33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как заменить втулки стартера

Замена втулок стартера ВАЗ 2109

Безотказная работа стартера обеспечивается слаженной работой всех узлов и механизмов, выход из строя которых влияет на работу автомобиля. Более всех подвержены износу детали, на которые воздействует механические нагрузки, к таким относятся: бендикс, якорь и подшипники. Подвижная часть якоря состоит из вала, который вращается в двух металлокерамических втулках, пропитанных маслом. Одна из втулок запрессована в заднюю крышку стартера, другая вмонтирована в картер сцепления.

Симптомы выхода из строя втулок стартера ВАЗ 2109

Главным признаком, дающим знать о неисправности втулок стартера при включении зажигания является пронзительный шум, доносящийся со стороны моторного отсека, затем перерастающий в визг и резко затухающий. Не исключена возможность выхода из строя втулок и если вращение якоря происходит рывками или очень медленно. При возникновении данных проявлений необходимо как можно скорее приступить к диагностическим и ремонтным процедурам, в противном случае проблема может усугубиться.

Если при проведении диагностики обнаружились следы износа, металлическая стружка, задиры, трещины, то повреждённые детали необходимо заменить. Чаще всего ломается втулка в картере сцепления (передняя), реже — втулка задней крышки.

Советы по замене втулок ВАЗ 2109/2108

Замена втулок стартера ВАЗ 2109, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно сложная процедура, требующая специального инструмента и знания устройства стартера, но её можно осуществить при помощи данной инструкции и навыков ремонта автомобиля.

При изготовлении автомобиля втулка запрессовывается в картер, что создаёт дополнительные трудности при извлечении детали из гнезда. Чтобы это проделать, необходимо воспользоваться специальным съёмником или правильно выбрать метчик. Далее необходимо ввинтить метчик во втулку, дойдя до дна отверстия, он вытолкнет втулку в наружу.

Другим способом вытащить втулку из картера можно при помощи заточенной под шило отверткой или просто раскрошить деталь зубилом и вытащить обломки. Как в первом, так и во втором случае нужно соблюдать осторожность, чтобы не разворотить посадочное место.

Существует мнение, что перед установкой новой втулки в стартер, ее следует доработать. Для свободного проворачивания якоря, нужно втулку расширить специальной развёрткой диаметром 12 миллиметров. После этого втулку можно ставить на место.

Для проведения работ по замене втулки стартера ВАЗ 2109 понадобится:

  • отвертка и зубило;
  • метчик или съёмник;
  • пробоец;
  • рожковые ключи «на 10», «на 13»;
  • молоток;
  • комплект втулок стартера ВАЗ 2109.

Цена комплекта втулок ВАЗ 21080160122000 составляет 65 рублей.

Стоимость актуальна для Москвы и области на лето 2017.

Ключом «на 10» ослабляем затяжки гаек стяжных болтов.

Замена втулок стартера

При износе втулок стартера повышается нагрузка на его электродвигатель. При сильном износе якорь стартера начинает задевать за обмотку статора, что сразу «садит» аккумуляторную батарею, особенно это актуально в зимний период времени.

Последствия для стартера при работе с изношенными втулками

Если своевременно не будет произведена замена втулок стартера, то при дальнейшей эксплуатации стартера с изношенными втулками обмотки якоря и статора будут подвержены сильному нагреву, что приведет к отказу стартера.
Вызвано это тем, что бакелит, которым обработаны провода обмоток начинает плавиться от большой температуры, что приводит сначала к межвитковому замыканию обмотки, а в дальнейшем и короткому замыканию и сгорании обмотки.
Помимо этого, из-за повышенной нагрузки при проворачивании якоря стартера интенсивно изнашиваются щетки стартера и коллекторные пластины якоря в месте контакта со щетками, поэтому требуется преждевременная замена щеток стартера.

Процесс замены втулок стартера

Для замены втулок стартер снимается с двигателя, разбирается и выполняется дефектовка всех его составляющих. Износ втулок можно определить по люфту вала якоря во втулке. Для этого после разборки нужно вставить вал якоря во втулку и покачать из стороны в сторону, что сразу покажет выработку. Износ втулок стартера можно определить и по следам задевания якоря за обмотку статора, где будет отчетливо видно пятна контакта якоря с обмоткой статора, что говорит о необходимости замены втулок стартера.
Проходная втулка выбивается выколоткой подходящего диаметра или любым болтом схожим по размерам с внешним диаметром втулки.

Читать еще:  Кия рио не заводится стартер крутит

Сложнее с глухой, непроходной втулкой, которая устанавливается либо в корпусе кожуха сцепления, как при замене втулок стартера ваз 2108-09 и их модификаций, либо в глухой крышке стартера, например, стартера Мицубиси.

Для извлечения глухой втулки стартера понадобится съемник.

Самодельный съемник втулок стартера

Для его изготовления понадобится метчик для нарезания резьбы, ударная втулка(массивная), гайка и сварка. На метчик надевается ударная втулка(боек) и со второго конца метчика приваривается гайка для ограничения хода бойка. Метчик заворачивается во втулку до упора и с помощью ударов бойком втулка постепенно выходит из своего посадочного места.

За неимением съемника можно воспользоваться проверенным способом с использованием ножовочного полотна по металлу. Конец полотна обтачивается на точиле на столько, чтобы он вошел внутрь втулки стартера. Заготовленным таким образом полотном делается один или два разреза по всей длине втулки, после чего ее можно легко выковырнуть из своего посадочного места.

Виды втулок для ремонта стартера

Для замены выпускается ремкомпект с втулками. Обычно это втулки из металлокерамики. При работе с этими втулками нужна специальная оправка, наружный диаметр которой должен точно соответствовать диаметру отверстия втулки. При запрессовке втулок необходимо действовать аккуратно, так как сильный удар может сразу раскрошить втулку, так как металлокерамика очень хрупкая и не выдерживает ударов.

Перед установкой втулок стартера из металлокерамики их необходимо на 5-10 минут погрузить в ванночку с моторным маслом. Поры металлокерамики напитаются маслом, что послужит смазкой для втулок при их эксплуатации.

При невозможности приобрести фирменные втулки стартера, особенно это актуально для стартеров иномарок, их можно изготовить из бронзы. Для образца нужно дать токарю старые втулки и якорь статора (вал которого может иметь выработку), для изготовления втулок точно по реальным размерам.

Замена втулок на стартере своими руками

На стартере автомобиля часто изнашиваются втулки. Проблема получается распространенной. Изношенные компоненты перестают четко выполнять свои функции. Получается, что втулки, оформленные из металлокерамики и бронзы, оказываются расходным материалом. Функционал деталей зависит формата эксплуатации, качества конструкции стартера. Поэтому приходится эти изделия обслуживать или производить замену.

Попытаемся осуществить эту замену, не испортив элементы и посадочные позиции. Выясним симптомы подобной поломки. Случается, что перестает работать стартер на автомобиле, осуществляющий пуск двигателя. Когда втулки существенно износились, разрушились, на оси происходит биение у ротора. В результате отсутствует контакт на массе роторной обмотки. Стартер перестает работать. Если не получается запустить через «движок» машины, то сразу возникают шумы.

Чтобы заменить устаревшие втулки, предстоит снять стартер с авто.

  • Предварительно отключается клемма на аккумуляторе.
  • Скидываем провода на втягивающем реле. Чтобы отключить тонкий элемент (питание на обмотке реле), достаточно потянуть.
  • При удалении проводника толстого пользуемся гаечным ключом – скручиваем гайку фиксации. Обычно это гайка на 13.
  • Останется лишь открутить три болта крепления стартера к коробке передач.

После снятия стартера приступаем к его разборке. Это позволит выявить действительную причину поломки. Отсоединяем сразу втягивающее реле, отверткой выкручиваем болты. Предстоит ротор вытащить на пластинах бендикса. Скидываем сзади крышку установки, просматриваем ось ротора. Убираем кольцо стопорное отверткой. Останется лишь выкрутить гайки, чтобы разъединились три составляющие корпуса стартера. Именно так узел разбирается.

Определив изношенность втулок стартера, вытаскиваем их из пазов. Устанавливаем на узел новые образцы втулок.

Читать еще:  Стартер газель некст камминз

Снимаем крышку, выбиваем старый экземпляр, удаляем остатки. Осуществляем запрессовку прикупленной втулки. Не всегда монтируемый образец четко попадает в место посадки. Приходится уменьшать компонент по внешнему диаметру. Если заталкивать деталь с усилием, лопнет крышка. Просто обрабатываем изделие «наждачкой».

После установки новых втулок обязательно смазываем литолом и собираем все в обратном порядке.

Не на всех автомобилях передние втулки установлены непосредственно на стартере, если он с открытым конусом, то разбитую втулку необходимо искать на самой коробке передач и производить замену уже на ней тем же самым методом.

Так же советуем вам прочитать:

Второе поколение Peugeot 3008 2017 года

Проверка геометрии кузова в теории и на практике

1 Kомментарий

Если честно то менять эти втулки такая морока, в особенности если этого никогда не делал, для меня так проще отдать стартер в ремонт, где и втулки подберут и сделают качественнее и быстрее, заодно и весь стартер посмотрят на работоспособность вместе с втягивающим

Замена втулок стартера своими руками

Устройство стартера

Как же выполняется замена втулок стартера? Прежде чем приступать к сути вопроса необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с устройством агрегата. Автомобильный стартер по своей сути является миниатюрным четырехполосным электродвигателем, обеспечивающим начало вращения коленчатого вала. Он обеспечивает такую начальную частоту вращения, которая необходима для того, чтобы завелся двигатель внутреннего сгорания. Стартер является электрическим двигателем постоянного тока, берущим энергию от аккумуляторной батареи. Получая электрическое напряжение от аккумулятора, он увеличивает мощность посредством четырех щеток, являющихся его неотъемлемой частью. Стартеры бывают:

  • Редукторные;
  • Безредукторные.

И первые и вторые имеют как свои преимущества, так и недостатки.

Стартеры с редуктором хороши тем, что могут обеспечивать вращение коленчатого вала, необходимое для запуска двигателя, даже при сильно разряженной аккумуляторной батарее.

редукторный стартер

Кроме того, сильной стороной редукторных вариантов является присутствие постоянных магнитов, за счет которых проблемы с обмоткой статора сводятся к минимуму. Хотя при длительной эксплуатации такого стартера возможен выход из строя вращающей шестерни. Справедливости ради стоит отметить, что к этому чаще всего приводит низкое качество производства или брак.

Безредукторные стартеры оказывают непосредственное воздействие на вращение шестерни.

Эти устройства имеют более простую конструкцию. Их проще ремонтировать самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов из автосервиса. Они достаточно надежны, а вероятность выхода их из строя из-за электрического воздействия стремится к нулю. Однако при низких температурах безредукторные стартеры все же могут работать нестабильно.

В каких случаях требуется замена втулок?

В жизни любого автомобилиста могут быть ситуации когда по различным причинам не удается запустить двигатель. Одной из причин могут быть изношенные втулки. Представим такую ситуацию. Во время заводки стартер с заметным трудом пытается проворачивать коленчатый вал то и дело заедая и останавливаясь. Непосвященный автомобилист при этом недоумевает из-за чего это может происходить, ведь аккумуляторная батарея исправна и полностью заряжена. Причиной в этом случае является задевание якоря за статор. Зазор между первым и вторым всего десятые доли миллиметра, за счет этого даже самый небольшой перекос вала якоря относительно статора обязательно приведет вышеуказанным проблемам. Этот перекос появляется за счет выхода из строя подшипников скольжения в которых и вращается якорь. Как правило, более изношенным является передний подшипник, так как основная нагрузка ложится именно на него. Подшипниками в данном случае являются втулки из латуни. Передний встраивается в специальное отверстие, которое расположено в картере сцепления. Задний же подшипник расположен на крышке стартера.

Замена втулки

Технология замены

Прежде всего необходимо отсоединить хотя бы один из проводов от аккумуляторной батареи, а также все провода от стартера. Затем нужно вывернуть нижний болт, который крепит стартер, и ввернуть его с обратной стороны для фиксации двигателя к своей передней опоре. В противном случае мотор может податься вперед. После этого требуется вывернуть остальные два болта, которые крепят стартер, и снять его с автомобиля. Как говорилось ранее, втулка встроена в картер сцепления. Для ее извлечения необходим метчик М12, а также патрон от дрели. Метчик придется вставить в патрон, затем зажать, после чего необходимо с осторожностью ввернуть его во втулку, одновременно нарезая тем самым резьбу. Большая аккуратность требуется вследствие того, что сталь метчика весьма хрупкая и даже небольшой перекос с приложенным усилием может привести к его поломке. При этом хвостовик останется в руках, а режущая часть внутри втулки. Казалось бы, ситуация безвыходная. Однако это не так. Длина втулки равна примерно 14 миллиметрам, а это означает, что на руках имеется примерно 10 или 20 мм режущей части метчика. Нужно взять обычную гайку с точно такой же резьбой М12 и навернуть ее на сломанный метчик. В ситуации когда метчик обломан так, что навернуть на него гайку не получается, можно взять соответствующей резьбы болт длиной около 10 сантиметров и выточить на нем канавки, аналогичные канавкам метчика. А можно поступить более радикально, но в то же время проще. Отправиться в магазин за новеньким метчиком. Метчик снабжен тремя канавками в которые необходимо вставить гвозди подходящего размера. Это нужно сделать таким образом, чтобы их концы выпирали за торец метчика примерно на 10 мм. Получившуюся конструкцию необходимо постараться вставить во втулку с поломанным концом метчика. Получиться может не сразу, однако при должном упорстве операция легко выполнима. После этого можно пробовать выкручивать обломок и снова пытаться вывернуть втулку. Как правило, после нескольких оборотов втулка начнет проворачиваться, и ее можно будет аккуратно выкрутить. Если же втулка сильно прикипела, то придется нарезать в ней резьбу приблизительно на 6 или 8 оборотов. После этого вынуть метчик, а на его место ввернуть подходящего размера болт и уже с его помощью вынимать втулку. Когда на ее место вставляется новая, то слегка запрессовывается.

Читать еще:  Как завести дизель без стартера

Втулки

Если замена происходит уже не в первый раз, то втулку можно довольно легко вставить рукой. Но в процессе длительной эксплуатации это может привести к тому, что она провернется в посадочном отверстии. С течением времени посадочное отверстие будет разбиваться, образуя так называемый эксцентриситет, и может произойти перекос вала стартера. Это означает, что стартер будет заедать, и двигатель завести не получится. Однако это довольно легко устраняется. Для этого необходимо определить размер так называемого эксцентриситета. Затем надо выточить либо заказать у специалиста втулку большего наружного диаметра как раз на размер эксцентриситета. Сбоку этой втулки следует напаять немного припоя. После этого втулка будет входить с маленьким натягом.

Резюме

Стоить отметить, что у стартера без редуктора зазор между якорем и статором больше нежели у редукторного аналога По этой причине допустимый перекос вала у него также больше.

И еще один совет. Если стартер все равно разобран, то неплохо было бы заменить и щетки. Детали ведь копеечные, поэтому ждать их отказа, чтобы потом заниматься с ними отдельно не стоит. Конечно, для всех операций, о которых рассказывалось выше необходим хотя бы небольшой опыт. А он, как известно, дело наживное. В конце концов, чтобы его получить надо пробовать. Дерзайте!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: