднюю на 10-30%.
Условия строительства дорог
Территория Российской Федерации находится в климатической зоне, характеризующейся самой низкой среднегодовой температурой воздуха и значительным количеством осадков, в том числе в зимний период Сопоставимый характер имеют только такие страны, как Канада и Финляндия.
В скандинавских странах, из-за наличия теплого течения Гольфстрим, среднегодовая температура воздуха несколько выше, чем в российских регионах, находящихся на одной широте, например, среднегодовая температура в Хельсинки составляет 5,3°С, в то время как в Архангельске 0,8°С, Мурманске 0°С.
Крупнообломочные и моренные грунты на территории Финляндии более благоприятны для строительства автомобильных дорог, чем преобладающие суглинистые грунты на территории Российской Федерации.
Глубина промерзания грунтов в Европейской части континента уменьшается с востока на запад, достигая на востоке Российской Федерации 2,0 м (только для районов сезонного промерзания грунтов) и снижаясь до 0,3-0,5 м на юго-западе Европы.
Низкая температура в зимний период, короткий строительный сезон, большая глубина промерзания грунтов, значительное количество осадков обуславливают при строительстве автомобильных дорог на территории Российской Федерации устройство высоких насыпей, мощных дополнительных морозозащитных слоев в основании дорожной одежды, требуют увеличения энергозатрат, снижают эффективность использования дорожных машин и механизмов, что существенно повышает строительную стоимость автомобильных дорог. Согласно Государственным строительным нормам 2001 года предусмотрен коэффициент зимнего удорожания, который в зависимости от региона строительства составляет от 1,6 до 4,4.
В Российской Федерации из-за отсутствия развитой сети автомобильных дорог и недостатка природных месторождений средние расстояния транспортировки дорожно-строительных материалов значительно превышают характерные для стран Европы. Например, в Архангельской области расстояние транспортировки кондиционных песков достигает 40 км, песчано-гравийной смеси – 80 км, щебня – 330 км, асфальтобетона – 50 км. В Мурманской области расстояние при транспортировке песка и песчано-гравийной смеси изменяются от 20 до 110 км, битумной эмульсии и черного щебня – от 10 до 115 км.
При строительстве автомобильных дорог в малозаселенных районах Сибири и Дальнего Востока расстояния транспортировки значительно превышают указанные выше. Так, например, при строительстве автомобильной дороги Чита-Хабаровск дальность возки битумных материалов достигала 1500 км, что существенно повлияло на транспортную составляющую стоимости материалов.
Для сравнения в странах ЕС средняя дальность транспортировки дорожно-строительных материалов существенно меньше и составляет от 20 до 40 км.
Указанные факторы следует учитывать при сравнительной оценке строительной стоимости дорог в России и за рубежом.
Оценка удельной стоимости строительства автомобильных дорог в Российской Федерации и за рубежом
Для приведения строительной стоимости объектов к сопоставимому виду при расчете стоимости объектов-представителей использовались следующие методические положения.
Из строительной стоимости была исключена сумма налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку она имеет существенные колебания по различным странам. В связи с этим, большинство стран для сопоставимости результатов аналогичных сравнений приводит информацию о стоимости объектов строительства без учета НДС.
Для обеспечения сопоставимости сравнительных оценок из строительной стоимости объектов, как указывалось выше, следует исключить и затраты на подготовку территории строительства, которая отражена в сводной смете на строительство каждого объекта в Российской Федерации.
В международной практике принято несколько способов оценки удельной стоимости строительства дорог. В европейских странах применяются способы сравнения, основанные на оценке стоимости строительства наиболее распространенных типов дорог одинакового класса (например, четырехполосных дорог с разделительной полосой) в однотипных условиях строительства по рельефу местности и застроенной территории. В некоторых странах (например, США) применяется способ усреднения стоимости строительства дорог по отдельным территориальным образованиям в составе государства. В последнем случае не учитывается тип дорог, характер местности и т.п. Такой способ оценки применим при больших масштабах дорожного строительства, когда количество объектов позволяет установить статистически надежные результаты. Поскольку размеры дорожного строительства в Российской Федерации в последний период не столь велики, в качестве основного принят способ оценки по объектам-аналогам.
В качестве объектов-аналогов, как и в европейских странах, приняты участки четырехполосных дорог с разделительной полосой, построенные в усредненных условиях (на застроенной территории и при пересеченном рельефе местности). Результаты расчетов в обобщенном виде представлены в табл.
Результаты этого анализа близки к результатам исследований, выполненных во Франции для аналогичных типов дорог. Так, по данным Аудиторской комиссии Министерства финансов Франции (Contrôle général économique et financier, 2006) стоимость 1 км дороги в Швеции составляет 5,6 млн. евро, в Германии – 5,7 млн. евро, во Франции – 5,2 млн. евро, в Великобритании – 19,2 млн. евро.
Следует отметить, что условия рельефа местности и наличие застроенной территории оказывают существенное влияние на строительную стоимость объектов (отклонения от средних значений составляют 2-3 раза).
Для уникальных объектов различие в их сравнительной стоимости значительно выше. Так, по данным Министерства Транспорта США , стоимость строительства одной мили полосы движении может существенно различаться от 1,9 млн. долларов США (или 35,6 млн. руб./км) в случае простого проекта автомобильной дороги в Вирджинии, не предусматривающего строительство транспортных развязок или крупных сооружений до 188 млн. долларов (или 3,52 млрд. руб./км) в случае проекта BIG DIG в Бостоне, в городской зоне, с высокой интенсивностью движения и значительным числом построенных тоннелей и мостов (прил. 4).
Таким образом, результаты сравнительной оценки стоимости строительства дорог показывают, что удельная стоимость дорог в Российской Федерации меньше средних значений по рассматриваемой выборке стран. Вместе с тем, при анализе данных следует учитывать имеющиеся различия в нормах проектирования дорог и конструкциях дорожных одежд, которые были указаны выше.
Следует отметить, что нормы проектирования дорог в Финляндии существенно отличаются от норм других стран мира, включая Россию. Это, прежде всего, касается ширины обочин, которая составляет на дорогах высших категорий всего 1,5 м, при 3,75 м у нас в стране. На дорогах более низких категорий ширина обочин в Финляндии составляет до 0,5 м. При таких значениях ширины обочин объемы дорожных работ на 1 км в Финляндии могут быть меньше на 7-10% в зависимости от категории дороги. В таких же пропорциях будут различаться и показатели удельной стоимости.
В связи с этим следует отметить, что высокая стоимость строительства в Германии и Великобритании, в первом случае связана с большей толщиной дорожных одежд (цементобетонные основания), во втором случае – с высокой степенью застройки территории и наличием большей относительной протяженности искусственных сооружений.
Аналогичным образом следует учитывать, что, согласно нормам проектирования дорог Китая, ширина разделительной полосы в 2 раза меньше, чем это принято в нормах Российской Федерации и большинства стран Европы и Северной Америки. Меньшую ширину имеют и полосы движения на сравниваемых участках многополосных дорог (3,0 – 3,5 м вместо 3,5 – 3,75 в Российской Федерации). Общая толщина типовых дорожных одежд в связи с различиями в природно-климатических условиях строительства дорог составляет около 90 см против 120 – 150 см в Российской Федерации. Указанные факторы в совокупности приводят к существенному удешевлению строительства дорог в Китае.
Таким образом, в настоящее время стоимость строительства автомобильных дорог в Российской Федерации не выше среднего уровня, наблюдаемого в большинстве стран Европы и Северной Америки.