Зашкаливает тахометр ваз 2106
Зашкаливает тахометр ваз 2106
Для измерения оборотов двигателя исключительно карбюраторных автомобилей используется тахометр.
Это прибор, расположенный на передней панели.
Его нельзя назвать сверхважным, но для новичка-автомобилиста, который еще не «слышит» двигатель своей машины, он помогает вычислить количество оборотов двигателя и коленвала.
Еще он играет и эстетическую роль.
Немало автовладельцев любят похвастать современными приборами на панели управления.
ВАЗ 2106 имеет четырехтактный четырехцилиндровый двигатель, и в течение 1 оборота ротора распределителя зажигания четырежды размыкаются и замыкаются контакты прерывателя, так званого трамблера.
Схема подключения
2 – катушка зажигания;
3 – распределитель зажигания:
Как подключить
Тахометр TX-193 автомобиля ваз 2106 работает по принципу измерения частоты импульсов напряжения, возникающих в первичной цепи системы зажигания. В четырёхтактном четырёхцилиндровом двигателе в течение одного оборота ротора распределителя зажигания происходит четырёхкратное размыкание и замыкание контактов прерывателя. То есть, за один оборот ротора формируется четыре импульса напряжения (или два импульса за один оборот коленчатого вала). Таким образом, частота следования импульсов находится в прямой зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, что, собственно, и находит своё отображение в показаниях прибора.
Для того чтобы разобраться, как подключить тахометр на ваз 2106, нужно просто выяснить назначение подключаемых проводов:
Белый провод служит для подключения подсветки устройства;
Красный (толстый) провод соединяется через предохранитель с замком зажигания, на него поступает питание при включенном зажигании;
Белый провод с чёрной полосой — для соединения с «массой» в любом удобном месте;
Коричневый идёт на вывод «К+» катушки зажигания, сигналы с этого провода управляют показаниями тахометра;
Чёрный провод соединяется с реле включения индикатора зарядного тока, который расположен с правой стороны под капотом;
Серый с чёрной полосой провод контактирует с датчиком давления масла, расположенным с левой стороны двигателя.
Не работает, причины
В первую очередь надо проверить вообще наличие подключения тахометра к катушке зажигания. Вторая причина: может случайно перепутали контакты «плюс» и «минус» в аккумуляторе. Нарушением в работе может быть, если провода зажигания силиконовые. В этом случае надо поменять сопротивление номинала резистора на плате.
В случае, если ваше авто инжекторное, может быть нарушена цепь от модуля зажигания к пятому контакту КП, и далее с тахометром.
Дергается стрелка
Если дергается стрелка тахометра, то советуем проводить первичный поиск неисправности в следующей последовательности:
1. Проверьте лампочку «чек» на панели приборов, если в вашей модели автомобиля таковая имеется. Если она не горит, то, вероятнее всего, диагностика не покажет ошибки.
2. Проверяем проводку, при этом проверяйте не только уровень напряжения на «плюсовом» и «минусовом» проводе, но и качество контактов. Также обязательно проверьте наличие «массы», часто именно это упускают из виду. Обычно и другие потребители, в этом случае, начинают работать некорректно.
3. Частой причиной дерганий стрелки тахометра становятся плохие контакты трамблера или выхода из строя конденсатора, который находится на трамблере, его очень часто пробивает – это самая распространенная причина поломки тахометра.
4. Проверьте систему зажигания. Часто неисправности в этой цепи приводят к сбоям в работе тахометра, особенно к дергающейся стрелке.
5. Если сбои в работе тахометра появились после его разборки или замены, то возможно необходимо его настроить. Во-первых, проверьте его положение: правильно ли он стоит. Во-вторых, проверьте положение нуля. Его вы можете подкорректировать тумблером сзади панели.
6. Если стрелка дергается на высоких оборотах, то это первый признак «кончины» коммутатора.
Неисправности
Перегорел предохранитель №2 (10А) — Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Неисправен тахометр — Проверьте тахометр
Повреждена электропроводка — Восстановите электропроводку
Устройство, принцип действия, ремонт и замена тахометра ВАЗ 2106
Такой прибор, как тахометр никак не влияет ни на работу двигателя, ни на ходовые качества машины, но без него приборная панель современного автомобиля будет неполноценной. В этой статье мы рассмотрим, зачем он нужен, как устроен, какие неисправности у него случаются, и как с ними разобраться без помощи специалистов.
Тахометр ВАЗ 2106
Первым автомобилем из семейства «Жигули», оборудованным тахометром, стал ВАЗ 2103. Ни «копейки», ни «двойки» такого прибора не имели, однако без проблем ездили и ездят по сегодняшний день без него. Зачем же конструкторам понадобилось устанавливать его на панель?
Предназначение тахометра
Тахометр служит для измерения частоты вращения коленчатого вала. По сути, он является счётчиком оборотов, показывая их количество водителю посредством отклонения стрелки шкалы на определённый угол. С его помощью человек, сидящий за рулём, видит, в каком режиме работает силовой агрегат автомобиля, а также, нет ли на него лишней нагрузки. Основываясь на полученной информации водителю легче выбрать правильную передачу. Кроме этого тахометр незаменим при настройке карбюратора. Именно его показатели учитываются при регулировке холостого хода и качества топливной смеси.
Какой тахометр установлен на ВАЗ 2106
«Шестёрки» комплектовались тем же самым тахометром, что и «тройки». Это была модель ТХ-193. Точность, надёжность и великолепный спортивный дизайн сделали из нее своего рода эталон автомобильного прибора. Не удивительно, что сегодня эти тахометры многие владельцы автомобилей устанавливают в качестве дополнительных приборов. Более того, ими оснащают мотоциклетные, и даже лодочные двигатели. Что же касается «Жигулей», то прибор может быть установлен без переделок на такие модели ВАЗ, как 2103, 21032, 2121.
Таблица: основные технические характеристики тахометра ТХ-193
ТХ-193 есть в продаже и сегодня. Стоимость нового прибора в зависимости от производителя варьируется в пределах 890–1200 рублей. Бывший в употреблении тахометр этой модели обойдётся в два раза дешевле.
Устройство и принцип работы тахометра ТХ-193
Тахометр «шестёрки» состоит из:
- пластикового цилиндрического корпуса со стеклодержателем;
- шкалы, разделённой на зоны безопасного и опасных режимов;
- лампы подсветки;
- миллиамперметра, на валу которого закреплена стрелка;
- электронной печатной платы.
Конструкция тахометра ТХ-193 электромеханическая. Принцип его работы построен на измерении количества импульсов электрического тока в первичной (низковольтной) цепи системы зажигания автомобиля. В двигателе ВАЗ 2106 за один оборот вала трамблёра, соответствующий двум вращениям коленчатого вала, контакты в прерывателе замыкаются и размыкаются ровно четыре раза. Эти импульсы снимаются прибором с конечного вывода первичной обмотки катушки зажигания. Проходя через детали электронной платы, их форма из синусоидальной преобразуется в прямоугольную, имеющую постоянную амплитуду. С платы ток поступает на обмотку миллиамперметра, где в зависимости от частоты следования импульсов, увеличивается, или уменьшается. Стрелка прибора реагирует именно на эти изменения. Чем больше сила тока, тем больше стрелка отклоняется право и наоборот.
Электрическая схема подключения тахометра ВАЗ 2106
Учитывая, что ВАЗ 2106 выпускались как с карбюраторными, так и инжекторными двигателями, подключение тахометра у них было разным. Рассмотрим оба варианта.
Подключение тахометра в карбюраторных ВАЗ 2106
Электрическая цепь счётчика оборотов карбюраторной «шестёрки» довольно проста. Сам прибор, имеет три основных провода подключения:
- к плюсовой клемме аккумуляторной батареи через контактную группу замка зажигания (красного цвета);
- к «массе» машины (белый провод с чёрной полосой);
- к выводу «К» на катушке зажигания, соединённого с прерывателем (коричневый).
Также есть дополнительные провода. Они служат для:
- подачи напряжения на лампу подсветки (белый);
- соединения с реле индикатора заряда аккумуляторной батареи (чёрный);
- контакта с прибором датчика давления масла (серый с чёрной полосой).
Провода могут подключаться как при помощи колодки, так и по отдельности, в зависимости от года выпуска прибора и его производителя.
В карбюраторных «шестёрках» с бесконтактным зажиганием схема подключения тахометра аналогична, за исключением того, вывод «К» катушки соединён не с прерывателем, а с контактом «1» коммутатора.
Подключение тахометра в инжекторных ВАЗ 2106
В ВАЗ 2106, оснащённых двигателями с распределённым впрыском схема подключения несколько иная. Там нет ни прерывателя, ни коммутатора, ни катушки зажигания. Прибор получает уже полностью обработанные данные с электронного блока управления двигателя (ЭБУ). Последний, в свою очередь, считывает информацию о количестве оборотов коленчатого вала со специального датчика. Здесь тахометр подключается к цепи питания через замок зажигания, «массе» автомобиля, ЭБУ и датчику положения коленвала.
Неисправности тахометра
Несмотря на то что тахометр ТХ-193 считается довольно надёжным, неисправности бывают и у него. Их признаками являются:
- отсутствие реакции стрелки на изменение количества оборотов двигателя;
- хаотическое движение стрелки вверх-вниз, независимо от режима работы двигателя;
- явное занижение или завышение показаний.
О каких же поломках свидетельствуют перечисленные признаки?
Стрелка не реагирует на измерение количества оборотов
Обычно, отсутствие реакции стрелки связано с нарушением контакта в разъёмах основных проводов его подключения, или же повреждением проводки цепи. Первым делом следует:
- Осмотреть крепление проводника в изоляции коричневого цвета к выводу «К» на катушке зажигания. При выявлении плохого контакта, следов окисления, подгорания провода или вывода, устранить проблему путём зачистки проблемных участков, обработки их антикоррозионной жидкостью, подтягивания гайки крепления.
- Проверить надёжность соединения чёрно-белого провода с «массой» автомобиля. В случае обнаружения нарушения контакта, зачистить провод и поверхность, к которой он крепится.
- При помощи тестера определить, поступает ли напряжение при включённом зажигании на красный провод. Если напряжения нет, проверить исправность предохранителя F-9, отвечающего за целостность цепи панели приборов, а также состояние контактов замка зажигания.
- Разобрать панель приборов и проверить соединения контактов в колодке жгута проводов тахометра. «Прозвонить» тестером все провода, идущие к прибору.
Видео: стрелка тахометра не реагирует на обороты двигателя
Стрелка тахометра хаотично скачет
Скачки стрелки ТХ-193 в большинстве случаев также являются симптомом неисправностей, связанных с его электрической цепью. Причинами такого поведения прибора могут быть:
- отсутствие хорошего контакта на минусовой клемме аккумулятора;
- окисление или подгорание коричневого провода на катушке зажигания;
- подгорание или износ контактов крышки распределителя зажигания, или бегунка;
- износ подшипника вала трамблёра;
- замыкание красного провода, питающего прибор, на «массу» автомобиля;
- неисправность датчика положения коленчатого вала (для инжекторных двигателей).
Решается подобная проблема путём зачистки контактов, замены крышки распределителя зажигания, бегунка, опорного подшипника, восстановления целостности изоляции питающего провода прибора, замены датчика коленвала.
Видео: скачки стрелки тахометра
Тахометр занижает или завышает показания
Если прибор откровенно врёт, то проблема, скорее всего, кроется в системе зажигания. Иными словами, показывает он правильно, вот только количество импульсов, создаваемых прерывателем за один оборот вала распределителя больше или меньше четырёх. При неправильных показаниях тахометра, обычно, наблюдается ухудшение работы двигателя. При этом могут плавать обороты, периодически появляются пропуски зажигания, что сопровождается троением двигателя, выхлопом белого или сизого цвета.
Неисправность в таком случае следует искать в прерывателе, вернее, в его контактной группе или конденсаторе. Для устранения подобной неисправности необходимо:
- Разобрать распределитель зажигания.
- Проверить состояние контактов прерывателя.
- Зачистить контакты.
- Произвести регулировку зазоров между контактами.
- Проверить исправность конденсатора, установленного в прерывателе.
- Проверить исправность датчика положения коленвала. В случае неисправности — заменить его.
Однако причина может быть и в самом тахометре. Случаются неисправности, связанные с деталями электронной платы, а также с обмоткой миллиамперметра. Здесь без познаний в электронике не обойтись.
Несовместимость тахометра ТХ-193 с бесконтактной системой зажигания
Старые модели приборов марки ТХ-193 предназначены исключительно для контактной системы зажигания. Все владельцы «шестёрок», которые самостоятельно переоборудовали свои машины под бесконтактную систему, сталкивались после этого с проблемами в работе тахометра. Все дело в разной форме электрических импульсов, поступающих на прибор с прерывателя (в контактной системе) и коммутатора (в бесконтактной системе). Самым простым способом решения такой проблемы является установка конденсатора в разрез того самого коричневого провода, идущего с прерывателя. Но здесь требуется опытным путём подобрать нужную ёмкость. В противном случае тахометр будет врать. Так что, если у вас нет желания заниматься подобными экспериментами, просто купите прибор для бесконтактной системы зажигания.
Видео: решение проблемы несовместимости ТХ-193 с бесконтактной системой зажигания
Проверка правильности работы тахометра
В условиях автосервиса правильность показаний тахометра проверяется на специальном стенде, который имитирует систему зажигания. Конструкция стенда включает источник питания распределитель и счётчик оборотов его вала. Ниже в таблице приведены расчётные значения частоты вращения ротора распределителя и соответствующие им показания тахометра.
Тахометр ВАЗ-2106: схема подключения, устройство и возможные неисправности
Используется тахометр ВАЗ-2106 для того, чтобы производить контроль частоты вращения коленчатого вала двигателя. Устанавливается индикатор в приборной панели, справа от спидометра. Автомобилей шестой модели с инжекторными моторами “АвтоВАЗ” не выпускал, только в последние годы производства небольшая партия сошла с конвейера “ИЖ-Авто”. Поэтому тахометр использовался только с системами зажигания, которые совместимы с карбюраторным впрыском.
Особенности тахометра
Многие автомобилисты не пользуются тахометром – он не столь важен, как спидометр (по которому производится контроль скорости, дабы не нарушить ПДД и не заработать штраф). При помощи тахометра производится замер частоты вращения мотора – а это иногда оказывается полезным для новичков, которые не научились «чувствовать» работу двигателя.
При проведении тюнинга устанавливаются красивые приборы, которые улучшают внешний вид приборной панели. На шестерках устанавливались моторы с четырьмя цилиндрами. У них имеется одна особенность – на каждый оборот вала распределителя зажигания (трамблера) происходит четыре замыкания контактной группы прерывателя. С ее помощью создается импульс, необходимый для образования искры. В бесконтактной системе функции механического прерывателя выполняет датчик Холла.
Схема включения тахометра
Схема тахометра ВАЗ-2106 зависит от того, какая система зажигания используется на автомобиле. В случае контактной системы соединения производятся следующим образом:
- Левый вывод тахометра (красный) подключается к плюсу замка зажигания. Это питание прибора – оно поступает только при включенном зажигании.
- Средний провод (белый с черной полосой) соединяется с массой (кузовом) автомобиля.
- Правый вывод тахометра является сигнальным, окрашен он в коричневый цвет. Он соединяется с выводом «К» катушки зажигания и контактной группой трамблера.
Подключение тахометра к элементам электронной системы зажигания очень похоже:
- Красный провод соединяется с замком зажигания. Питание поступает, как и в прошлом варианте, только при включении зажигания.
- Минусовой провод (белый с черной полосой) соединен с кузовом автомобиля.
- Провод управления (коричневый) соединяется с выводом «К» катушки и контактом «1» электронного коммутатора.
В обоих случаях к тахометру подводится провод питания лампы накаливания, которая необходима для подсветки шкалы.
Характеристики тахометра
В общем подключение тахометра ВАЗ-2106 не вызовет трудностей – у него всего три основных провода, остальные вспомогательные. Модель прибора ТХ-193 может использоваться как в автомобилях ВАЗ-2106, так и в аналогичных моделях. Его допускается применять для измерения частоты вращения любого двигателя, в котором установлено электронное или контактное зажигание.
При помощи тахометра производится замер количества импульсов в первичной цепи зажигания. На четырехцилиндровых четырехтактных моторах за один оборот вала трамблера происходит 4 замыкания и размыкания контактной группы. Другими словами, каждый оборот инициирует образование 4 импульсов. Но за каждый оборот коленчатого вала происходит выработка только двух импульсов. Следовательно, существует прямая зависимость между частотами вращения ротором трамблера и коленчатого вала.
Провода для подключения тахометра
В конструкции прибора имеется не только указатель частоты вращения, но и лампа давления масла.
Перед тем как подключить тахометр на ВАЗ-2106, нужно ознакомиться с назначением всех проводов:
- Белый – предназначен для соединения с частью проводки, по которой поступает напряжение для подсветки приборов.
- При помощи красного провода и предохранителя осуществляется питание прибора. Причем напряжение на него поступает только тогда, когда включено зажигание.
- Белый с черной полоской – соединение с массой автомобиля.
- Коричневый – сигнальный провод, по которому поступают импульсы напряжения с катушки.
- Черный – предназначен для соединения электромагнитного реле индикатора тока зарядки. Установлено реле в подкапотном пространстве, в правой части.
- Серый провод с черной полоской соединяется с датчиком давления масла на блоке двигателя.
При монтаже обязательно нужно соблюдать цвета. По привычке можно воспринять черный провод как минусовой (ведь в большинстве случаев так и есть). В этом случае не будет работать тахометр.
Если тахометр не работает
Последовательность действий при обнаружении поломки тахометра (при полном отказе):
- Проверьте цепь подключения к выводу «К» катушки зажигания. Если имеется обрыв, устраните его. Все работы нужно выполнять при отключенной клемме АКБ.
- Проверьте цепь питания прибора, удостоверьтесь в исправности предохранителя.
- На инжекторных двигателях может выйти из строя цепь, соединяющая модуль зажигания и блок управления.
- При использовании силиконовых высоковольтных проводов иногда требуется заменить резистор, установленный на плате тахометра ВАЗ-2106.
Но это поломки, которые приводят к полному отказу прибора. Намного чаще он работает с перебоями.
Перебои в работе
Очень часто случается такое, что стрелка начинает дергаться. Если автомобиль инжекторный, то поиск неисправности заключается в том, чтобы подключить диагностический сканер и проверить системы двигателя.
В других же случаях потребуется выполнить такие манипуляции:
- Проверить проводку, уровень напряжения питания. Обязательно убедитесь в том, что нет обрывов в цепях и следов окисления.
- Удостоверьтесь в том, что соединение с «массой» качественное.
- При плохих контактах в трамблере или поломке конденсатора происходит дергание стрелки тахометра ВАЗ-2106. При пробое конденсатора просто замените его.
- Продиагностируйте систему зажигания, устраните дефекты.
- При появлении неисправностей после полной (или частичной) разборки, замены, потребуется настроить. Для этого при помощи микротумблера на задней стороне установите «ноль».
- В том случае, если стрелка начинает дергаться только при работе двигателя на высоких оборотах, потребуется заменить коммутатор.
Если на ВАЗ-2106 не работает тахометр, нужно тщательно проверить все цепи его подключения. Чаще всего причина поломки – это сгорание предохранителя и обрыв проводов питания.
Какая схема подключения тахометра у ВАЗ-2106
Тахометр – прибор, который располагается на передней панели в автомобиле. Нельзя утверждать, что это устройство является важнейшей составляющей любой машины. Однако для водителей с небольшим стажем данный прибор очень полезен. Неопытный водитель не «слышит» двигатель своего автомобиля. Поэтому для вычисления количества оборотов двигателя и коленвала на первых порах рекомендуется использовать тахометр. Помимо измерительной функции, он также играет эстетическую роль. Современные устройства на панели управления подчеркивают солидный статус автовладельца.
У такого автомобиля ВАЗ-2106 4-тактный и 4-цилиндровый двигатель. Контакты прерывателя размыкаются и замыкаются по 4 раза за один оборот ротора распределителя зажигания. За 1 оборот возникает 4 импульса напряжения.
Перед установкой изучите схему подключения устройства, измеряющего количество оборотов. Необходимо выделить три важнейших составляющих:
- тахометр;
- катушка зажигания;
- распределитель зажигания.
Процедура подключения состоит из нескольких этапов.
- Подсоедините кабель коричневого цвета к выводу катушки зажигания «К+».
- К замку зажигания подключите кабель красного цвета.
- К минусу подключите провод белого цвета (с черной полосой).
Через коричневый провод за счет импульсов, поступающих с катушки, будут меняться показания прибора. Через красный провод поступает питание от аккумуляторной батареи.
Белый кабель применяется для соединения с «массой».
В процессе подключения вы увидите вспомогательные провода, каждый из которых выполняет свою функцию. Кабель белого цвета необходим для подключения подсветки, чтобы вы могли видеть данные прибора при разном освещении в любое время суток. Провод черного цвета выполняет роль соединителя с реле зарядки. Это реле находится справа под капотом машины. Провод серо-черного цвета обеспечивает контакт с датчиком давления масла, который расположен слева от двигателя.
Если прибор не работает или работает некорректно
Схема подключения тахометра на автомобиль ВАЗ-2106 достаточно проста. Однако после установки, если ее осуществлял автовладелец самостоятельно, прибор не всегда работает корректно. Часто проблемы в работе прибора возникают, если автовладельцы устанавливают б/у тахометры ВАЗ-2106 на Москвич или Оку. В таком случае устройство может показывать более низкие обороты. Причин тому несколько. В любом случае при обнаружении неисправности следует выполнить ряд действий, которые помогут определить причину неполадки и устранить ее.
Прежде всего, надо проверить наличие подключения прибора к катушке зажигания. Затем убедитесь, что вы случайно не перепутали «+» и «–» в аккумуляторе. Нарушения в работе прибора могут возникнуть из-за проводов зажигания, если они силиконовые. В таком случае поменяйте сопротивление номинала резистора. Если ваш автомобиль инжекторный, скорее всего, неполадка возникла из-за каких-либо нарушений в цепи от модуля зажигания к 5-му контакту КП.
Одной из наиболее частых неполадок таких приборов является дергание стрелки. Поиск причины такой неисправности нужно осуществлять, начиная с проверки проводки. Надо проверять не только уровень напряжения, но и качество контактов. В обязательном порядке проверяйте «массу». Стрелка может дергаться из-за плохих контактов трамблера. Еще одна причина – выход из строя конденсатора, который расположен на трамблере. Конденсатор часто пробивает. И это является самой распространенной причиной поломки приборов, измеряющих количество оборотов двигателя.
Подобные неполадки с прибором могут возникнуть в машинах с электронным зажиганием. Если предыдущие действия не позволили определить и устранить проблему, вероятно, она кроется в самой системе зажигания. Сбои в этой цепи могут привести к сбоям в функционировании тахометра. Некорректная работа прибора часто вызвана неправильной настройкой. Проверьте, правильно ли он стоит. Затем проверьте положение нуля. Для его корректировки используйте тумблер задней панели.