60 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замена цепи грм ваз 21213

3.19. Снятие цепи и звездочек привода распределительного вала карбюраторного двигателя

Схема привода распределительного вала

1 – ограничительный палец;
2 – цепь;
3 – башмак натяжителя;
4 – натяжитель цепи;

5 – звездочка распределительного вала;
6 – успокоитель цепи;
7 – звездочка валика привода масляного насоса;
8 – звездочка коленчатого вала.

Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. Замена прокладки крышки головки блока цилиндров).
Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до момента совпадения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников распределительного вала (см. Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме карбюраторного двигателя).
Снимаем кожух вентилятора карбюраторного двигателя (см. Снятие кожуха вентилятора карбюраторного двигателя).
Снимаем ремень привода насоса охлаждающей жидкости (см. Регулировка натяжения и замена ремня привода насоса охлаждающей жидкости).
Снимаем шкив коленчатого вала (см. Замена переднего сальника коленчатого вала).
Расконтриваем и отворачиваем болт крепления звездочки распределительного вала, ослабив натяжение цепи, снимаем звездочку с цепью (см. Снятие распределительного вала и рычагов привода клапанов карбюраторного двигателя).
Снимаем цепь со звездочки распределительного вала.
Отворачиваем три болта крепления поддона картера к крышке привода распределительного вала (см. Снятие поддона картера и масляного насоса двигателя на автомобиле). Для наглядности операции по снятию цепи показываем на демонтированном двигателе.

Ключом «на 10» отворачиваем три гайки и шесть болтов крепления крышки привода распределительного вала к блоку цилиндров.

Снимаем крышку привода распределительного вала.

Ключом «на 17» отворачиваем болт крепления башмака натяжителя.

. и снимаем башмак.

Зубилом отгибаем край стопорной шайбы болта крепления звездочки привода масляного насоса.

Ключом «на 17» отворачиваем болт крепления звездочки привода масляного насоса.

Снимаем болт с шайбами.

Ключом «на 10» отворачиваем ограничительный палец цепи и снимаем его.

Вынимаем цепь привода распределительного вала.
Звездочку с носка коленчатого вала снимаем так же, как на впрысковом двигателе (см. Снятие цепи и звездочек привода распределительного вала впрыскового двигателя).

Перед установкой цепи совмещаем метку на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров.

. а метку на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников.
Устанавливаем детали привода распределительного вала в обратной последовательности.
Установив цепь, натягиваем ее (см. Регулировка натяжения цепи привода распределительного вала карбюраторного двигателя).
Провернув коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота, проверяем совпадение установочных меток.
Регулируем угол опережения зажигания.

Как заменить цепь и звездочки привода распредвала ВАЗ-21214

Основной причиной замены цепи является чрезмерная вытяжка. При сильно вытянутой цепи привода распределительного вала, цепь при работе двигателя начинает «греметь».

Это шум в передней части двигателя, усиливающийся при средних оборотах и переменных нагрузках (хорошо слышно шум при сбросе газа с 2500 до 1000 мин -1 ).

Конечно, в этом случае нужно поменять не только цепь, но и звездочки, башмак и успокоитель цепи.

Снимаем крышку головки блока цилиндров (смотрим статью – «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»).

Проворачиваем коленчатый вал до момента совпадения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников распределительного вала.

Отсоединяем звездочку распределительного вала с цепью от распределительного вала (смотрим статью – «Снятие распределительного вала и рычагов привода клапанов»)

Снимаем цепь со звездочки. Для наглядности операции по снятию цепи показываем на демонтированном двигателе.

Отворачиваем три болта крепления поддона картера к крышке привода распределительного вала.

Головкой «на 10» отворачиваем три гайки и шесть болтов крепления крышки привода распределительного вала к блоку цилиндров.

Под одной гайкой (с левой стороны) закреплен «массовый» провод.

Снимаем крышку привода распределительного вала

Извлекаем уплотнительную прокладку.

Головкой «на 17» отворачиваем ось башмака гидравлического натяжителя цепи.

Вынимаем башмак натяжителя.

Снимаем цепь со звездочек коленчатого вала и валика привода масляного насоса.

Вынимаем цепь привода распределительного вала.

Съемником спрессовываем звездочку с носка коленчатого вала.

Звездочка фиксируется на коленчатом валу сегментной шпонкой.

Для снятия шпонки аккуратно, стараясь не повредить шпонку и вал, зубилом выбиваем ее из паза коленчатого вала

Снятие, замена, регулировка, установка деталей привода ГРМ

Справочник

Метки

Снятие, замена, установка стабилизатора поперечной устойчивости

Снятие, замена, установка ремня привода ГРМ

Снятие, замена, установка пружины амортизатора задней подвески

Осмотр, проверка рулевого управления

Снятие, замена, установка коленвала и его вкладышей

Симптомы: дребезжит под капотом при вращении коленчатого вала, двигатель неустойчиво работает, двигатель часто глохнет.

Возможная причина: плохо отрегулирована или повреждена цепь привода ГРМ; повреждены или изношены детали привода ГРМ.

Инструменты: набор гаечных ключей, набор головок, набор отверток, молоток со стандартным бойком, молоток с резиновым бойком, зубило, съемник для спрессовки звездочки коленвала.

Примечание. Характерным признаком износа или повреждения приводной цепи газораспределительного механизма является дребезжащий звук из-под капота при резком повышении с последующим понижением частоты вращения коленчатого вала.

Износ шарниров способствует растяжению цепи. Помимо цепи и шарниров изнашиваются и звездочки-шкивы. В совокупности все эти неисправности дают смещение фаз газораспределения как последствие ослабления натяжения приводной цепи ГРМ.

Натяжение приводной цепи ГРМ регулируется методом ослабления затяжки гайки-колпачка плунжерного натяжителя, который установлен под впускным патрубком охлаждающей жидкости.

Помните, что при проведении работ по регулировке приводной цепи ГРМ рекомендуется демонтировать крышку ГБЦ. Это необходимо для того, чтобы визуально контролировать процесс работ.

Читать еще:  Тюнинг кпп ваз классика

Примечание. В данной инструкции описан полный спектр работ по ремонту и регулировке привода ГРМ.

Для того чтобы произвести регулировку цепи привода газораспределительного механизма, выполните следующие операции:

1. Отсоедините клемму минусового провода от соответствующего ему вывода аккумуляторной батареи.

2. «Разрядите» натяжитель приводной цепи ГРМ, для чего с помощью торцевого ключа «на 13» ослабьте затяжку колпачковой гайки натяжителя. В процессе выполнения данной операции башмак натяжителя должен переместиться, тем самым натянув цепь.

3. В случае, когда перемещение не произошло, причиной является заедание плунжера в цанговом замке. Для того чтобы устранить данную неисправность, нанесите несколько слабых ударов молотком по колпачковой гайке, чтобы высвободить плунжер.

4. Используя гаечный ключ «на 38», проверните коленчатый вал двигателя в направлении движения часовой стрелки на полтора-два оборота и остановите его в тот момент, когда сопротивление вращению будет максимальным. Удерживайте коленчатый вал от проворачивания в обратную сторону.

5. Закрутите колпачковую гайку натяжителя, после чего установите крышку ГБЦ двигателя.

6. Пустите двигатель и убедитесь в отсутствии дребезжащих стуков при вращении коленчатого вала.

Примечание. Если дребезжащие звуки не были устранены регулировкой натяжения цепи, то такая цепь подлежит замене.

Для того чтобы заменить цепь привода ГРМ, следуйте пунктам инструкции, приведенным ниже:

7. Отсоедините клемму минусового провода от вывода АКБ.

8. Для того чтобы облегчить дальнейшие работы, демонтируйте с автомобиля радиатор системы охлаждения двигателя.

9. Демонтируйте приводной ремень генератора.

11. Добейтесь совпадения метки, расположенной на звездочке распределительного вала, с выступом, выполненным в корпусе подшипников.

13. Отогните лепесток стопорной шайбы болта, крепящего шкив распределительного вала, используя зубила. После этого открутите и выньте крепежный болт.

14. Используя торцевой ключ «на 10» с удлинителем, открутите три болта, крепящие картер к крышке привода распредвала, а затем ослабьте затяжку двух расположенных рядом болтов.

15. Используя торцевой ключ «на 10» с удлинителем, открутите три гайки и шесть болтов, крепящие крышку привода распределительного вала к блоку цилиндров двигателя.

16. Используя молоток с резиновой головкой, обстучите крышку привода распредвала по ее краям для того, чтобы позднее отсоединение прокладки не вызвало затруднений.

17. Демонтируйте с автомобиля крышку привода распределительного вала и уплотнительную прокладку. Если на крышке или на блоке цилиндров остались следы старой прокладки, аккуратно удалите их с помощью ножа или же другого заостренного инструмента.

18. Отметьте взаимоположение приводной звездочки валика вспомогательных агрегатов и блока цилиндров двигателя. Данная операция необходима, чтобы избежать переустановки распределителя зажигания.

Примечание. На звездочке коленчатого вала и на блоке цилиндров присутствуют метки, совмещение которых говорит о том, что поршни первого и четвертого цилиндров в данный момент находятся в верхней мертвой точке.

19. Демонтируйте звездочку и цепь с распредвала.

20. Демонтируйте натяжитель приводной цепи газораспределительного механизма (см. в соответствующем подразделе данной инструкции).

21. Отогните лепесток стопорной шайбы болта, крепящего звездочку привода валика вспомогательных агрегатов (используйте зубило).

22. Используя торцевой ключ «на 17», открутите болт, крепящий звездочку, а затем демонтируйте последнюю.

23. Используя гаечный ключ «на 10», открутите ограничительный палец, а затем снимите приводную цепь ГРМ.

Примечание. При замене приводной цепи ГРМ рекомендуется также заменять звездочки и башмак натяжного устройства.

24. Для того чтобы демонтировать башмак натяжного устройства, открутите его крепежный болт, используя торцевой ключ «на 17».

25. Извлеките болт из отверстия, расположенного в БЦ, а затем демонтируйте башмак натяжного устройства.

26. Используя съемник, произведите спрессовку звездочки с носка коленвала.

27. Осмотрите звенья приводной цепи ГРМ. Осмотрите ролики. Механические повреждения не допускаются.

28. Произведите установку звездочки на носок коленчатого вала.

29. Убедитесь в совмещении меток, расположенных на блоке цилиндров двигателя и на звездочке коленчатого вала.

30. Нанесите на новую цепь ГРМ моторное масло, а затем наденьте ее на звездочку коленчатого вала.

31. Осуществите установку ограничительного пальца цепи.

32. Произведите монтаж звездочки с установленной цепью привода ГРМ на валик привода вспомогательных механизмов по ранее нанесенным меткам, натягивая ведущую ветвь цепи.

33. Вкрутите, но не затягивайте окончательно крепежный болт звездочки. Удерживайте последнюю от проворачивания.

34. Зацепите цепь с помощью проволочного крючка, а затем подтяните ее к распределительному валу.

35. Установите цепь на звездочку распределительного вала, а затем установите саму звездочку на вал. Обязательно обеспечьте совмещение меток.

36. Вкрутите, но не затягивайте окончательно, крепежный болт звездочки распредвала.

37. «Зарядите» натяжитель приводной цепи ГРМ, после чего установите его на прежнее место и вновь «разрядите» (см. соответствующий подраздел данной инструкции).

38. Включите «нейтралку» в коробке переключения передач, а затем проверните коленчатый вал двигателя на два-три полных оборота, обращая внимание на совпадение меток. Если метки не совпали, повторите операции по установке приводной цепи ГРМ.

39. Если метки совпали, включите первую передачу в КПП, затяните крепежные болты звездочек, после этого законтрите данные болты, загнув лепестки стопорных шайб.

40. Закрутите колпачковую гайку натяжного устройства цепи привода газораспределительного механизма (см. соответствующий подраздел в данной инструкции).

41. Дальнейшую сборку осуществите в обратной последовательности.

42. Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте момент зажигания.

Читать еще:  Как подключить ксенон на ваз 2110

Для того чтобы заменить натяжное устройство приводной цепи газораспределительного механизма, выполните следующие операции:

Примечание. Натяжное устройство приводной цепи ГРМ установлено справа, в передней части блока двигателя рядом с насосом охлаждающей жидкости.

43. Отсоедините отрицательный провод от вывода АКБ.

44. Используя торцевой ключ «на 10» с удлинителем, открутите две гайки, крепящие натяжное устройство цепи к ГБЦ, а затем демонтируйте его.

Примечание. Между головкой блока цилиндров и натяжным устройством приводной цепи газораспределительного механизма установлена прокладка уплотнения стыка. Не повредите ее в процессе замены натяжителя.

45. Зажмите натяжное устройство в тисках с мягкими накладками губок, а затем с помощью гаечного ключа «на 13» открутите колпачковую гайку. Произведите проверку исправности цангового замка. При повреждении сухаря замка необходимо заменить колпачок и натяжное устройство в сборе.

46. Прежде чем производить установку натяжителя, «зарядите» его. Для этого утопите плунжер в корпус натяжного устройства и, фиксируя его в таком положении, затяните гайку-колпачок.

47. Произведите монтаж натяжного устройства цепи ГРМ в головку блока цилиндров двигателя.

48. Поверните коленчатый вал двигателя по часовой стрелке, тем самым натягивая цепь ГРМ, и ослабьте гайку-колпачок, тем самым «разрядив» натяжное устройство цепи.

Для того чтобы заменить успокоитель приводной цепи ГРМ, выполните следующие операции:

Примечание. Успокоитель приводной цепи ГРМ установлен в левой передней части головки блока цилиндров двигателя.

49. Отсоедините минусовой кабель от соответствующего вывода аккумуляторной батареи.

51. С помощью торцевого ключа «на 10» открутите два болта, крепящие успокоитель цепи к головке блока двигателя. В процессе выполнения данной операции фиксируйте успокоитель.

52. Демонтируйте успокоитель цепи привода газораспределительного механизма.

53. Осуществите установку снятых деталей в обратной последовательности.

Примечание. Если в процессе вы заметите, что верхний крепежный болт успокоителя длиннее нижнего болта, – не пугайтесь, так и должно быть.

Замена цепи грм ваз 21213

Критерий работоспособности. Возможные последствия износа

В процессе эксплуатации автомобиля, особенно когда пробег достиг 100 т. км и более, цепь “вытягивается”. Этот термин не совсем правилен. Удлиняется она не за счет деформации (растяжения) щечек, а из-за увеличения шага между звеньями вследствие износа шарнирных сочленений.

Как оценить пригодность цепи?

На практике удлинение цепи рекомендуют контролировать по наличию или отсутствию возможности её натяжения. Так же можно проверить и фазы. Если метка звёздочки распредвала совпала с меткой корпуса подшипников распредвала, а метка на шкиве коленвала при этом располагается ниже метки на передней крышке двигателя миллиметров на 10 и больше, цепь желательно заменить. В случае скола втулок, появления трещин на “щёчках” (аварийное состояние) требуется немедленная замена цепи.

К каким отрицательным последствиям приводит увеличение шага цепи?

  • Двигатель работает на холостом ходу неровно несмотря на то, что исправна система зажигания и питания, компрессия в норме, зазор в клапанах тщательно отрегулирован. Дело в том, что разные звенья изнашиваются неодинаково; цепь, обегая звёздочки, натягивается то больше, то меньше, при этом фазы газораспределения тоже непостоянны.
  • “Хлопание” зазора и “падение” цепи во впадины звёздочки (на практике это сопровождается сильным шумом). Может отломиться успокоитель, ограничительный палец, уголок башмака.
  • Цепь может перескочить на 1-5 зубьев. Если цепь перескочит на 1-2 зуба, в лучшем случае двигатель заглохнет, в худшем – клапаны “встретятся” с поршнями, и серьезный ремонт двигателя неизбежен.

Чтобы оградить двигатель от описанных последствий, а себя от непредвиденных расходов, рекомендуется чаще и тщательнее регулировать натяжение цепи.

Правильная цепь и счёт звеньев

В настоящее время в продаже имеется множество разных цепей, в том числе и подделки от “серых” производителей, сделанные неизвестно где и как. Как отличить оригинальную цепь от “левой”? На вид это сделать достаточно сложно. Но нужно помнить что, втулки и звенья цепи закалённые. Это можно проверить, имея при себе надфиль. Обнаружив “сырой” металл, верните цепь обратно продавцу.

Из оригинальных цепей можно посоветовать прибалтийскую, чешскую, немецкую – Sachs.

Итак, вы решили заменить цепь и отправляетесь за ней на рынок или в магазин. Знайте что, есть два вида цепи, для двигателя 2101, 21011 и 2103, 2106. Отличаются они разной длиной. Цепь двигателей 2101 и 21011 имеет 114 звеньев, а 2103 и 2106 – 116. В двигателе 21213 установлена цепь 2103-1006040.
Как их между собой быстро различить? Не считать же звенья! Способ очень прост: растяните цепь и посмотрите на крайние звенья слева и справа:

Если они одинаковые, т.е. оба крайних звена расположены внутри или снаружи, то цепь имеет 116 звеньев (рис. б и в), если разные, тогда – 114 (рис. а).

Замена цепи ГРМ

Для замены цепи надо:

  • Снять корпус воздушного фильтра и закрыть технологической заглушкой входную горловину карбюратора.
  • Отсоединить тросик воздушной заслонки, центральный высоковольтный провод, все шланги, и отвести их в сторону.
  • Снять кожух вентилятора.
  • Отвернуть гайки крыльчатки вентилятора и снять его вместе со шкивом помпы и ремнём генератора.
  • Снять защиту поддона и брызговик двигателя.
  • Очистить металлической щёткой переднюю крышку двигателя и отмыть её бензином или другими чистящими средствами.
  • Поставить а/м на ручной тормоз или подложить под колёса противооткатные башмаки. Включит четвёртую передачу.
  • Резким ударом молотка, по ключу, ослабить гайку храповика.
  • Снять клапанную крышку.
  • Отогнуть стопорную шайбу болта звёздочки распредвала и ослабить его также резким ударом.
  • Выключить четвертую передачу.
  • Провернуть шкив коленвала до совмещения меток на шкиве коленвала и передней крышке двигателя, а также метки звёздочки распредвала с отливом корпуса подшипников.
  • Отвернуть до конца гайку храповика, снять шкив коленвала.
  • Отвернуть болты крепления (6 болтов М6, три гайки М6 на передней части и три болта М6 снизу на поддоне, спереди) передней крышки и снять её.
  • Отогнуть стопорную шайбу болта звёздочки вспомогательных агрегатов и отвернуть болт резким ударом.
  • Ослабить колпачковую гайку натяжителя цепи, отжать монтажкой натяжитель через башмак и зафиксировать его в таком положении завернув колпачковую гайку.
  • Отвернуть болт звёздочки распредвала.
  • Отвернуть ограничительный палец (около маленькой звёздочки коленвала).
  • Снять звёздочку распредвала и вытащить её из цепи.
  • Отпустить цепь и снять маленькую звёздочку коленвала.
  • Аккуратно, не проворачивая, снять звёздочку привода вспомогательных агрегатов вместе с цепью.
Читать еще:  Ваз классика не заводится

Собираем всё в обратной последовательности.

  • Смазать цепь.
  • Наживить болты крепления звёздочек. Провернуть коленвал два раза и проверить совмещение меток звёздочки коленвала и распредвала. При правильной установке метка-риска звёздочки коленвала должна находиться напротив отлива на блоке цилиндров, а звёздочки распредвала – напротив отлива корпуса подшипников распредвала. После этого затягиваем их динамометрическим ключом моментом 41,2. 51 Н*м.
  • Натянуть цепь.
  • Протереть ветошью посадочные места, поставить новые прокладки под крышки.
  • Перед установкой вентилятора охлаждения радиатора и шкива помпы ослабить гайку генератора и подвести его к двигателю. После установки, поставить ремень и натянуть его требуемым усилием.
  • Проверить УОЗ, при необходимости отрегулировать.

Работу по замене цепи лучше приурочить к плановому ТО, для того чтобы после этого поменять масло и фильтры.

Натяжитель и успокоитель цепи. Замена

В двигателе 21213 устанавливают два вида натяжителей цепи: 21213-1006060 и 2101-1006060. Натяжитель 21213-1006060 имеет более длинный плунжер. С недавних пор этот натяжитель не устанавливают; на заводе вместо него ставят натяжитель 2101. Натяжение от него к цепи передаётся через башмак 21213-1006090. Успокоитель – 21213-1006100 – гасит колебания в длинной ветви цепи.

При работе двигателя изнашивается весь механизм привода ГРМ. Поэтому работу по замене всех звёздочек, натяжителя, башмака, успокоителя и переднего сальника коленвала, желательно приурочить к плановой замене цепи. Тогда, перед тем как собирать всё назад, нужно:

  • Отвернуть два болта (М6) крепления успокоителя и две гайки натяжителя цепи.
  • Отвернуть болт крепления башмака и вытащить его вместе с башмаком. Перед сборкой ставим сначала успокоитель. У нового натяжителя ослабляем колпачковую гайку, надавливаем на шток и заворачиваем её обратно, фиксируя тем самым шток, для удобной установки натяжителя на место.
  • Выбить сальник и с помощью оправки поставить новый.
  • http://www.zr.ru/articles/36925/ – Что ломает башмаки.
  • http://www.zr.ru/articles/39136/ – Не тяни – натяни.

Как натянуть цепь

Порядок натяжения цепи следующий:

  • Отвернуть колпачковую гайку и снять её, при этом освобождается стержень натяжителя, и цепь натягивается башмаком.
  • Провернуть коленчатый вал на 1-1,5 оборота в направлении вращения. Пружина, действующая на башмак, автоматически отрегулирует натяжение цепи.
    Примечание. Проворачивать коленвал можно не только храповичным ключом или “кривым стартером, но и за поддомкраченное колесо при включенной 5-й передаче в КПП.
  • Пальцем одной руки нащупать стержень натяжителя, а другой рукой продолжить проворачивать коленвал.
  • Когда стержень натяжителя утопится на максимальную глубину, прекратить вращать коленвал.
  • Установить колпачковую гайку и затянуть её.

Как достать обломки

В процессе разборки двигателя для замены цепи, маслоотражательных колпачков или при обрыве успокоителя, а так же при неаккуратном движении можно уронить в поддон двигателя болт, шайбу, сухарь и т. д.

Как достать болты, сухари, упавшие детали и/или их обломки? Для этого не обязательно снимать поддон. Достаточно снять кожух вентилятора и его крыльчатку, ослабить ремень генератора, снять шкив коленвала и переднюю крышку двигателя. При этом вы будете иметь доступ к поддону в передней части двигателя. Единственное, что вам будет мешать – масло, которое находиться в поддоне. После этого можно нащупать рукой упавший предмет и без труда вытащить его. Этот способ менее трудоёмок, чем снятие поддона.

Как не следует менять цепь

Расскажу в двух словах об этом способе. Снимается только клапанная крышка двигателя. Разъединяется один из шарниров старой и новой цепи. К правому концу старой цепи присоединяют конец новой и протаскивают через звёздочки. Затем оба конца новой цепи соединяют и расклёпывают стыковочный палец.

Приведенную ниже ссылку я назвал бы “Как не следует менять цепь”:

Во многих книгах по ремонту описано, как правильно заменить цепь. Ослабить ремень генератора, выставить правильно все метки, заблокировать коленвал, отвернуть гайки и болты передней крышки двигателя ……. и т. д. Так вот, я лично рекомендую менять цепь правильно, чтобы избежать неприятных последствий и не платить после этого за ремонт двигателя дважды и втридорога.

Дополнение от Раск, 13.08.07.

При замене привода ГРМ обратите внимание на осевой люфт промежуточного вала. Из-за него может быть повышенный шум.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: