Ваз 21213 система охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор между ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – возвращается обратно. Впускной клапан закрывается при резком повышении давления в системе (закипание жидкости), при этом выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигнет приблизительно 0,5 кгс/см 2 , что повышает температуру кипения жидкости и сокращает ее потери. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На двигателе, оснащенном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде электронного блока управления двигателем.
Система охлаждения карбюраторного двигателя
Система охлаждения впрыскового двигателя
1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя;
4 – шланг отвода жидкости от радиатора отопителя;
5 – кран отопителя;
6 – радиатор отопителя;
7 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя;
8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора;
9 – шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора;
10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции;
11 – перепускной (байпасный) шланг термостата;
12 – крышка насоса охлаждающей жидкости;
13 – крыльчатка вентилятора;
14 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов;
15 – подводящий шланг радиатора;
16 – радиатор;
17 – пробка радиатора;
18 – сливная пробка радиатора;
19 – кожух вентилятора;
20 – отводящий шланг радиатора;
21 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости;
22 – корпус насоса охлаждающей жидкости;
23 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос;
24 – термостат;
25 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу;
26 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла;
27 – датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска;
28 – крыльчатка электровентилятора;
29 – электродвигатель;
30 – кожух электровентиляторов.
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.
Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.
Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.
Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов).
На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем (см. тут).
Система отопления описана тут.
Видео
Ваз 21213 система охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя
ВАЗ-21213 (Нива). Проверка уровня плотности жидкости в системе охлаждения
Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе (при 15–20° С) должен находиться на 3–4 см выше метки «MIN», нанесенной на расширительном бачке.
Уровень жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.
1. При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости. Для жидкости Тосол А–40, которая используется на автомобилях ВАЗ, плотность должна быть 1,078–1,085 г/см3.
2. Если уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы, то долейте дистиллированную воду.
3. Если плотность нормальная – долейте жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения.
4. Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, а автомобиль будет эксплуатироваться в холодное время года, то необходимо заменить охлаждающую жидкость.
ВАЗ-21213 (Нива). Заправка системы охлаждения охлаждающей жидкостью
Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя.
1. Cнимите пробки с радиатора и расширительного бачка, откройте кран отопителя.
2. Отсоедините шланг отопителя (верхний) от штуцера на кузове автомобиля.
3. Залейте охлаждающую жидкость (10,7 л) в радиатор (жидкость заливается по верхнюю кромку заливной горловины) до появления течи из шланга и штуцера отопителя.
4. Соедините шланг отопителя со штуцером и поставьте на место пробку радиатора. Долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой.
5. Для удаления воздушных пробок запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу до температуры охлаждающей жидкости, равной температуре открытия основного клапана термостата (80±2)° С. При этом входной и выходной патрубки радиатора должны быть горячими.
6. После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости.
7. Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте жидкость.
ВАЗ-21213 (Нива). Регулировка натяжения ремня привода насоса
Схема проверки натяжения ремня привода насоса
Натяжение ремня проверяется его прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленчатого вала.
1. Ослабьте гайки крепления генератора, сместите его от двигателя (для увеличения натяжения) или к двигателю (для уменьшения натяжения) и затяните гайки крепления.
2. Поверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке и проверьте натяжение ремня.
3. Не следует допускать чрезмерного натяжения ремня, чтобы не вызвать повышения нагрузок на подшипники генератора.
Система охлаждения автомобилей ВАЗ Нива
Срок нормальной эксплуатации автомобиля значительно зависит от качества охлаждения ДВС и его узлов. Поэтому важность исправности охладительного контура переоценить сложно. Грамотное обслуживание систем вентиляции и охлаждения достаточно простое, если знать схему нужных узлов.
Устройство системы охлаждения ДВС и узлов
Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 21213 Нива (а также моделей 2131, 21214) вполне проста и фактически не менялась с момента разработки. Узел относится к жидкостному типу с закрытой принудительной циркуляцией охладителя. На карбюраторных системах вентилятор имеет механический привод. В инжекторной схеме предусмотрены 2 электровентилятора на Ниве 2131. Основные узлы схемы охладительного узла:
- Помпа механическая. Монтируется в блоке цилиндров (БЦ) спереди, крыльчатка частично погружена в жидкость охлаждения (работает с помощью ременной передачи).
- Термостат смонтирован справа от (БЦ). Его патрубки отходят к радиатору и водяной рубашке.
- Радиатор и два пластиковых бачка с обеих сторон с передней части двигателя.
- Вентилятор с воздушным диффузором на внутренней стороне радиатора.
- Расширительный бачок с крышкой и клапанами, подключенный к радиатору патрубком.
- Теплообменник отопления салона с краном.
Контроль за температурой в системе охлаждения в разных моделях Нивы отличается. В модели 21213 с карбюраторным двигателем датчик встроен в головку цилиндров с индикатором на приборной панели. В ВАЗ Нива 21214 (инжекторный двигатель) датчик расположен в патрубке на головке цилиндров.
Он также связан с узлом, который готовит топливную смесь относительно температуры силовой установки и включает вентиляторы. Еще одно отличие от общей схемы присутствует в ВАЗ 2131: радиатор не оборудован краном слива и рассчитан на постоянную циркуляцию антифриза.
Принцип функционирования
Система охлаждение моделей ВАЗ Нива не контактирует с атмосферой в рабочем состоянии, поэтому требует давления. Охладительной жидкостью выступает антифриз с точкой замерзания – 40 градусов Цельсия. Состав раствора – вода и этиленгликоль. Общий объем контура охлаждения – 10,7 литра. Закипание антифриза возможно после температуры в +110 градусов Цельсия.
Основным функциональным узлом в системе стал термостатический клапан, который распределяет поток охладителя в зависимости от температуры двигателя. Термостат, управляемый термочувствительным датчиком, регулирует направления движения антифриза. Упрощенно схема работы выглядит следующим образом:
- До разогрева ДВС до рабочей температуры (+90 градусов Цельсия) охладитель с помощью помпы двигается по малому контуру (радиатор отопления салона, термостат, силовая установка).
- Заслонка открывается в сторону большого контура, где расположен радиатор, при температуре + 80 градусов Цельсия. После фактически весь охладитель перемещается по большому контуру, в основном охлаждаясь через радиатор.
- Малое кольцо не блокируется, но поступает в него минимум антифриза за счет патрубков более малого диаметра.
- В модели 2121 вентилятор смонтирован на ось водяного насоса и постоянно направляет поток воздуха на (БЦ). Вентиляторы охлаждения в Ниве 21214 и 2131 парные с электрическим приводом. Активируются поочередно или вместе с помощью температурного датчика (температура включения – около 100 градусов Цельсия).
- Избыток антифриза при нагреве направляется в расширительный бачок, повышается давление в системе, что снижает порог закипания охладителя.
Летом и в переходные периоды в моделях с инжектором движение охладителя ограничено специальным краном. В модели Нива Шевроле отсутствует такой блокиратор, поэтому отключение обогрева реализуется направлением воздушных потоков мимо теплообменника.
Возможные проблемы и их причины
Как и любую систему автомобиля, контур охлаждения нужно регулярно контролировать и менять изношенные детали. Первым показателем возможных проблем будет уровень охладителя в расширительном бачке. Основные поломки систем охлаждения моделей ВАЗ Нива:
- Максимальный нагрев двигателя при холодных патрубках основного радиатора означает поломку термостата. Деталь ремонту не подлежит, только замена.
- Электрические вентиляторы в инжекторных системах включаются бесконтрольно или не запускаются вообще. Это показатель поломку датчика, который передает данные контролеру.
- Неисправный датчик на головке цилиндров провоцирует неверные данные на панель управления или их полное отсутствие.
- Постоянное снижение уровня антифриза указывает на утечку где-то в контуре.
Полезное видео
В моделях с механическим вентилятором важно контролировать появление возможного люфта оси водяного насоса. При его наличии следует максимально быстро менять помпу.
Блог про Уаз
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4 жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком. Принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала с помощью клинового ремня. Одновременно служащего приводом генератора.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4, устройство, принцип действия, схемы, наименования и каталожные номера деталей.
Емкость система охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4 (включая систему отопления салона) — 10,7 литра. В системе охлаждения используется охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше минус 40 градусов.
Состав системы охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.
— Рубашка охлаждения двигателя. Выполнена в литье и окружает цилиндры в блоке цилиндров, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров и впускной трубе.
— Радиатор.
— Вентилятор с механическим приводом или два электровентилятора.
— Расширительный бачок.
— Термостат.
— Насос охлаждающей жидкости.
— Радиатор отопителя.
Схема системы охлаждения карбюраторного двигателя ВАЗ-21213 на автомобиле Лада Нива.
Схема системы охлаждения инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4.
Водяной насос системы охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.
Насос охлаждающей жидкости лопастной, центробежного типа. Приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива. На задний — пластмассовая крыльчатка.
Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,3-84,5 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют зазор 0,9—1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина.
Их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина. Она равна зазору. Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.
Наименования и каталожные номера деталей водяного насоса системы охлаждения ВАЗ-21213, ВАЗ-2131-01.
Наименования и каталожные номера привода водяного насоса системы охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.
Вентиляторы системы охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.
Для дополнительного обдува радиатора на автомобилях Лада Нива с карбюраторным двигателем ВАЗ-21213 установлен шестилопастный вентилятор с механическим приводом. Вентилятор закреплен на шкиве насоса охлаждающей жидкости.
На автомобилях Лада 4х4 с инжекторным двигателем ВАЗ-21214 установлены два электровентилятора с пластмассовыми многолопастными крыльчатками. Электровентиляторы в сборе с кожухом закреплены на передней поверхности радиатора и нагнетают воздух через сердцевину радиатора в подкапотное пространство. Электровентиляторы включаются и выключаются по команде электронного блока управления двигателем. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
Термостат системы охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.
Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в систему охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4 устанавливают термостат с твердым термочувствительным элементом. Он перекрывает большой круг системы при не прогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Термостат имеет основной и перепускной клапаны. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору. И жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.
При температуре 78-85 градусов клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок. При этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. А при температуре около 90 градусов основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается. И вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.
Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора. Он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80-85 градусов. И горячим, когда она повысится до 85-90 градусов. Термостат не ремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков, термостат заменяют.
Радиатор системы охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.
Радиатор горизонтальный, трубчато-пластинчатый, алюминиевый с пластмассовыми бачками. Он состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку.
Охлаждающая жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости. Для лучшего обдува радиатора предназначен кожух, направляющий потоки воздуха от вентиляторов.
Охлаждающую жидкость заливают через горловину радиатора. Пробка радиатора, в которой установлены впускной и выпускной клапаны, предназначена для поддержания избыточного давления в системе при нагреве двигателя.
На горячем двигателе выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе. За счет этого повышается температура кипения жидкости. При ее остывании открывается впускной клапан. Пропуская часть жидкости из расширительного бачка в радиатор и тем самым компенсируя уменьшение объема жидкости.
Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны.
Наименования и каталожные номера деталей радиатора системы охлаждения ВАЗ-21213, ВАЗ-21214, ВАЗ-2131-01.
Не герметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости. А его заклинивание в закрытом состоянии приводит к аварийному повышению давления в системе. Это может вызвать повреждение радиатора и шлангов.
Расширительный бачок.
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. Это позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 30-50 мм выше метки MIN на холодном двигателе). В пробке расширительного бачка выполнено отверстие. Поэтому в его внутренней полости давление всегда атмосферное.
Контроль температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на панели приборов. В отводящем патрубке головки блока цилиндров установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для контроллера.
Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.
Согласно рекомендации завода-изготовителя охлаждающую жидкость следует заменять через 2 года эксплуатации. Или через 60 000 километров пробега. В зависимости от того, что наступит раньше. Кроме того, если охлаждающая жидкость изменила цвет на рыжеватый, немедленно замените ее. Так как такое изменение говорит о том, что выработались ингибирующие присадки и жидкость стала агрессивной по отношению к деталям системы охлаждения.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4 заполнена охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля. Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав охлаждающей жидкости должны входить антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Порядок действий при замене охлаждающей жидкости.
1. Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку. Если площадка с уклоном, поставьте автомобиль так, чтобы его передняя часть была выше задней. Снимите защиту масляного картера и брызговик моторного отсека.
2. Откройте кран отопителя. Передвинув рукоятку управления краном вправо до упора. Подставьте емкость под пробку сливного отверстия радиатора системы охлаждения и отверните пробку. Отверните пробку радиатора системы охлаждения, повернув ее против часовой стрелки.
3. Выверните пробку из сливного отверстия на блоке цилиндров и слейте остатки охлаждающей жидкости из каналов блока цилиндров. Предварительно подставив под нее емкость.
4. Снимите пробку расширительного бачка. Для слива жидкости из расширительного бачка отстегните ремень его крепления и при открытой пробке, приподняв бачок, слейте жидкость через радиатор.
5. Заверните пробки сливных отверстий на радиаторе и блоке цилиндров и установите расширительный бачок на место.
6. Заполните систему охлаждения двигателя. Заливая охлаждающую жидкость в радиатор до тех пор, пока ее уровень не установится у нижней кромки его наливной горловины. Залейте жидкость в расширительный бачок до нормального уровня. Он находиться примерно на расстоянии 50-70 мм от кромки наливной горловины. Заверните пробки расширительного бачка и радиатора.
7. Пустите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры (до включения вентиляторов автомобиля с инжекторным двигателем). После этого остановите двигатель, проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте ее в расширительный бачок до нормального уровня
Удаление воздушной пробки из системы охлаждения двигателя ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 на Лада Нива и Лада 4х4.
При работающем двигателе следите за температурой охлаждающей жидкости по указателю. Если стрелка дошла до красной зоны, а вентиляторы инжекторного двигателя не включились, включите отопитель и проверьте, какой воздух идет через него. Если отопитель подает подогретый воздух, значит, скорее всего, неисправны вентиляторы. А если холодный — значит, в системе охлаждения двигателя образовалась воздушная пробка.
Для ее удаления заглушите двигатель, дайте ему остыть и отверните пробку радиатора. Пустите двигатель, дайте ему поработать в течение 3-5 минут и закройте пробку радиатора. Для гарантированного удаления воздуха из системы охлаждения инжекторного двигателя перед заливкой жидкости отсоедините шланг от дроссельного узла.
Заливая жидкость в радиатор, в момент начала вытекания жидкости из патрубка дроссельного узла наденьте шланг на патрубок и затяните хомут крепления шланга. После этого продолжайте доливать жидкость до нормы.
Для лучшего заполнения системы охлаждения обоих двигателей без воздушных пробок периодически прожимайте шланги радиатора рукой. Через несколько дней эксплуатации автомобиля после замены охлаждающей жидкости проконтролируйте ее уровень. При необходимости долейте охлаждающую жидкость.