11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тахографы на автобусы 2018

Тахограф на автобус

Согласно действующим в РФ нормативам, тахограф на автобус нужно ставить практически обязательно. За небольшими исключениями все транспортные средства, перевозящие пассажиров на городских и пригородных маршрутах, оборудуются цифровыми автоматическими самописцами.

Чтобы выполнить требования законодательства и установить тахограф на автобус, можно поручить решение задачи нашей компании. Мы выполним монтаж и активацию прибора по всем правилам, а наличие необходимых разрешений (в том числе лицензии от ФСБ РФ) гарантирует безупречное оформление всех документов.

Обязательное оснащение автобусов тахографами: постановление №382

Уже несколько лет вопрос о том, нужен ли тахограф на автобус, перестал быть дискуссионным. Активное внедрение бортовых самописцев государством сделало очевидным тот факт, что рано или поздно все пассажирские ТС надо будет оснащать контрольными приборами для учета пробега, а главное — для борьбы с переработками водителей.

Основными документами, которые регламентировали этот вопрос, были:

  • Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения».
  • Приказы № 36 и № 273 Минтранса РФ.
  • Приказа Минтранса Российской Федерации № 227 от 27 июля 2017 года.

Согласно последнему документу, к 1 июля 2018 года тахографы должны были стоять на всех автобусах, выполняющих пригородные рейсы. А ровно через год, к 1.07.19, и на городских ТС должны были быть установлены цифровые контрольные устройства.

Ситуация изменилась с принятием Постановления правительства РФ №382 от 30.03.19 года. Правительство, принимая во внимание многочисленные жалобы на слишком недостаток времени для реализации требований предыдущих документов, пошло навстречу владельцам транспортных компаний. Согласно этому документу:

  • Крайний срок, к которому должна быть выполнена установка тахографа на автобус на городском рейсе, увеличен до 1.07.20 года.
  • Действие распространяется на технику, принадлежащую юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
  • Физические лица, в собственности которых находятся автобусы, могут эксплуатировать их только при условии оснащения тахографом с 1.11.19 года. Таким образом, на эту категорию техники действие Постановления №382 не распространяется.

Какие автобусы оборудуются тахографами?

Если сроки переоборудования техники Постановление №382 изменило, то перечень ТС, попадающих под его действие, остался прежним. Тахографы нужно ставить, если масса транспортного средства составляет более 3,5 т, и оно рассчитано минимум на восемь посадочных мест для перевозки пассажиров (место водителя не учитывается). Такие требования приводят к тому, что действия нормативов распространяются также на микроавтобусы, переоборудованные для перевозки большого числа пассажиров.

  • ТС, выполняющие регулярные коммерческие рейсы на городских/пригородных маршрутах.
  • ТС, которые выполняют нерегулярные пассажирские перевозки.
  • Транспортные средства, задействованные для подвоза сотрудников к месту работы, перемещения их между участками, а также для развозки по домам.

В последнем случае есть важное исключение. Если перевозка выполняется вне дорог общего пользования, например, на территории завода или большой строительной площадки, то оснащать технику бортовым самописцем не нужно.

Требования распространяются на ТС в любой форме собственности. Если автобусом владеет физическое лицо и не выполняет коммерческих рейсов (даже разовых), то пока закон не требует оснащать технику тахографом. Но в этом случае при перевозке пассажиров к водителю могут возникнуть вопросы у сотрудников ДПС — потому некоммерческий характер перевозки придется подтверждать. В качестве подтверждения вполне достаточно устного свидетельства пассажиров (при отсутствии водителя в перечне юридических лиц или ИП).

Требования к тахографам

Использование аналоговых (шайбовых) тахографов в РФ не допускается — уже достаточно давно их нужно было демонтировать, заменив цифровыми контрольными приборами. Кроме того, важно, чтобы информация, которая хранится в памяти тахографа, была зашифрована. Это обеспечивается использованием различных систем защиты данных, которые предотвращают их изменение/удаление.

Тип прибора, который необходимо монтировать на ТС, зависит от того, где будут выполняться рейсы:

  • На международных маршрутах допускается использование самописцев ЕСТР. Их конструкция отвечает требованиям европейских соглашений, потому при наличии разрешения на выполнение международных рейсов автобус оснащается именно таким тахографом.
  • Если компания работает только внутри РФ, то автобусы нужно комплектовать тахографом СКЗИ, оснащенные модулем криптографической защиты данных. Этот модуль подлежит регуляторной (раз в 3 года) замене и обеспечивает шифрование поступающей информации по засекреченным алгоритмам. Именно такие тахографы ставят на технику, выполняющую рейсы на внутригородских, пригородных или междугородных маршрутах, а также на служебные автобусы, перевозящие сотрудников предприятий.

Обратите внимание! Действующее законодательство прямо запрещает вывоз криптографического оборудования, в том числе самописцев с модулями СКЗИ. Попытка вывоза такой техники преследуется в уголовном порядке, потому технику с тахографами СКЗИ не задействуют в международных рейсах.

Тахограф соответствующего образца должен быть правильно установлен в автобусе, подключён к датчику скорости и бортовым сетям, откалиброван, настроен и активирован. Самостоятельно выполнить монтаж и подключение оборудования на автобус не получится. Все работы должна выполнять организация, у которой есть соответствующие разрешения (в первую очередь лицензия ФСБ РФ).

Если вам для соблюдения требований законодательства нужно оснастить автобус тахографом, все работы выполнят специалисты нашей компании. Мы:

  • Предлагаем большой выбор контрольных приборов из перечня устройств, разрушенных для эксплуатации в РФ.
  • Выполняем все операции с тахографами — от первичного монтажа до замены модуля СКЗ или калибровки прибора.

При этом расценки как на само оборудование, так и на услуги по его установке или настройке остаются вполне доступными.

Читать еще:  Хендай акцент подтянуть ремень

Эксплуатация автобуса без тахографа: возможные последствия

Действующее законодательство РФ предусматривает административное наказание за отсутствие тахографа на автобусе, который должен быть оборудован контрольным прибором. Кроме того, сотрудники Ространснадзора или ГИБДД штрафуют за:

  • Эксплуатацию техники с неисправным/неоткалиброванным устройством.
  • Управление автобусом без индивидуальной карточки водителя.
  • Нарушение установленных законом норм по продолжительности вождения/отдыха.

Максимальная сумма штрафа для водителя составляет 3 тыс. рублей, для должностного лица — до 10 тыс. рублей. Кроме того, выпуск в рейс техники без тахографа установленного образца может расцениваться как нарушение лицензионных условий, потому наказания будут строже:

  • До 20 тысяч для ИП или должностных лиц.
  • До 100 тысяч — для юридических лиц.

В ряде случаев (например, при неоднократных нарушениях или других отягчающих обстоятельствах) эксплуатация ТС без установленного тахографа может стать причиной приостановки деятельности транспортного предприятия на срок до 3 месяцев.

Для большинства автобусов, которые перевозят пассажиров на коммерческой основе или используются для подвоза сотрудников к месту работы и обратно, оснащение тахографов будет обязательным. Чтобы в срок выполнить все требования законодательства и не попасть под волну ажиотажа, стоит заранее позаботиться о покупке прибора и его правильном подключении в сертифицированной организации.

Введение тахографов для городских и пригородных автобусов с 1 июля 2020 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях нормативных документов, связанных с использованием тахографов. Напомню, что тахограф – это прибор, который позволяет контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха.

Более подробная информация по использованию данного оборудования приведена в статье “На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?”.

Сегодня же речь пойдет о том, что тахографы стали обязательными для городских и пригородных автобусов. Изменения вступили в силу 20 ноября 2017 года, однако на переоснащение транспортных средств перевозчикам было дано дополнительное время.

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Удаление городских и пригородных автобусов из перечня исключений

Первое изменение вносится в Приложение N 2 “Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами” к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства”:

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
.
за исключением:

  • транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112;

Согласно изменениям городские и пригородные автобусы удалены из перечня исключений с 20 ноября 2017 года.

На какие автобусы распространяется нововведение?

1. Категории M2 и M3 включают в себя автобусы любой массы. То есть речь идет о всех транспортных средствах, имеющих более 8 пассажирских мест.

Таким образом наряду с большими автобусами тахографы нужно установить и на микроавтобусы (Газель и т.п.).

2. Речь идет о городских и пригородных перевозках. К ним относятся все поездки в пределах населенных пунктов, а также на расстояние менее 50 км между населенными пунктами.

Таким образом, нововведения затрагивают все маршрутные автобусы и маршрутные такси.

Срок установки тахографов

Следующие дополнения внесены в порядок оснащения транспортных средств тахографами (Приказ Министерства транспорта от 21 августа 2013 г. № 273).

Для пригородных автобусов

3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России N 36 после слов “за исключением”, производится:
.

  • транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, – до 1 июля 2018 г.;

Для пригородных автобусов крайний срок установки – 1 июля 2018 года.

Для городских автобусов

3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России N 36 после слов “за исключением”, производится:
.

  • транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, – до даты, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 “О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);

2. Пункт 1 настоящего постановления в части, касающейся оснащения тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, вступает в силу с 1 июля 2020 г.

На городские автобусы тахографы должны были быть установлены до 1 июля 2020 года.

Примечание. Изначально в качестве срока установки тахографов было установлено 1 июля 2019 года, однако дата была перенесена.

Так что законодатели отвели перевозчикам достаточно времени, чтобы привести транспортные средства в соответствие нововедениям.

Читать еще:  Инструкция к бортовому компьютеру ваз 2110

Напомню, что за отсутствие тахографа можно получить штраф 3 000 – 5 000 рублей для водителя и до 50 000 рублей для юридического лица.

Подведем итоги данной статьи. С одной стороны введение тахографов для городских и пригородных автобусов положительно скажется на безопасности пассажиров, т.к. особо предприимчивые водители перестанут работать круглые сутки или без выходных для получения максимальной прибыли. С другой стороны для добросовестных перевозчиков, соблюдающих режимы работы, установка повлечет довольно серьезные затраты.

Также нужно отметить, что после установки тахографа водителю придется тщательно соблюдать режим труда и отдыха в соответствии с выбранным типом учета.

Приборы могут установить только для дальних поездок

Городские автобусы, на которых с 1 июля должны начать в обязательном порядке устанавливать тахографы, могут быть избавлены от этой необходимости. В рамках регуляторной гильотины предлагается убрать требование об оснащении тахографами автобусов, работающих в городском и пригородном сообщении, сохранив его лишь для междугородних и международных маршрутов. Автобусные перевозчики поддерживают эту инициативу. Но единства нет даже в рабочей группе, которая обсуждает этот вопрос. Эксперты считают, что перевозчики пытаются обезопасить себя от претензий надзорных органов и самих водителей, которые в последнее время успешно используют показания тахографов в суде для того, чтобы доказать переработку и получить за нее компенсацию.

На прошлой неделе на заседании рабочей группы по автомобильному транспорту в рамках регуляторной гильотины было предложено изменить постановление правительства, вводящее обязательное оснащение автобусов тахографами (аппаратами, обеспечивающими непрерывную регистрацию информации о скорости и маршруте движения, а также о режиме труда и отдыха водителей). Об этом “Ъ” рассказал президент Московского транспортного союза и сопредседатель этой рабочей группы Юрий Свешников.

Как пояснил господин Свешников, это предложение опирается на европейский опыт: в Европе тахографы, как правило, не используются на автобусах, работающих на маршрутах протяженностью менее 50 км. Также, отмечает он, за автобусами на городских и пригородных маршрутах постоянно наблюдают городские диспетчерские, что делает тахографы избыточными. На таких автобусах уже установлено множество различных систем, в том числе аппаратура спутниковой навигации (АСН), система ЭРА-ГЛОНАСС и так далее. Господин Свешников рассказывает, что тахограф стоит порядка 56 тыс. руб., на нем раз в три года необходимо менять систему криптозащиты (20 тыс. руб.). К тому же, говорит он, существующие системы тахографии не всегда учитывают особенности режима труда и отдыха водителей городского транспорта: так, нормы труда и отдыха предписывают водителю сделать перерыв 15 минут через четыре часа, а потом — по 15 минут каждые два часа, что плохо согласуется с регулярным расписанием и пробками.

18 марта, поясняет Юрий Свешников, предстоит голосование по включению изменений в постановление правительства №382 в реестр изменяемых нормативно-правовых актов. По его словам, крайне важно, чтобы изменение произошло до мая, поскольку уже с 1 июля вступает в силу требование об обязательной установке тахографов на городские автобусы. Но в Минтрансе подчеркнули, что, по постановлению правительства от 30 марта 2019 года №382, транспортные средства категорий М2 и М3 (автобусы), осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, должны оснащаться тахографами. «Решений об отмене данного требования не принималось»,— напоминают в министерстве.

По ее словам, «более бессмысленных трат представить себе было нельзя». «Оснащение автопарка с 300 автобусами обошлось быть примерно в 15 млн руб. При этом стоит понимать, что сейчас все современные автобусы уже ими оснащаются. Через пять-семь лет весь автопарк будет обновлен, и здесь получаются двойные траты, если обязать всех установить тахографы сейчас»,— поясняет она. Кроме того, обязательное следование режиму труда и отдыха с контролем через тахографы может привести к казусным ситуациям, когда водитель просто будет высаживать пассажиров посреди дороги, предупреждает Татьяна Ракулова.

«Когда речь идет о здоровье и жизни пассажиров, а нередко и самих водителей автобусов, излишних мер безопасности быть не может. Тахограф — одна из них, дополнительный стимул для сотрудников и работодателей соблюдать режим труда и отдыха»,— считает генеральный директор АО «Мострансавто» Владислав Мурашов.

Как в ПДД закрепили режим труда и отдыха при управлении автобусами и грузовиками

«Вероятно, многие перевозчики из противников установки тахографов на городские автобусы не хотят брать ответственность только на себя за дорогостоящее оборудование, неправильно установленное в специализированной мастерской,— полагает эксперт НАПТА Тарас Коваль.— Считаю, что необходимо также ввести ответственность за установку тахографов мастерскими».

Глава ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин уточняет, что единства внутри рабочей группы по обсуждаемому вопросу нет. По его мнению, такой инициативой городские перевозчики пытаются защитить себя от надзорных органов и исков водителей. Он отмечает, что режим труда и отдыха на городском автотранспорте систематически нарушается: «водители фактически превратились в рабов, на некоторых предприятиях норма 700 км в день, что требует порядка 14–15 часов работы».

Тахограф — не панацея от всех бед, говорит эксперт: «если система внутри города позволяет систематически проверять информацию в диспетчерских пунктах, потребности в технических средствах нет, а если не позволяет — на помощь приходят тахографы». Но в России, поясняет он, контролеры годами не ходят на диспетчерские пункты, особенно в городе, тогда как пригородные и междугородние перевозки иногда проверяют. А ГЛОНАСС-приемник позволяет лишь контролировать положение транспортного средства, но не нахождение водителя за рулем.

Читать еще:  Ткань для обшивки сидений

Как владельцам автобусов и грузовиков подготовили ужесточения

Штраф трудовой инспекции за нарушение режима труда и отдыха водителя может составлять 500 тыс. руб., чего перевозчики опасаются. Также, отмечает он, водители уже научились использовать показания тахографа для защиты своих прав и требовать с предприятий оплату сверхурочных через суд: он приводит в пример водителя компании «Сельта», доказавшего свою правоту в суде в прошлом году, а также недавний аналогичный случай в Калуге. Господин Мирошин уточняет, что в Европе норма о расстояниях ниже 50 км применяется лишь для международных перевозок и там нет единого законодательства о тахографах: в Англии, Германии и Бельгии есть такой закон, в некоторых других странах — нет.

Наталья Скорлыгина, Дмитрий Шестоперов, Иван Буранов

Пригородные автобусы и маршрутки должны быть оснащены тахографами с 1 июля 2018 года

Такие требования содержатся в Приказе №277 Минтранса от 26 июля 2017 года. Он вносит изменения в Приказы министерства №273 от 21 августа 2013 года («Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами») и №36 от 13 февраля 2013 года. С текстами этих документов можно ознакомиться на портале Навипорт.

Кроме того, в Приказе №277 отмечается, что с 1 июля 2019 года тахографами должны быть оснащены городские автобусы и маршрутки. Текст документа появился на официальном интернет-портале правовой информации еще 9 ноября 2017 года. Несоблюдение закона приведет к потере лицензии и серьезным убыткам в бизнесе.

Пригородными считаются все автобусы, совершающие регулярные пассажирские перевозки между населенными пунктами на расстояние менее 50 км.

Изменения касаются транспортных средств категорий М2 и М3. К ним относятся автобусы, в которых пассажирских мест больше восьми. Это значит, что тахографами надо оснащать как микроавтобусы, используемые для пассажирских перевозок, так и обычные автобусы.

Напомним, что с 1 января 2018 года все тахографы, устанавливаемые на транспортные средства, должны в обязательном порядке иметь блок СКЗИ (Приказ Минтранса №273). Дата оснащения данных категорий автобусов тахографами неоднократно переносилась. В первой редакции Приказа №36 было указано обязательно оснащение тахографами автобусов категорий М2 и М3 до 1 июля 2014 года.

По мнению председателя Ассоциации «РУСТАХОКОНТРОЛЬ» Геннадия Мирошина, к 1 июля предстоит оснастить тахографами порядка 500 тыс. автобусов. «Весь автобусный парк составляет около 800 тыс. единиц. Из них оснащены тахографами, я думаю, тысяч 300 – в это число, прежде всего, входят автобусы, которые осуществляют даже не пригородные, а междугородние перевозки, – сказал Геннадий Мирошин. – Оставшиеся 500 тыс. единиц – это городской и пригородный транспорт. По моему мнению, городских автобусов, не оснащенных тахографами, гораздо больше, чем пригородных».

Эксперт отметил, что автобусный парк не готов к оборудованию тахографами, потому что для этого не выделено соответствующее финансирование. Ведь перевозками занимаются в основном муниципальные компании. «Вопрос о готовности можно оценить в 10%», – пояснил Геннадий Мирошин. «Если в среднем взять стоимость замены одного тахографа – сам прибор, установка, переоборудование, работы, потери на простой, – около 50 тысяч рублей, для парка небольшого города в 100 единиц потребуется приличная сумма. Но даже при наличии средств снять с маршрута автобусы проблематично, ведь установка тахографа занимает время», – сказал эксперт.

В то же время, по его словам, ужесточения проверок со стороны надзорных органов с 1 июля 2018 года не будет. «Скорее всего, спешить никто не будет. Перевозчикам могут дать еще месяц-другой на раскачку. И к сентябрю, скорее всего, проверки начнутся», – заключил Геннадий Мирошин.

Компании на рынке предлагают установку цифрового тахографа «под ключ» от 35 тыс. рублей, а с дополнительным оборудованием (переходник датчика скорости, датчик скорости, информационный кабель) – от 37 тыс. рублей. Стоимость зависит от модели самого автомобиля (маршрутки или автобуса).

Перевозчики должны быть готовы к 1 июля к новым правилам и оборудованию автобусов тахографами, считает эксперт портала Навипорт, генеральный директор ООО «ИМИКТЕХ» Иван Морарь. «При этом частным перевозчикам подготовиться будет сложнее. Среди них найдется достаточно тех, которые будут тянуть до последнего, – отметил он. – К сожалению, растущие цены на топливо, возможное изменение налогового законодательства, курс рубля, увеличивающий стоимость запчастей, не добавляют желания у перевозчиков вкладываться в тахографию».

Подобное поведение, по мнению эксперта, связано с тем, что участники рынка не до конца понимают назначение тахографии. «Изначальный посыл введения тахографов – обеспечение безопасности дорожного движения. Но кто действительно понимает, как тахограф это делает? Думаю, что практически никто, – сказал Иван Морарь. – Тахограф не разбудит и не придаст чувства бодрости. Тахограф не является элементом активной безопасности. В стране уже пятый год идет регистрация режима труда и отдыха водителей, но нет контроля и принятия мер по его несоблюдению или вскрытия фактов принуждения работодателями водителей к нарушению режима труда и отдыха. Проверяют в основном наличие тахографа и карты водителя. По сути, идет борьба с инфарктами методом снятия кардиограммы».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: